ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 127-АПА19-3 от 03.04.2019 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 127-АПА19-3

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва 3 апреля 2019 г. 

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации в составе 

председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д. и Нефедова О.Н.
при секретаре Гроховской В.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному  исковому заявлению Ялтинской местной общественной организации  социальной помощи «Сподвижник-взвод» о признании не действующим в  части Положения о порядке определения нормативной цены земельных  участков, расположенных на территории Республики Крым, размера арендной  платы, платы за установление сервитута, в том числе публичного, платы за  проведение перераспределения земельных участков, размера цены продажи  земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым,  утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым  от 12 ноября 2014 г. № 450 «О плате за земельные участки, которые  расположены на территории Республики Крым», 

по апелляционной жалобе Ялтинской местной общественной организации  социальной помощи «Сподвижник-взвод» на решение Верховного Суда  Республики Крым от 24 декабря 2018 г., которым в удовлетворении  административного искового заявления отказано. 

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации  Нефедова О.Н., возражения представителя Совета министров Республики Крым  Тихончук С.Г., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской  Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что решение суда отмене не  подлежит, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации ' 


установила:

постановлением Совета министров Республики Крым от 12 ноября 2014 г.   № 450 «О плате за земельные участки, которые расположены на территории  Республики Крым» (далее также - Постановление № 450) утверждено  Положение о порядке определения нормативной цены земельных участков,  расположенных на территории Республики Крым, размера арендной платы,  платы за установление сервитута, в том числе публичного, платы за проведение  перераспределения земельных участков, размера цены продажи земельных  участков, находящихся в собственности Республики Крым (далее также - Положение), разделом 3 которого установлен порядок определения размера  арендной платы, платы за установление сервитута, в том числе публичного,  платы за проведение перераспределения земельных участков, размера цены  продажи земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым. 

Пунктом 3.4 Положения предусмотрено, что плата, установленная в  договорах права пользования чужим земельным участком для  сельскохозяйственных нужд (эмфитевзис), права застройки земельного участка  (суперфиций), аренды земельного участка, заключенных до 21 марта 2014 г.,  признается равной платежам, установленным прежними договорами, и при  заключении договора аренды земельного участка по основаниям,  предусмотренным частями 6 и 13 статьи 3 Закона Республики Крым  от 31 июля 2014 г. № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных  и земельных отношений на территории Республики Крым», пересчитывается в  рубли с учетом коэффициента 3,8 и, если иное не предусмотрено договором  аренды земельного участка, с учетом коэффициентов инфляции, установленных  приложением 4 к Постановлению № 450. 

Ялтинская местная общественная организация социальной помощи  «Сподвижник-взвод», являвшаяся арендатором расположенного в г. Ялта  земельного участка, обратилась в суд с уточненным в ходе рассмотрения дела  административным исковым заявлением о признании недействующим первого  предложения пункта 3.4 Положения, ссылаясь на его несоответствие статье 397  Земельного кодекса Российской Федерации (далее также - ЗК РФ) и принципу  экономической обоснованности определения арендной платы, закрепленному в  постановлении Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. № 582  «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных  участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности,  и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и  сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности  Российской Федерации» (далее - Постановление № 582). 

Решением Верховного Суда Республики Крым от 24 декабря 2018 г. в  удовлетворении административного искового заявления отказано. 

В апелляционной жалобе Ялтинская местная общественная организация  социальной помощи «Сподвижник-взвод» просит отменить решение суда, как  незаконное и необоснованное, и принять новый судебный акт об  удовлетворении заявленных требований. Не соглашается с выводом суда о 


соответствии Положения нормативным правовым актам, имеющим большую  юридическую силу. Обращает внимание, что арендная плата, установленная  заключенными до 21 марта 2014 г. договорами, рассчитывалась по правилам  украинского законодательства. Ее увеличение на предусмотренный пунктом 3.4  Положения коэффициент 3,8 не учитывает принципа экономической  обоснованности, поскольку не подтверждается, что соответствующий  многофакторный анализ оценочных характеристик земельного участка  проводился при заключении договора до указанной даты. 

Относительно изложенных в апелляционной жалобе доводов прокурором,  участвовавшим в деле, и Советом министров Республики Крым представлены  возражения. 

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в  апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме. 

Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в  соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного  судопроизводства Российской Федерации. 

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и  возражений на нее, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры  Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам  Верховного Суда Российской Федерации считает, что решение суда первой  инстанции подлежит оставлению без изменения исходя из следующего. 

В силу статьи 9 Договора между Российской Федерацией и Республикой  Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в  составе Российской Федерации новых субъектов, а также статьи 23  Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ  «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в  составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города  федерального значения Севастополя» (далее - Закон № 6-ФКЗ)  законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации  действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения  Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и  образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное  не предусмотрено данным Федеральным конституционным законом. 

Согласно пункту 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации  земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской  Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и  субъектов Российской Федерации. 

