ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 127-АПА19-23 от 26.08.2019 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 127-АПА19-23

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Москва 26 августа 2019 года

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации в составе 

председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Горчаковой ЕВ. и Корчашкиной Т.Е.
при секретаре Горенко А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по  административному исковому заявлению Гриценко Анатолия Павловича об  отмене решения территориальной избирательной комиссии Ленинского района  Республики Крым (с полномочиями окружной избирательной комиссии  Ленинского одномандатного округа № 12, далее - Избирательная комиссия) от  19 июля 2019 года № 106/1799-1 «Об отказе Гриценко Анатолию Павловичу,  выдвинутому в порядке самовыдвижения, в регистрации кандидатом в  депутаты Государственного Совета Республики Крым второго созыва по  Ленинскому одномандатному избирательному округу № 12» и возложении  обязанности зарегистрировать кандидатом по апелляционной жалобе  административного истца на решение Верховного Суда Республики Крым от  31 июля 2019 года, которым административное исковое заявление оставлено  без удовлетворения. 

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации  Горчаковой Е.В., возражения против удовлетворения апелляционной жалобы  представителя Избирательной комиссии Республики Крым и  административного ответчика Гузеевой И.Н., заключение прокурора  Генеральной прокуратуры Российской Федерации Агафонова И.Е., Судебная  коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации 


установила:

постановлением Государственного Совета Республики Крым от 3 июня  2019 года № 2386-1/19 выборы депутатов Государственного Совета Республики  Крым второго созыва назначены на 8 сентября 2019 года. 

Решением Избирательной комиссии от 19 июля 2019 года № 106/1799-1  Гриценко А.П., выдвинутому в порядке самовыдвижения, отказано в  регистрации кандидатом в депутаты Государственного Совета Республики  Крым второго созыва по Ленинскому одномандатному избирательному округу   № 12 на основании подпункта «а» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от  12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и  права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 67-ФЗ) и пункта 1 части 4 статьи 41 Закона Республики  Крым от 26 февраля 2019 года № 572-ЗРК/2019 «О выборах депутатов  Государственного Совета Республики Крым» (далее - Закон Республики Крым)  ввиду отсутствия пассивного избирательного права в связи с наличием у него  гражданства иностранного государства. 

Гриценко А.П. обратился с административным исковым заявлением об  отмене приведённого решения Избирательной комиссии, а также о возложении  на административного ответчика обязанности зарегистрировать его кандидатом  в депутаты Государственного Совета Республики Крым второго созыва по  Ленинскому одномандатному избирательному округу № 12, считая, что  отсутствовали правовые основания для отказа ему в регистрации кандидатом,  поскольку законодательство о выборах не предусматривает обязанность  предоставлять в избирательную комиссию заявление о нежелании состоять в  гражданстве иностранного государства. 

В обоснование требований административный истец ссылался на факт  обращения 17 июля 2019 года к специалисту по УФМС по Ленинскому району  Республики Крым по вопросу написания и подачи заявления о нежелании  состоять в гражданстве Украины в соответствии с частью 4 статьи 4  Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О  принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе  Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города  федерального значения Севастополя» (далее - Федеральный конституционный  закон № 6-ФКЗ), между тем ему было отказано в этом в связи с отсутствием  паспорта гражданина Украины. 

Решением Верховного Суда Республики Крым от 31 июля 2019 года  административное исковое заявление оставлено без удовлетворения. 

В апелляционной жалобе Гриценко А.П. ставит вопрос об отмене  судебного решения, как постановленного с нарушениями норм  процессуального и материального права, и принятии нового решения об  обязании Избирательной комиссии зарегистрировать его кандидатом в  депутаты. 


Относительно апелляционной жалобы участвующим в деле прокурором и  административным ответчиком представлены возражения о необоснованности  её доводов и законности судебного решения. 

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы  апелляционной жалобы, возражений на неё, Судебная коллегия не находит  оснований для отмены решения суда первой инстанции, который  проанализировав нормы федерального законодательства, регулирующего  возникшие отношения, дал верную правовую оценку заявленным требованиям  и правомерно отказал в их удовлетворении. 

Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам Российской  Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной  власти (часть 2 статьи 32). 

Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации  конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории  Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации,  федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов  Российской Федерации, уставами муниципальных образований определены  Федеральным законом № 67-ФЗ. 

Решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата  может быть отменено судом по заявлению кандидата, если будет установлено,  что оно принято с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26  статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ, иных требований, предусмотренных  поименованным законом, иным законом (пункт 6 статьи 76). 

Отсутствие у кандидата пассивного избирательного права является в силу  подпункта «а» пункта 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ основанием  отказа в регистрации кандидата. 

Приведённой норме корреспондируют предписания пункта 1 части 4  статьи 41 Закона Республики Крым. 

Не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации,  имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или  иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина  Российской Федерации на территории иностранного государства (пункт 3.1  статьи 4 Федерального закона № 67-ФЗ). 

Как следует из материалов дела, Гриценко А.П. с 21 марта 2002 года  проживает в Республике Крым, приобрёл российское гражданство путём  признания на основании статьи 4 Федерального конституционного закона   № 6-ФКЗ, получив 10 апреля 2014 года паспорт гражданина Российской  Федерации на основании паспорта гражданина Украины, выданного 19 августа  2002 года Ленинским РО ГУ МВД Украины в Крыму, то есть Гриценко А.П. на  момент получения паспорта в 2014 году являлся гражданином Украины. 

Названной статьёй определено, что граждане Украины и лица без  гражданства, постоянно проживающие на этот день на территории Республики  Крым или на территории города федерального значения Севастополя,  признаются гражданами Российской Федерации, за исключением лиц, которые 


в течение одного месяца после этого дня заявят о своём желании сохранить  имеющееся у них и (или) их несовершеннолетних детей иное гражданство либо  остаться лицами без гражданства, со дня принятия в Российскую Федерацию  Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых  субъектов. Такое лицо, получившее документ, удостоверяющий личность  гражданина Российской Федерации, признаётся на территории Российской  Федерации гражданином, не имеющим гражданства иностранного государства,  при условии подачи им заявления о нежелании состоять в гражданстве  иностранного государства в федеральный орган исполнительной власти,  осуществляющий функции по выработке и реализации государственной  политики и нормативно-правовому регулированию в сфере миграции (части 1  и 4). 

Из правового анализа приведённых предписаний федерального  законодателя в совокупности с положениями пункта 6 статьи 33 Федерального  Закона № 67-ФЗ, обязывающими избирательную комиссию обратиться в  компетентные органы с представлением о проверке достоверности сведений о  кандидатах, включая вопросы гражданства, следует, что в случае установления  наличия у кандидата гражданства иностранного государства (для лиц,  признанных гражданами Российской Федерации в соответствии с частью 1  статьи 4 Федерального конституционного закона № 6-ФКЗ отсутствие  поданного в установленном порядке заявления о нежелании состоять в  гражданстве иностранного государства), такое обстоятельство является  основанием для принятия избирательной комиссией решения об отказе в  регистрации. 

Избирательная комиссия, рассмотрев представленные Гриценко А.П.  документы, установив, что кандидат заявление о нежелании состоять в  гражданстве Украины не подавал (ответ ОМВД по Ленинскому району  Республики Крым от 10 июля 2019 года № 021/2160) и выявив отсутствие  документа, подтверждающего подачу им заявления о нежелании состоять в  гражданстве иностранного государства, приняла 15 июля 2019 года решение о  его извещении о выявленных недостатках и предложила в срок до 18 июля 2019  года их устранить. 

Поскольку Гриценко А.П. такие сведения не представил, Избирательная  комиссия, как правильно указал суд первой инстанции, правомерно отказала в  регистрации кандидата. 

Утверждение в апелляционной жалобе о потере паспорта гражданина  Украины, как причины невозможности обращения в соответствующие органы  с заявлением о нежелании состоять в гражданстве иностранного государства не  ставит под сомнение правильность заключения суда первой инстанции о  наличии у Гриценко А.П. гражданства иностранного государства,  свидетельствующего об отсутствии у него пассивного избирательного права. 

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, основаны  на неверном толковании норм материального и процессуального права и не  влекут отмену обжалуемого решения по настоящему делу, при рассмотрении 


которого судом первой инстанции не допущено нарушении, влекущих  безусловную отмену судебного акта. 

Ввиду изложенного, Судебная коллегия по административным делам  Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 307, 309,  310 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской  Федерации, 

определила:

решение Верховного Суда Республики Крым от 31 июля 2019 года оставить без  изменения, апелляционную жалобу Гриценко Анатолия Павловича - без  удовлетворения. 

Председательствующий
Судьи