ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 16-АЛА19-9 от 08.08.2019 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дело № 16-АЛА 19-9

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Москва 08 августа 2019 г. 

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации в составе: 

председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д., Меркулова В.П.
при секретаре Дарькине А.О.

рассмотрела в открытом судебном заседании путем использования систем  видеоконференц-связи дело по административному исковому заявлению  общества с ограниченной ответственностью «Аквалэнд» о признании не  действующим в части Порядка расчета арендной платы за земельные  участки, находящиеся в муниципальной собственности Волгограда и  представленные в аренду без торгов, утвержденного решением  Волгоградской городской Думы от 16 июля 2013 г. № 79/2438 (в редакции  решения Волгоградской городской Думы от 11 июля 2018 г. № 68/2048) по  апелляционной жалобе департамента муниципального имущества  администрации Волгограда на решение Волгоградского областного суда от  22 марта 2019 г., которым административное исковое заявление  удовлетворено. 

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации  Александрова В.Н., пояснения представителя ООО «Аквалэнд»  Голикова СВ., представителя департамента муниципального имущества  администрации Волгограда Бескровной И.А., заключение прокурора  Генеральной прокуратуры Российской Федерации Русакова И.В., Судебная  коллегия по административным делам Верховного Суда Российской  Федерации 


установила:

общество с ограниченной ответственностью «Аквалэнд» (далее - ООО  «Аквалэнд», общество) обратилось в Волгоградский областной суд с  административным исковым заявлением о признании не действующим абзац  восьмой подпункта 2.1.11 Порядка расчета арендной платы за земельные  участки, находящиеся в муниципальной собственности Волгограда и  предоставленные в аренду без торгов, утвержденного решением  Волгоградской городской Думы от 16 июля 2013 года № 79/2438 (в редакции  решения Волгоградской городской Думы от 11 июля 2018 г. № 68/2048)  (далее - Порядок расчета арендной платы). 

В обоснование заявленного требования административный истец указал,  что оспариваемый в части нормативный правовой акт противоречит  принципу экономической обоснованности определения размера арендной  платы, и возлагает на истца как арендатора земельного участка обязанность  уплачивать арендную плату в завышенном размере. 

Решением Волгоградского областного суда от 22 марта 2019 г.  административный иск удовлетворен. 

Не согласившись с решением суда первой инстанции, Департамент  муниципального имущества Администрации Волгограда обратился в  Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит  указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение  норм материального права, поскольку действующее законодательство не  предусматривает какую-либо формулу для расчета в целях проверки  экономической обоснованности величины арендной платы. Применение  коэффициента категории арендатора земельного участка равного 1, не  приводит к нарушению принципа экономической обоснованности при  расчете арендной платы. 

Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе,  ООО «Аквалэнд» представлены возражения. 

В судебное заседание представители Волгоградской городской Думы,  администрации Волгограда, извещенные надлежащим образом о времени и  месте судебного разбирательства, не явились. Судебная коллегия по  административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает  возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц. 

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы,  отзыва и возражений на нее, заслушав объяснения представителя  участвующего в деле лица, заключение прокурора Генеральной прокуратуры  Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам  Верховного Суда Российской Федерации установила следующее. 

Решением Волгоградской городской Думы от 16 июля 2013 г. № 79/2438  утвержден Порядок расчета арендной платы. Первоначальный текст  документа опубликован в издании «Городские вести. Царицын - Сталинград  Волгоград», № 82, 06 августа 2013 г. 


В настоящее время Порядок расчета арендной платы действует в  редакции решения Волгоградской городской Думы от 11 июля 2018 г.   № 68/2048. 

В соответствии с подпунктом 2.1.11 Порядка расчета арендной платы  арендная плата за земельные участки, не указанные в подпунктах 2.1.1 - 2.1.10 настоящего пункта, разделе 3 данного Порядка, рассчитывается по  формуле, согласно которой величина арендной платы (А) получена из  произведения рыночной стоимости земельного участка, определяемой на  основании результатов оценки, проведенной в соответствии с  законодательством об оценочной деятельности (С), коэффициента  минимальной доходности земельного участка (применяемого ежегодно с  01 января финансового года коэффициента минимальной доходности  земельного участка, установленного нормативным правовым актом комитета  экономической политики и развития Волгоградской области) - (К ), 

мд

коэффициента категории арендатора земельного участка из земель  населенных пунктов (значения коэффициента категории арендатора  земельного участка из земель населенных пунктов устанавливаются  нормативным правовым актом администрации Волгограда) - (К ). 

