ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 18-АПА19-100 от 29.01.2020 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

 № 18-АПА19-100

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 

город Москва «29» января 2020 года 

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации в составе 

председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Зинченко И.Н. и Горчаковой Е.В.
при секретаре Виноградовой Е.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело   № За-1067/2019 по апелляционной жалобе общества с ограниченной  ответственностью «Аврора» на решение Краснодарского краевого суда от 26  сентября 2019 года, которым отказано в удовлетворении его  административного искового заявления о признании недействующим пункта  21280 перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1  и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в  отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость,  утвержденного приказом департамента имущественных отношений  Краснодарского края от 26 декабря 2017 года № 3008. 

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации  Зинченко И.Н., а также заключение прокурора Генеральной прокуратуры  Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., Судебная коллегия по  административным делам Верховного Суда Российской Федерации 

установила:

приказом департамента имущественных отношений Краснодарского  края от 26 декабря 2017 года № 3008 утвержден перечень объектов 


недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2  Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая  база определяется как кадастровая стоимость, в который под пунктом 21280  внесен следующий объект недвижимого имущества - здание с кадастровым  номером 23:30:1102021:3, расположенное по адресу: Краснодарский край,  Темрюкский р-н, г. Темрюк, ул. Морская, д. И. 

ООО «Аврора», являющееся собственником данного здания,  обратилось в Краснодарский краевой суд с административным исковым  заявлением о признании указанной нормы недействующей, ссылаясь в  обоснование своих требований на то, что здание не обладает признаками  объектов налогообложения, в отношении которых налоговая база  определяется как их кадастровая стоимость, включение его в перечень  объектов недвижимого имущества на 2018 год не соответствует положениям  статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и нарушает его  права, поскольку влечет увеличение налоговой базы по налогу на имущество. 

Решением Краснодарского краевого суда от 26 сентября 2019 года  административный иск оставлен без удовлетворения. 

В апелляционной жалобе ООО «Аврора» просит решение суда  отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных  требований. 

На апелляционную жалобу поступили письменные возражения  прокурора, участвующего в административном деле. 

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и  возражений на нее, Судебная коллегия по административным делам  Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены  решения суда и считает его правильным. 

При рассмотрении и разрешении административного дела суд первой  инстанции установил, что оспариваемые нормативные правовые акты  приняты в пределах полномочий департамента имущественных отношений  Краснодарского края с соблюдением требований законодательства к форме  нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие. 

Пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации  торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое  здание (строение, сооружение), если оно соответствует одному из условий: 

- расположено на земельном участке, один из видов разрешенного  использования которого предусматривает размещение торговых объектов,  объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания  (подпункт 1); 

назначение, разрешенное использование или наименование  помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого  здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями,  содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или  документами технического учета (инвентаризации) таких объектов  недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов  общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания 


(абзац второй подпункта 2); 

- фактически используется в целях размещения торговых объектов,  объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания,  которым признается использование не менее 20 процентов общей площади  здания для размещения торговых объектов, объектов общественного питания  и (или) объектов бытового обслуживания (абзац третий подпункта 2). 

Как следует из материалов административного дела и установлено  судом при его рассмотрении и разрешении, принадлежащее  административному истцу нежилое здание расположено на земельном  участке, имеющим вид разрешенного использования «общественное  питание», что подтверждается сведениями, содержащимися в Едином  государственном реестре недвижимости. 

Такой вид разрешенного использования земельного участка в полной  мере соответствует виду разрешенного использования, содержащемуся в  строке с кодом 4.6 «Общественное питание» Классификатора видов  разрешенного использования земельных участков, утвержденного приказом  Министерства экономического развития Российской Федерации от  1 сентября 2014 года № 540, предусматривающему размещение объектов  капитального строительства в целях устройства мест общественного питания  (рестораны, кафе, столовые, закусочные, бары). 

Согласно пункту 2 приказа Министерства экономического развития  Российской Федерации от 1 сентября 2014 года № 540 до вступления его в  силу виды разрешенного использования земельного участка указывались в  соответствии с классификацией, утвержденной приказом Министерства  экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля  2007 года № 39 «Об утверждении Методических указаний по  государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов». 

Названными Методическими указаниями определены, в том числе,  такие виды разрешенного использования земельных участков как земельные  участки, предназначенные для размещения объектов торговли,  общественного питания и бытового обслуживания (пункт 1.2.5). 

Доказательств, объективно свидетельствующих о том, что названный  выше земельный участок имел иной вид разрешенного использования на  момент принятия оспариваемого нормативного правового акта, материалы  дела не содержат. 

Согласно документам технического учета (инвентаризации) в здании  находятся, в том числе обеденные залы, залы обслуживания - помещение для  хранения продуктов, зал обслуживания - заготовочный цех, общая площадь  которых составляет более 20 процентов общей площади здания. 

При таких данных Судебная коллегия по административным делам  Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о законности  включения указанного здания в оспариваемый перечень объектов  недвижимого имущества по виду разрешенного использования земельного  участка, на котором оно расположено, то есть по критерию,  предусмотренному подпунктом 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса 


Российской Федерации, а также по критерию предназначения здания в  соответствии с подпунктом 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса  Российской Федерации. 

Таким образом, обжалуемое решение суда является законным и  обоснованным. Доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, основаны  на неверном истолковании норм материального права, поэтому служить  поводом для отмены решения суда не могут. 

На основании изложенного, руководствуясь положениями статьи 309  Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,  Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации 

определила:

решение Краснодарского краевого суда от 26 сентября 2019 года  оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной  ответственностью «Аврора» - без удовлетворения. 

Председательствующий