ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 16-АПА19-16 от 02.09.2019 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

 № 16-АПА19-16

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 

город Москва 2 сентября 2019 года 

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации в составе 

председательствующего Хаменкова В .Б.,
судей Горчаковой Е.В. и Корчашкиной Т.Е.
при секретаре Тимохине И.Г.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по  апелляционной жалобе Любитенко Дмитрия Юрьевича на решение  Волгоградского областного суда от 14 августа 2019 года, которым отказано в  удовлетворении его административного иска о признании незаконным  постановления Избирательной комиссии Волгоградской области от 30 июля  2019 года № 111/930-6 «Об отказе в регистрации кандидата на должность  Губернатора Волгоградской области Любитенко Дмитрия Юрьевича», о  возложении на Избирательную комиссию Волгоградской области обязанности  зарегистрировать Любитенко Дмитрия Юрьевича кандидатом на должность  губернатора Волгоградской области. 

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации  Хаменкова В.Б., возражения против удовлетворения апелляционной жалобы  представителя избирательной комиссии Волгоградской области Девятерикова  Д.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации  Русакова И.В., Судебная коллегия по административным делам Верховного  Суда Российской Федерации 

установила:

постановлением Волгоградской областной Думы от 5 июня 2019 года   № 72/5329 выборы губернатора Волгоградской области назначены  на 8 сентября 2019 года. 


Постановлением Избирательной комиссии Волгоградской области  от 30 июля 2019 года № 111/930-6 Любитенко Д.Ю., выдвинутому  избирательным объединением Волгоградское региональное отделение  Политической партии «Российская объединенная демократическая партия  «ЯБЛОКО», отказано в регистрации кандидатом на должность губернатора  Владимирской области в связи с тем, что кандидатом не представлены в  достаточном количестве подписи депутатов представительных органов  муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах  глав муниципальных образований, а также документы, предоставление которых  предусмотрено статьями 20 и 22 Закона Волгоградской области от 19 июня  2012 года № 62-ОД «О выборах Губернатора Волгоградской области». 

Любитенко Д.Ю. обратился в суд с административным исковым  заявлением об отмене указанного постановления и о возложении обязанности  на избирательную комиссию Волгоградской области зарегистрировать его  кандидатом на должность губернатора Волгоградской области. 

В обоснование заявленных требований административный истец  ссылался на незаконность постановления ввиду того, что сложилась ситуация,  при которой депутаты представительных органов местного самоуправления,  представляющие одну политическую партию, не допускают к выборам  представителя другой политической партии, проставляя подписи в поддержку  кандидатов от партии, членами которой они являются, а также собирая подписи  в количестве, значительно превышающем установленный законом предел.  Административный истец также указывал на своевременность представления в  избирательную комиссию справки о расходах кандидата, его супруги и  несовершеннолетних детей. 

Решением Волгоградского областного суда от 14 августа 2019 года в  удовлетворении административного иска отказано. 

В апелляционной жалобе Любитенко Д.Ю. просит решение суда  отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении  административных исковых требований. 

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и  возражений на нее, Судебная коллегия по административным делам  Верховного Суда Российской Федерации считает решение суда правильным и  оснований для его отмены не находит. 

В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня  2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на  участие в референдуме граждан Российской Федерации» решение  избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть  отменено судом по заявлению кандидата, в отношении которого вынесено  такое решение, если будет установлено, что оно принято с нарушением  требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 названного  федерального закона, иных требований, предусмотренных данным  федеральным законом, иным законом. 

Пунктом 24 статьи 38 данного федерального закона установлен  исчерпывающий перечень оснований для отказа в регистрации кандидата на  должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, к  числу которых относится недостаточное количество достоверных подписей 


депутатов представительных органов муниципальных образований и (или)  избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований,  представленных для регистрации (подпункт «д.1»); отсутствие среди  документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации  кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим  Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или)  регистрации кандидата (подпункт «в»). 

Аналогичные основания для отказа в регистрации кандидата  предусмотрены подпунктами «в» и «е» пункта 6 статьи 24 Закона  Волгоградской области от 19 июня 2012 года № 62-ОД «О выборах Губернатора  Волгоградской области». 

В силу пункта 1 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях  избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской  Федерации» на выборах высшего должностного лица субъекта Российской  Федерации регистрация кандидата осуществляется соответствующей  избирательной комиссией при наличии необходимого количества подписей  депутатов представительных органов муниципальных образований и (или)  избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований в  соответствии с пунктом 17 статьи 37 этого же федерального закона. 

