ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 11-АПА19-20 от 20.08.2019 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 11-АПА 19-20

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Москва 20 августа 2019 года 

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации в составе 

председательствующего Хаменкова В.Б.,

судей Корчашкиной Т.Е. и Зинченко И.Н.,
при секретаре Виноградовой Е.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по  административному исковому заявлению Юровой Татьяны Алексеевны об  отмене решения территориальной избирательной комиссии Авиастроительного  района города Казани Республики Татарстан о признании незаконным и отмене  решения о регистрации кандидатом в депутаты № 90/4 от 26 июля 2019 года «О  регистрации Шайдуллина Рустема Асгатовича кандидатом в депутаты  Государственного Совета Республики Татарстан шестого созыва по  Айдаровскому одномандатному избирательному округу № 1» по  апелляционной жалобе Юровой ТА. на решение Верховного суда Республики  Татарстан от 05 августа 2019 года, которым отказано в удовлетворении ее  административного иска. 

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации  Корчашкиной Т.Е., объяснения представителя Юровой Т.А.- Юрова Р.В.,  поддержавшего доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора  Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю.,  полагавшей, что решение суда подлежит отмене, Судебная коллегия по  административным делам Верховного Суда Российской Федерации, 


руководствуясь статьями 177, 309 Кодекса административного  судопроизводства Российской Федерации, 

установила:

Постановлением Государственного Совета Республики Татарстан от 5  июня 2019 года № 2868-У ГС на 8 сентября 2019 года назначены выборы  депутатов Государственного Совета Республики Татарстан шестого созыва. 

Решением территориальной избирательной комиссии Авиастроительного  района города Казани Республики Татарстан от 26 июля 2019 года № 90/4  Шайдуллин Р.А., выдвинутый в порядке самовыдвижения, зарегистрирован  кандидатом в депутаты Государственного Совета Республики Татарстан  шестого созыва/по Айдаровскому одномандатному избирательному округу №  1. 

Юрова ТА. являясь зарегистрированным кандидатом в депутаты  Государственного Совета Республики Татарстан шестого созыва по тому же  одномандатному округу, обратилась в суд с административным исковым  заявлением об отмене решения территориальной избирательной комиссии  Авиастроительного района города Казани Республики Татарстан от 26 июля  2019 года № 90/4, как принятого с нарушением пункта 24 статьи 38  Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях  избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской  Федерации» (далее - Федеральный закон «Об основных гарантиях  избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской  Федерации», Федеральный закон № 67-ФЗ), поскольку кандидатом  Шайдуллиным РА. изначально в окружную избирательную комиссию не были  представлены в полном объеме надлежащим образом оформленные и  заверенные документы, в порядке установленным законом: в заявлении о  согласии баллотироваться в графе «основное место работы, или службы,  занимаемая должность» имеются заранее не оговоренные исправления, неверно  указана принадлежность кандидата к политической партии, в документе,  подтверждающем открытие специального избирательного счета, не заполнена  графа «Ф.И.О. кандидата, наименование и номер одномандатного  избирательного округа», копии предоставленных документов: об образовании,  основном месте работы или службы, о занимаемой должности - надлежащим  образом не заверены, в подписных листах указаны недостоверные сведения о  занимаемой кандидатом должности, подписные листы отпечатаны в  организации, не имеющей никакого отношения к полиграфии, в справке об 


исследовании подписных листов не дан ответ на поставленный вопрос:  «Выполнены ли записи данных избирателя (или часть записей) не самим  избирателем и не сборщиком?». 

Указанные обстоятельства, по мнению административного истца, являются  основанием для отмены решения территориальной избирательной комиссии  Авиастроительного района города Казани Республики Татарстан о регистрации  кандидата в депутаты Шайдуллина РА. 

Решением Верховного Суда Республики Татарстан от 05 августа 2019 года  в удовлетворении заявленных административным истцом требований отказано. 

В апелляционной жалобе Юрова Т.А. просит решение суда отменить в  связи с неправильным применением судом норм материального и  процессуального права, и принять по делу новое решение об удовлетворении  заявленных требований. Считает, что Шайдуллиным Р.А. в избирательную  комиссию была предоставлена не достоверная справка с места работы № 79 от  10.07.2019 года. Полагает выводы суда о том, что Шайдуллиным Р.А. в  избирательную комиссию были предоставлены достоверные сведения о месте  его постоянной работы, занимаемой должности, необоснованными. А также  указывает на то, что суд неправомерно не учел нарушение Шайдуллиным Р.А.  положений подпункта «б» пункта 2.2 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ и  пункта 2 части 2 статьи 39 Избирательного кодекса Республики Татарстан,  выразившееся в предоставлении кандидатом документов об образовании,  основном месте работы или службы, о занимаемой должности, не заверенных  самим кандидатом. 

Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе,  представителем территориальной избирательной комиссии Авиастроительного  района города Казани Республики Татарстан представлены письменные  возражения. 

