ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 18-АПА19-17 от 17.04.2019 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

 № 18-АПА19-17

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 

город Москва «17» апреля 2019 года 

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации в составе 

председательствующего Зинченко И.Н.,

судей Горчаковой Е.В. и Калининой Л.А. 

при секретаре Тимохине И.Е. 

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело  по апелляционной жалобе департамента имущественных отношений  Краснодарского края на решение Краснодарского краевого суда от 4 декабря  2018 года, которым удовлетворен административный иск Дорохиной С.Н. об  оспаривании отдельных положений перечней объектов недвижимого  имущества, в отношении которых налоговая база определяется как  кадастровая стоимость. 

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации  Зинченко И.Н., возражение против удовлетворения апелляционной жалобы  представителя Дорохиной С.Н. - Гильштейна СВ., а также заключение  прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Коробкова Е.И.,  Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации 

установила:

приказом департамента имущественных отношений Краснодарского  края от 23 декабря 2016 года № 2745 утвержден перечень объектов  недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2  Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая  база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год, в который под 


пунктом 40255 включено здание с кадастровым номером <...>,  находящееся по адресу: <...>

Приказом департамента имущественных отношений Краснодарского  края от 26 декабря 2017 года № 3008 утвержден перечень объектов  недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2  Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая  база определяется как кадастровая стоимость, в который под пунктом 36505  включено это же здание. 

Дорохина С.Н., являющаяся собственником данного здания, обратилась  в Краснодарский краевой суд с административным исковым заявлением о  признании названных норм недействующими, ссылаясь на противоречие  данных норм положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской  Федерации. 

Решением Краснодарского краевого суда от 4 декабря 2018 года  административный иск удовлетворен. 

В апелляционной жалобе департамент имущественных отношений  Краснодарского края просит решение суда отменить и принять по  административному делу новое решение об отказе в удовлетворении  административного иска. 

Администрацией Краснодарского края представлен письменный отзыв  на апелляционную жалобу. 

Против удовлетворения апелляционной жалобы прокурором,  участвующим в административном деле, представлены письменные  возражения. 

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы  апелляционной жалобы и возражений на нее, Судебная коллегия по  административным делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к  следующему выводу. 

При рассмотрении и разрешении административного дела суд первой  инстанции установил, что оспариваемые нормативные правовые акты  приняты в пределах полномочий департамента имущественных отношений  Краснодарского края с соблюдением требований законодательства к форме  нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие.  Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации с указанными выводами суда согласилась. 

Удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции исходил  из того, что объект недвижимости с кадастровым номером <...>  не отвечает требованиям, предусмотренным статьей 378.2 Налогового  кодекса Российской Федерации, поэтому данный объект не мог быть  включен в оспариваемые перечни объектов недвижимого имущества. 

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации с выводами суда первой инстанции о  неправомерности включения данного здания в оспариваемые перечни  объектов недвижимого имущества не согласилась. 


В соответствии с пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса  Российской Федерации (в редакции, действовавшей до принятия  Федерального закона от 30 ноября 2016 года № 401-ФЗ) в целях настоящей  статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее  нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат  одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному  из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на  земельном участке, один из видов разрешенного использования которого  предусматривает размещение офисных зданий делового, административного  и коммерческого назначения; 2) здание (строение, сооружение)  предназначено для использования или фактически используется в целях  делового, административного или коммерческого назначения. При этом  здание (строение, сооружение) признается предназначенным для  использования в целях делового, административного или коммерческого  назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20  процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в  соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов  недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких  объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и  сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные  приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное  оборудование, парковки); фактическим использованием здания (строения,  сооружения) в целях делового, административного или коммерческого  назначения признается использование не менее 20 процентов его общей  площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры  (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения  встреч, офисное оборудование, парковки). 

В редакции Федерального закона от 30 ноября 2016 года № 401-ФЗ  «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса  Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской  Федерации» здание (строение, сооружение) признается предназначенным для  использования в целях делового, административного или коммерческого  назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование  помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого  здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями,  содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или  документами технического учета (инвентаризации) таких объектов  недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей  офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения,  комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки). 

В соответствии с пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса  Российской Федерации (в редакции, действовавшей до принятия  Федерального закона от 30 ноября 2016 года № 401-ФЗ) в целях настоящей  статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее  нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат 


одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному  из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на  земельном участке, один из видов разрешенного использования которого  предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного  питания и (или) бытового обслуживания; 2) здание (строение, сооружение)  предназначено для использования или фактически используется в целях  размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или)  объектов бытового обслуживания. При этом здание (строение, сооружение)  признается предназначенным для использования в целях размещения  торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов  бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не  менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в  соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов  недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких  объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов,  объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;  фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях  размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или)  объектов бытового обслуживания признается использование не менее  20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов,  объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. 