Согласно пункту 17 статьи 37 указанного федерального закона на  выборах высшего должностного лица субъекта Российской Федерации в  поддержку выдвижения кандидатов собираются подписи депутатов  представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на  муниципальных выборах глав муниципальных образований. Число указанных  подписей определяется законом субъекта Российской Федерации в  соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об  общих принципах организации законодательных (представительных) и  исполнительных органов государственной власти субъектов Российской  Федерации». 

Статьей 21 Закона Волгоградской области «О выборах Губернатора  Волгоградской области» установлено, что в поддержку выдвижения кандидата  на должность губернатора Волгоградской области должны быть собраны  подписи депутатов представительных органов муниципальных образований  Волгоградской области и (или) избранных на муниципальных выборах глав  муниципальных образований Волгоградской области. Число таких подписей  должно составлять 5 процентов от общего числа депутатов представительных  органов муниципальных образований Волгоградской области, и числа  избранных на муниципальных выборах и действующих на день принятия  решения о назначении выборов губернатора Волгоградской области глав  муниципальных образований Волгоградской области (пункт 1). 

В числе названных лиц должны быть депутаты представительных органов  муниципальных районов и городских округов Волгоградской области и (или)  избранные на муниципальных выборах главы муниципальных районов и  городских округов Волгоградской области. Число подписей таких депутатов и  (или) глав муниципальных образований должно составлять 5 процентов от  общего числа депутатов представительных органов муниципальных районов и  городских округов Волгоградской области и числа избранных на 


муниципальных выборах и действующих на день принятия решения о  назначении выборов Губернатора Волгоградской области глав муниципальных  районов и городских округов Волгоградской области (пункт 2). 

Постановлением Избирательной комиссии Волгоградской области 6 июня  2019 года № 95/785-6 определено, что в поддержку выдвижения кандидата на  должность губернатора Волгоградской области должно быть собрано 228  подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и  (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных  образований; в числе названных лиц должен быть 51 депутат представительных  органов муниципальных районов и городских округов Волгоградской области.  При этом кандидат должен быть поддержан депутатами представительных  органов не менее чем 29 муниципальных районов и городских округов. 

В силу пункта 1 статьи 22 Закона Волгоградской области «О выборах  Губернатора Волгоградской области» листы поддержки кандидата  представляются кандидатом в избирательную комиссию Владимирской области  единовременно вместе с иными документами, необходимыми для регистрации  кандидата. 

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции,  Любитенко Д.Ю. для регистрации кандидатом на должность губернатора  Волгоградской области представил 22 подписи депутатов представительных  органов муниципальных образований. 

Постановлением от 30 июля 2019 года № 111/930-6 Избирательная  комиссия Волгоградской области отказала в регистрации кандидата на  должность губернатора Волгоградской области Любитенко Д.Ю. на основании  подпунктов «в», «д» и «е» пункта 6 статьи 24 Закона Волгоградской области «О  выборах Губернатора Волгоградской области». 

Суд, признавая законным решение об отказе в регистрации кандидата,  руководствовался приведенными положениями и пришел к правильному  выводу об отсутствии у избирательной комиссии правовых оснований для  регистрации Любитенко Д.Ю. кандидатом на должность губернатора  Волгоградской области ввиду представления им недостаточного количества  подписей депутатов представительных органов муниципальных образований в  свою поддержку. 

Доводы апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции не  исследовал доказательства, подтверждающие наличие организованной,  выстроенной системы административной поддержки одного кандидата, а также  нарушение порядка сбора подписей другими кандидатами, подлежат  отклонению, поскольку, как верно указал суд, такие обстоятельства не  подлежали установлению избирательной комиссией при принятии  оспариваемого решения, а потому и не связаны с его законностью. 

Как не влияющий на законность решения избирательной комиссии не  может быть проверен в рамках настоящего избирательного дела и довод  апелляционной жалобы о том, что Любитенко Д.Ю. создавали искусственные  препятствия для сбора подписей ввиду того, что другие кандидаты собрали  подписи в количестве, значительно превышающем установленный законом  предел. 