Административный истец Юрова Т.А., административный ответчик,  заинтересованное лицо в судебное заседание суда апелляционной инстанции не  явились, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке  извещены своевременно и в надлежащей форме. На основании части 1 статьи  307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с  учетом положений частей 8 и 9 названного Кодекса Судебная коллегия по  административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает  возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц. 

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы,  Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской  Федерации находит решение суда подлежащим отмене по следующим  основаниям. 

В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона № 67-ФЗ  решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть  отменено судом, если будет установлено, что данное решение было принято  избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных 


пунктом 24 статьи 38 этого же Федерального закона, иных требований,  предусмотренных этим же Федеральным законом, иным законом. 

Аналогичные положения отражены в части первой статьи 47  Избирательного кодекса Республики Татарстан, согласно которой регистрация  кандидатов, выдвинутых по одномандатным (или многомандатным)  избирательным округам, осуществляется соответствующей окружной  комиссией, иной комиссией, осуществляющей в соответствии с настоящим  Кодексом полномочия окружной комиссии. Регистрация кандидатов,  выдвинутых по единому избирательному округу, списков кандидатов  осуществляется избирательной комиссией, организующей выборы. 

Согласно статье 38 Федерального закона № 67-ФЗ регистрация  кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при  наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в  федеральные органы государственной власти, органы государственной власти  субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и  глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33  настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов,  представляемых в соответствующую избирательную комиссию для  уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, а  также при наличии необходимого количества подписей избирателей,  собранных в поддержку выдвижения кандидата. 

Частью 1 статьи 45 Избирательного кодекса Республики Татарстан так  же установлено, что регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется  соответствующей избирательной комиссией при наличии (представлении)  заявления (заявлений) кандидата (кандидатов) о согласии баллотироваться по  соответствующему избирательному округу и иных документов, указанных в  статьях 39-42 настоящего Кодекса. При выявлении неполноты сведений о  кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов  соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня  заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос  о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата,  избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания  избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о  регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения  и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное  объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате  (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и  представленные в соответствии со статьями 40 - 42 настоящего Кодекса, а  также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями  избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о  выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в  целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями  закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение  вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с 


нарушением требований закона. В случае отсутствия копии паспорта  (отдельных страниц паспорта, определенных Центральной избирательной  комиссией Российской Федерации) или документа, заменяющего паспорт  гражданина и (или) копии документов, подтверждающих указанные в  заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о  занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является  депутатом, кандидат, избирательное объединение вправе представить ее (их) не  позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на  котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка  кандидатов. 

Согласно части 1 статьи 39 Избирательного кодекса Республики  Татарстан, гражданин, выдвинувший свою кандидатуру по одномандатному  (многомандатному) избирательному округу или единому избирательному  округу, представляет в соответствующую окружную комиссию (или комиссию,  на которую возложены полномочия соответствующей окружной комиссии)  либо в избирательную комиссию, организующую выборы, соответственно,  заявление кандидата о его согласии баллотироваться по одномандатному  (многомандатному) избирательному округу или единому избирательному  округу с обязательством в случае избрания прекратить деятельность,  несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной  должности. 

В соответствии пунктами 1, 2 части 2 вышеуказанной нормы, вместе с  заявлением, предусмотренным частью 1 настоящей статьи, представляются: 

Подпунктом «в.1» пункта 24 статьи 38 указанного Федерального закона  закреплено, что основанием отказа в регистрации кандидата является наличие  на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором  должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов,  представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата,  документов, оформленных с нарушением требований указанного Федерального  закона, иного закона. 

Документы, представленные в избирательную комиссию и заверенные  неуполномоченным лицом, не могут быть признаны оформленными в  соответствии с требованиями закона. 

Аналогичные положения отражены и в пункте 4 части 6 статьи 47  Избирательного кодекса Республики Татарстан. 

Исследовав представленные доказательства, суд установил, что 4 июля  2019 года Шайдуллин Р.А. представил в территориальную избирательную 


комиссию Авиастроительного района города Казани Республики Татарстан  уведомление о самовыдвижении кандидатом в депутаты Государственного  Совета Республики Татарстан шестого созыва по Айдаровскому  одномандатному избирательному округу № 1, заявление о согласии  баллотироваться кандидатом в депутаты по указанному округу. Одновременно  с уведомлением о самовыдвижении, и заявлением о согласии баллотироваться  Шайдуллиным Р.А. были представлены: копии паспорта гражданина  Российской Федерации; документа об образовании; справки с места работы;  справки о членстве во Всероссийской политической партии «Единая Россия»;  сведения о размере и об источниках доходов, имуществе, принадлежащем  кандидату на праве собственности, о счетах (вкладах) в банках, ценных  бумагах; справки о принадлежащем кандидату, его супруге недвижимом  имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об  источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное  имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами  территории Российской Федерации; справки в отношении Шайдуллина Р.А.,  его супруги о расходах по каждой сделке по приобретению земельного участка,  другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций  (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), и об  источниках получения средств, за счет которых совершена сделка. 

Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с позицией суда  первой инстанции о несостоятельности утверждения административного истца  о наличии неоговоренных исправлений в заявлении Шайдуллина Р.А. о  согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Государственного Совета  Республики Татарстан шестого созыва по Айдаровскому одномандатному  избирательному округу № 1 в части указания сведений о месте работы,  поскольку данные доводы не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения  дела. 

Отклоняя доводы административного истца о наличии недочетов в  оформлении уведомления о реквизитах специального избирательного счета, а  также противоречий в наименовании партии, членом которой является  Шайдуллин Р.А., суд пришел к правильному выводу о том, что данные  недочеты не являются основаниями для отказа в регистрации Шайдуллина Р.А. 


в качестве кандидата и, соответственно, не могут повлечь отмену  оспариваемого решения. 

Вместе с тем с выводом суда об отсутствии других оснований для отмены  решения территориальной избирательной комиссии Авиастроительного района  города Казани Республики Татарстан № 90/4 от 26 июля 2019 года о  регистрации Шайдуллина Рустема Асгатовича кандидатом в депутаты  Государственного Совета Республики Татарстан шестого созыва по  Айдаровскому одномандатному избирательному округу № 1 Судебная коллегия  согласиться не может. 

Суд первой инстанции пришел к выводу о представлении кандидатом  Шайдуллиным Р.А. в избирательную комиссию необходимого комплекта  документов, оформленного в установленном законом порядке. Однако такой  вывод суда является неверным, основанным на неправильном применении  норм избирательного законодательства, и не соответствует фактическим  обстоятельствам дела. 

Как следует из материалов настоящего административного дела,  Шайдуллиным Р.А. в избирательную комиссию были представлены копии  документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании,  основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а  также копия паспорта, не заверенные самим кандидатом. Указанные документы  заверены только представителем ТИК, что противоречит требованиям  подпункта «б» пункта 2.2 статьи 33, подпункта «в.1» пункта 24 статьи 38 и  пункта 6 статьи 76 Федерального закона № 67-ФЗ и статье 39 Избирательного  кодекса Республики Татарстан, и является основанием для отмены решения  избирательной комиссии о регистрации кандидата 

Доводы суда о том, что поскольку достоверность вышеуказанных  документов была подтверждена посредством представления избирательной  комиссии подлинников вышеуказанных документов, в связи с чем нарушений  не допущено, нельзя признать состоятельными, поскольку они основаны на  неверном толковании норм материального права, предусматривающем  обязанность представлять в избирательную комиссию перечисленные в законе  документы для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата,  оформленные в соответствии с требованиями избирательного законодательства,  тогда как представленные Шайдуллиным Р.А. документы таким требованиям  не отвечают. 

Кроме того довод суда первой инстанции о том, что копия диплома  Шайдуллина Р.А. была изготовлена с подлинника, опровергается его копией,  находящейся в материалах дела, из которой усматривается, что данная копия  изготовлена с копии диплома, заверенной начальником отдела кадров по месту  работы Шайдуллина Р.А. (л.д. 72). 

Поскольку Шайдуллиным Р.А. в избирательную комиссию были  представлены копии документов, подтверждающих сведения об образовании,  основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а  также копия паспорта, не заверенные самим кандидатом, то указанное 


обстоятельство свидетельствует о наличии на день, предшествующий дню  заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос  о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления  о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с  нарушением требований названного федерального закона и Избирательного  кодекса Республики Татарстан. 

Данное нарушение в силу подпункта «в.1» пункта 24 статьи 38  Федерального закона № 67-ФЗ является основанием для отказа в регистрации  кандидата, следовательно, в связи с чем оспариваемое административным  истцом решение избирательной комиссии принято с нарушением  вышеназванных требований закона. 

При таких обстоятельствах принятое по настоящему административному  делу решение суда является незаконным и подлежит отмене с вынесением  нового решения об удовлетворении заявленных требований. 

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса  административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная  коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации 

определила:

решение Верховного Суда Республики Татарстан от 05 августа 2019 года  отменить. 

Принять по административному делу новое решение, которым отменить  решение территориальной избирательной комиссии Авиастроительного района  города Казани Республики Татарстан по выборам депутата Государственного  Совета Республики Татарстан шестого созыва по Айдаровскому  одномандатному избирательному округу № 1 от 26 июля 2019 года № 90/4 «О  регистрации Шайдуллина Рустема Асгатовича кандидатом в депутаты  Государственного Совета Республики Татарстан шестого созыва по  Айдаровскому одномандатному избирательному округу № 1». 

Председательствующий
Судьи