каз

Абзацем восьмым подпункта 2.1.11 Порядка расчета арендной платы  установлено, что до установления администрацией Волгограда значений  коэффициента категории арендатора земельного участка из земель  населенных пунктов для расчета арендной платы значения коэффициента  категории арендатора земельного участка из земель населенных пунктов  принимаются равными 1. 

Разрешая спор суд первой инстанции пришел к выводу о наличии  правовых оснований для удовлетворения заявленного требования. 

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации не находит оснований для отмены обжалуемого  судебного акта исходя из следующего. 

Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) использование земли в Российской Федерации является  платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог  (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. 

В соответствии с пунктом 1 статьи 39.7 Земельного кодекса размер  арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или  муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными  принципами определения арендной платы, установленными Правительством  Российской Федерации. 

Постановлением Правительства Российской Федерации от  16 июля 2009 г. № 582 «Об основных принципах определения арендной  платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или  муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной  платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли,  находящиеся в собственности Российской Федерации» предусмотрен  принцип экономической обоснованности, согласно которому арендная плата 


устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного  участка, с учетом категории земель, к которой отнесен земельный участок, и  его разрешенного использования, а также с учетом государственного  регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций,  осуществляющих хозяйственную деятельность на земельном участке, и  субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность  на земельном участке. 

Исходя из принципа экономической обоснованности при установлении  ставок арендной платы за пользование земельными участками,  находящимися в государственной или муниципальной собственности,  необходимо обеспечивать эффективное использование земли на основании  оценки ее экономических факторов, влияющих на уровень доходности  земельных участков. 

Ставки арендной платы, коэффициенты и их значения должны  устанавливаться в целях определения экономически обоснованной платы за  аренду земельных участков, соответствующей определенному уровню  коммерческой привлекательности, потребительскому спросу на землю,  развитию инфраструктуры, и призваны обеспечить максимальное  поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении  экономически справедливого баланса интересов арендодателя и арендаторов  земельных участков. 

Помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или  иных участков земли должны проводиться анализ и оценка экономических  факторов, влияющих на уровень их доходности. 

Соблюдение принципа экономической обоснованности компетентным  государственным или муниципальным органом должно быть доказано путём  представления соответствующих расчетов (показывающих доходность  земельных участков), а также документов, содержащих многофакторный  анализ оценочных характеристик земельных участков. 

Вместе с тем, суд первой инстанции обосновано указал, что  установленная абзацем восьмым подпункта 2.1.11 Порядка расчета арендной  платы норма о принятии коэффициента категории арендатора, до его  установления администрацией Волгоград, равным 1 не отвечает принципу  экономической обоснованности, поскольку каких-либо расчетов  административным ответчиком не представлено. 

Суд апелляционной инстанции соглашается выводом суда, о том, что  Волгоградская городская Дума нарушила принцип экономической  обоснованности, установив коэффициент категории арендатора в размере 1,  без учета вида деятельности арендатора, без проведения соответствующих  расчетов. 

Тот факт, что арендная плата не изменится при применении одного из  составляющего показателя формулы расчета арендной платы коэффициента  категории арендатора в размере 1, не может свидетельствовать об отсутствии  оснований для расчета его экономической обоснованности, поскольку 


коэффициент может быть как большего, так и меньшего значения, что будет  влиять на размер арендной платы. 

С учетом изложенного основания для отмены решения суда первой  инстанции отсутствуют. 

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного  судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по  административным делам Верховного Суда Российской Федерации 

определила:

решение Волгоградского областного суда от 22 марта 2019 г. оставить без  изменения, апелляционную жалобу * Департамента муниципального  имущества Администрации Волгограда/без удовлетворения. 

Председательствующий
Судьи