При этом суд, руководствуясь конституционно-правовым истолкованием  норм избирательного законодательства, данным в постановлении  Конституционного Суда Российской Федерации от 24 декабря 2012 года   № 32-П, правильно указал, что пунктом 2 статьи 22 Закона Волгоградской  области «О выборах Губернатора Волгоградской области» ограничено число  подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и  (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных  образований, представляемых в избирательную комиссию Волгоградской  области - оно может превышать необходимое число подписей не более чем на 5  процентов, чем исключена возможность создания искусственных препятствий  выдвижению кандидатов, в том числе и Любитенко Д.Ю. 

Судом обоснованно отмечено, что поддержка кандидата выборными  лицами местного самоуправления, как указал Конституционный Суд  Российской Федерации в постановлении от 24 декабря 2012 года № 32-П,  свидетельствует в числе прочего и об определенной интегрированное™  кандидата в политическую систему общества и, соответственно, означает в  конкретном социально-историческом контексте и признание реальной  способности кандидата в случае победы на выборах решать задачи,  относящиеся к компетенции высшего должностного лица субъекта Российской  Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной  власти субъекта Российской Федерации), обеспечивая комплексное социально- экономическое развитие региона и составляющих его муниципальных  образований. У Любитенко Д.Ю. наличие такой способности поддержкой  депутатов муниципальных образований, вне зависимости от причин, не  подтвердилось. 

Кроме того, Любитенко Д.Ю. 29 июля 2019 года, то есть за пределами  установленного законом срока (24 июля 2019 года), представил в  избирательную комиссию иные документы, предусмотренные законом, а  именно: 

письменное уведомление о том, что кандидат не имеет счетов (вкладов),  не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках,  расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и  (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами (пункт 1.6  статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и  права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», подпункт  «з» пункта 1 статьи 22 Закона Волгоградской области «О выборах Губернатора  Волгоградской области»); 

копии документов, подтверждающих сведения, указанные в подпункте  «е» пункта 1 статьи 22 Закона Волгоградской области «О выборах Губернатора  Волгоградской области» в отношении каждого из представленных кандидатов  для наделения полномочиями члена Совета Федерации (пункт 1.5 статьи 38  Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на  участие в референдуме граждан Российской Федерации», подпункт «ж» пункта  1 статьи 22 Закона Волгоградской области «О выборах Губернатора  Волгоградской области»). 

Поскольку пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона «Об основных  гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан 


Российской Федерации» допускается лишь право внесения уточнений и  дополнений в представленные документы, возможность же предоставления  документов за пределами установленных сроков законодательством не  предусмотрена, суд пришел к правильному выводу о правомерности решения  избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата Любитенко Д.Ю.  по основанию, предусмотренному подпунктом «в» пункта 6 статьи 24 Закона  Волгоградской области «О выборах Губернатора Волгоградской области» и  подпунктом «в» пункта 24 статьи 38 Федерального закона «Об основных  гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан  Российской Федерации» (отсутствие среди документов, представленных для  уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов,  необходимых в соответствии с законом для уведомления о выдвижении и (или)  регистрации кандидата). 

Не основан на исследованных в ходе судебного разбирательства  доказательствах довод апелляционной жалобы о незаконности оспариваемого  решения об отказе в регистрации ввиду того, что в действительности  Любитенко Д.Ю. представил справки о расходах кандидата, его супруги и  несовершеннолетних детей в избирательную комиссию 30 июня 2019 года  (совместно с иными документами, представленными для уведомления о  выдвижении). Данное обстоятельство подтверждается, по мнению  административного истца, тем, что избирательная комиссия не извещала его об  отсутствии соответствующих документов. 

Так, в материалах дела имеется копия подтверждения о приеме  документов, представленных 30 июня 2019 года в избирательную комиссию  для уведомления о выдвижении кандидата Любитенко Д.Ю., в числе которых  названные справки не поименованы. Об их отсутствии избирательная комиссия  известила кандидата постановлением от 26 июля 2019 года № 108/918-6. Какие- либо доказательства, подтверждающие исполнение соответствующей  обязанности кандидатом, суду не представлены. 

При таких обстоятельствах обжалуемое решение является законным и  обоснованным, оснований для его отмены по доводам, содержащимся в  апелляционной жалобе, не имеется. 

На основании изложенного, руководствуясь положениями статей 307-311  Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,  Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской  Федерации 

определила:

решение Волгоградского областного суда от 14 августа 2019 года  оставить без изменения, апелляционную жалобу Любитенко Дмитрия  Юрьевича - без удовлетворения. 

Председательствующий