В редакции Федерального закона от 30 ноября 2016 года № 401-ФЗ  «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса  Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской  Федерации» здание (строение, сооружение) признается предназначенным для  использования в целях размещения торговых объектов, объектов  общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если  назначение, разрешенное использование или наименование помещений  общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания  (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в  Едином государственном реестре недвижимости, или документами  технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости  предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного  питания и (или) объектов бытового обслуживания. 

Как установлено судом и видно из материалов дела, Дорохина С.Н.  является собственником нежилого здания офиса и мастерской по ремонту  обуви с кадастровым номером <...>, площадью 393,7 кв.м,  расположенного по адресу: <...>. Данное здание расположено на принадлежащем ей на  праве собственности земельном участке, имеющем вид разрешенного  использования «для эксплуатации офисных помещений и мастерской по  ремонту обуви». 

На момент утверждения оспариваемого перечня объектов недвижимого  имущества на 2017 год действовали Методические указания по  государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, 


утвержденные приказом Министерства экономического развития и торговли  Российской Федерации от 15 февраля 2007 года № 39, действовавшим по  30 октября 2017 года и утратившим силу в связи с изданием приказа  Министерства экономического развития Российской Федерации от  21 сентября 2017 года № 470. 

В случае по настоящему административному делу вид разрешенного  использования земельного участка, на котором расположен объект с  кадастровым номером <...>, на момент утверждения  оспариваемого перечня объектов недвижимого имущества на 2017 год  соответствовал пункту 1.2.5 названных Методических указаний - «земельные  участки, предназначенные для размещения объектов торговли,  общественного питания и бытового обслуживания» и пункту 1.2.7 этих же  Методических указаний - «земельные участки, предназначенные для  размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения»,  поскольку предусматривает размещение как офисных помещений, так и  объекта бытового обслуживания, к которому относится мастерская по  ремонту обуви. 

Приказом Министерства экономического развития Российской  Федерации от 1 сентября 2014 года № 540 утвержден классификатор видов  разрешенного использования земельных участков, в котором под кодом 3.3  указан вид разрешенного использования земельного участка с  наименованием «Бытовое обслуживание» и следующим описанием:  «размещение объектов капитального строительства, предназначенных для  оказания населению или организациям бытовых услуг (мастерские мелкого  ремонта, ателье, бани, парикмахерские, прачечные, химчистки, похоронные  бюро)». 

В соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению  ОК 002-93, утвержденным постановлением Комитета Российской Федерации  по стандартизации, метрологии и сертификации от 28 июня 1993 года № 163,  действовавшим до 1 января 2017 года, ремонт обуви отнесен к бытовым  услугам под кодом 011100. 

С 1 января 2017 года вступило в силу распоряжение Правительства  Российской Федерации от 24 ноября 2016 года № 2496-р, согласно которому  в целях применения Налогового кодекса Российской Федерации определены  коды видов деятельности в соответствии с Общероссийским  классификатором видов экономической деятельности, относящихся к  бытовым услугам, по перечню согласно приложению № 1 и коды услуг в  соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам  экономической деятельности, относящихся к бытовым услугам, по перечню  согласно приложению № 2. 

В приложении № 1 к распоряжению Правительства Российской  Федерации от 24 ноября 2016 года № 2496-р содержится, в том числе,  код 95.23, предусматривающий согласно Общероссийскому классификатору  видов экономической деятельности предоставление услуг по ремонту обуви  и прочих изделий из кожи. 


В приложении № 2 к этому же распоряжению Правительства  Российской Федерации содержится, в том числе, код 95.23.10.100, под  которым согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам  экономической деятельности указаны «Услуги по ремонту обуви». 

Таким образом, объект недвижимости с кадастровым номером  <...> подлежал включению в оспариваемые перечни объектов  недвижимого имущества, поскольку виды разрешенного использования  земельного участка, на котором данный объект расположен,  предусматривают размещение офисных зданий и объектов бытового  обслуживания. 

При таких обстоятельствах у уполномоченного органа имелись  основания для включения указанного здания в оспариваемые перечни  объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база  определяется как кадастровая стоимость на 2017 и 2018 годы, в связи с чем,  обжалуемое решение суда подлежит отмене с принятием по  административному делу нового решения об отказе в удовлетворении  административного иска Дорохиной С.Н. 

На основании изложенного, руководствуясь положениями статьи 309  Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,  Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации 

определила:

решение Краснодарского краевого суда от 4 декабря 2018 года  отменить. 

Принять по административному делу новое решение, которым в  удовлетворении административного искового заявления Дорохиной  Светланы Николаевны о признании недействующим пункта 40255 перечня  объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1  статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении  которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на  2017 год, утвержденного приказом департамента имущественных отношений  Краснодарского края от 23 декабря 2016 года № 2745, и пункта 36505  перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2  пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в  отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость,  утвержденного приказом департамента имущественных отношений  Краснодарского края от 26 декабря 2017 года № 3008, отказать. 

Председательствующий
Судьи