Статьей 1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих  принципах организации законодательных (представительных) и  исполнительных органов государственной власти субъектов Российской  Федерации» установлено, что деятельность органов государственной власти  субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии с принципом  самостоятельного осуществления органами государственной власти субъектов  Российской Федерации принадлежащих им полномочий. 


Как следует из подпункта 3 пункта 3 статьи 39 ЗК РФ, если иное  не установлено данным кодексом или другими федеральными законами,  порядок определения размера арендной платы за земельные участки,  находящиеся в муниципальной собственности, устанавливается органом  местного самоуправления. 

В соответствии со статьей 12 Закона Республики Крым  от 15 января 2015 г. № 66-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков,  находящихся в государственной или муниципальной собственности, и  некоторых вопросах земельных отношений» порядок определения размера  арендной платы, цены продажи, платы за сервитут, платы за проведение  перераспределения земельных участков, находящихся в государственной или  муниципальной собственности, устанавливается: Советом министров  Республики Крым - в отношении земельных участков, находящихся в  собственности Республики Крым; органом местного самоуправления - в  отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности. 

Частью 6 статьи 18 указанного закона в редакции, действовавшей до  внесения в него изменений Законом Республики Крым от 29 декабря 2018 г.   № 560-ЗРК/2018 «О внесении изменений в некоторые законы Республики  Крым, регулирующие имущественные и земельные отношения», было  предусмотрено, что до 1 января 2017 г. плата за земельные участки,  находящиеся в муниципальной собственности, определяется в порядке,  установленном Советом министров Республики Крым. 

С учетом приведенных норм, а также норм Регламента Совета министров  Республики Крым, утвержденного постановлением Совета министров  Республики Крым от 6 августа 2014 г. № 242, судом первой инстанции  правильно установлено, что оспариваемое Постановление № 450 принято  Советом министров Республики Крым в пределах полномочий, с соблюдением  требований, предъявляемых к форме принимаемого нормативного правового  акта. 

Указанным постановлением утверждено Положение о порядке  определения нормативной цены земельных участков, расположенных на  территории Республики Крым, размера арендной платы, платы за установление  сервитута, в том числе публичного, платы за проведение перераспределения  земельных участков, размера цены продажи земельных участков, находящихся  в собственности Республики Крым, распространявшее свое действие в  редакции, действовавшей до 1 января 2017 г., на правоотношения, связанные с  арендой земельных участков, находящихся в муниципальной собственности. 

Принцип экономической обоснованности, закрепленный в Постановлении   № 582, предусматривает, что арендная плата устанавливается в размере,  соответствующем доходности земельного участка, с учетом категории земель, к 


которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования,  а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы,  услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком  земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям,  осуществляющим деятельность на таком земельном участке. 

Суд первой инстанции, установив отсутствие нарушений при принятии  Постановления № 450 и соответствие пункта 4.3 Положения нормативным  правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в том числе  Постановлению № 582, пришел к обоснованному выводу об отказе в  удовлетворении административного искового заявления. 

Судебная коллегия соглашается с указанным выводом, поскольку он  соответствует фактическим обстоятельствам дела и основан на правильном  применении норм материального права. 

Согласно части 9 статьи 3 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 г.   № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных  отношений на территории Республики Крым» (далее - Закон № 38-ЗРК) право  аренды земельного участка, право залога земельного участка, право  пользования чужим земельным участком (сервитут), возникшие до вступления  в силу Закона № 6-ФКЗ, соответствуют праву аренды, залога и сервитуту,  которые предусмотрены законодательством Российской Федерации. 

В соответствии со статьей 11 Закона № 38-ЗРК нормативная денежная  оценка земель, установленная на территории Республики Крым до вступления в  силу Закона № 6-ФКЗ, до 1 января года, следующего за годом утверждения, в  порядке, установленном Федеральным законом от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ  «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», результатов  государственной кадастровой оценки земельных участков, расположенных на  территории Республики Крым, считается нормативной ценой земли и является  основой для определения нормативной цены земли в отношении таких  земельных участков. 

Статьей 16 Закона № 6-ФКЗ денежной единицей на территориях  Республики Крым и города федерального значения Севастополя установлен  рубль. Обращение национальной денежной единицы Украины - гривны и  осуществление расчетов в наличной и безналичной формах в гривнах на  территории указанных новых субъектов Российской Федерации допущено  до 1 июня 2014 г. 

Постановлением Государственного Совета Республики Крым  от 26 марта 2014 г. № 1854-6/14 «О порядке использования официальной  валюты при осуществлении всех видов платежей на территории Республики  Крым» (далее - Постановление № 1854-6/14) предусмотрено, что при пересчете  цен, тарифов на товары, услуги до 1 мая 2014 г. следует использовать  коэффициент пересчета цен, тарифов на товары, услуги с украинской гривны на  российский рубль в диапазоне от 3,6 до 3,8 включительно. Пунктом 2  указанного постановления Совету министров Республики Крым поручено при  необходимости принимать решения об изменении коэффициента пересчета цен,  тарифов на товары, услуги. 


Таким образом, устанавливая в Постановлении № 450 плату по договорам  права пользования чужим земельным участком для сельскохозяйственных нужд  (эмфитевзис), права застройки земельного участка (суперфиций), аренды  земельного участка, заключенным до 21 марта 2014 г., Совет министров  Республики Крым приводил данные правоотношения в соответствие с  организацией денежного обращения на территории Республики Крым. При  этом определенный в пункте 3.4 данного постановления коэффициент  пересчета в рубли не превышает установленную Государственным Советом  Республики Крым в Постановлении № 1854-6/14 величину. 

Увеличение на коэффициент перерасчета платы по договору, базой для  расчета которой является нормативная цена земли, принципу экономической  обоснованности определения арендной платы не противоречит, поскольку  согласуется с предусмотренным пунктом 1 Постановлением № 450  соответствующим перерасчетом нормативной цены земельных участков,  установленной по состоянию на 2014 г., на аналогичный коэффициент 3,8 и  использованием в силу пункта 2.1 Положения нормативной цены земельного  участка для целей определения размера арендной платы. 

Понятие нормативной цены земли приведено в Законе Российской  Федерации от 11 октября 1991 г. № 1738-1 «О плате за землю», согласно  которому нормативная цена земли - показатель, характеризующий стоимость  участка определенного качества и местоположения, исходя из потенциального  дохода за расчетный срок окупаемости (статья 25). Этой же нормой  установлено, что порядок определения нормативной цены земли  устанавливается Правительством Российской Федерации. 

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации  от 15 марта 1997 г. № 319 «О порядке определения нормативной цены земли»  нормативная цена земли применяется в случаях, предусмотренных  законодательством Российской Федерации, и ежегодно определяется органами  исполнительной власти субъектов Российской Федерации для земель  различного целевого назначения по оценочным зонам, административным  районам, поселениям или их группам. Предложения об оценочном зонировании  территории субъекта Российской Федерации и о нормативной цене земли по  указанным зонам представляются комитетами по земельным ресурсам и  землеустройству (пункт 1). 

В данном случае оспариваемым пунктом 3.4 Положения арендная плата,  базой для расчета которой является нормативная цена земли, существовавшая  на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в  составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города  федерального значения Севастополя (Закон № 6-ФКЗ), пересчитывается с  украинской гривны на российский рубль с использованием коэффициента 3,8,  что не противоречит Постановлению № 582. 

Доводы апелляционной жалобы о том, что арендная плата, установленная  заключенными до 21 марта 2014 г. договорами, не учитывает принцип  экономической обоснованности, не могут служить основанием для  удовлетворения административного искового заявления. 


Федеральный законодатель, установив переходный период, в течение  которого урегулируются вопросы интеграции новых субъектов Российской  Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы  Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской  Федерации, со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и  образования в составе Российской Федерации новых субъектов и  до 1 января 2015 г. (статья 6 Закона № 6-ФКЗ), одновременно в статье 121  названного выше закона предусмотрел, что особенности регулирования в том  числе имущественных и земельных отношений на территориях Республики  Крым и города федерального значения Севастополя до 1 января 2019 г. могут  быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и  нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя  по согласованию с федеральным органом исполнительной власти,  уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в  соответствующей сфере (часть 1 в редакции, действовавшей  до 1 января 2019 г.). 

Таким образом, поскольку федеральный законодатель предоставил  органам государственной власти Республики Крым в переходный период право  устанавливать особенности регулирования отдельных сфер и областей  общественной жизни, в целях обеспечения скорейшего решения вопросов  жизнеобеспечения граждан, проживающих на территории Республики Крым,  предусмотренные оспариваемой нормой особенности правового регулирования  перерасчета арендной платы по ранее заключенным договорам аренды  земельных участков на территории Республики Крым, не могут  рассматриваться как несоответствие федеральному законодательству. 

Принимая во внимание изложенное, установив, что оспариваемый  нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другим  нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу,  не нарушает прав и законных интересов административного истца, суд на  основании статьи 215 Кодекса административного судопроизводства  Российской Федерации правомерно принял решение об отказе в  удовлетворении административного искового заявления. 

Решение суда первой инстанции отвечает требованиям Кодекса  административного судопроизводства Российской Федерации, в нем дан 

(

подробный правовой анализ обжалуемых административным истцом  нормативных положений, приведена оценка доводов, имеющих значение для  настоящего дела. Процессуальных нарушений, которые бы влекли отмену  решения суда, не установлено. 

Доводы апелляционной жалобы не содержат сведений, которые могли бы  послужить основанием для отмены судебного акта в силу положений статьи  310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.  

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного  судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по  административным делам Верховного Суда Российской Федерации 


определила:

решение Верховного Суда Республики Крым от 24 декабря 2018 г. оставить без  изменения, апелляционную жалобу Ялтинской местной общественной  организации социальной помощи «Сподвижникчвзвод» - без удовлетворения. 

Председательствующий
Судьи