ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 18-АПА19-22 от 16.05.2019 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дело № 18-АПА19-22

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

16 мая 2019 г.

г. Москва

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации в составе 

председательствующего Александрова В.Н.
судей Борисовой Л.В., Нефедова О.Н.
при секретаре Гроховской В.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному  исковому заявлению Саакян Ш.С. о признании не действующим решения  Совета Усть-Лабинского городского поселения Усть-Лабинского района от  05 сентября 2017г. № 1 протокол № 37 «О внесении изменений в  градостроительный регламент Правил землепользования и застройки Усть- Лабинского городского поселения Усть-Лабинского района, утвержденные  решением Совета Усть-Лабинского городского поселения Усть-Лабинского  района от 27 октября 2016г. № 3, протокол № 25» в части исключения из  территориальной зоны Правил землепользования и застройки ОД-3 «Зона  обслуживания и деловой активности при транспортных коридорах и узлах»  вида разрешенного использования земельного участка - «для индивидуального  жилищного строительства» по апелляционной жалобе Саакян Ш.С. на решение  Краснодарского краевого суда от 20 ноября 2018г., которым в удовлетворении  административного искового заявления отказано. 

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации  Александрова В.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры  Российской Федерации Русакова И.В., Судебная коллегия по  административным делам Верховного Суда Российской Федерации, 

установила:

Саакян Ш.С. обратилась в Краснодарский краевой суд с административным 


исковым заявлением о признании не действующим решения Совета Усть- Лабинского городского поселения Усть-Лабинского района от  05 сентября 2017г. № 1 протокол № 37 «О внесении изменений в  градостроительный регламент Правил землепользования и застройки Усть- Лабинского городского поселения Усть-Лабинского района, утвержденные  решением Совета Усть-Лабинского городского поселения Усть-Лабинского  района от 27 октября 2016г. № 3, протокол № 25» в части исключения из  территориальной зоны Правил землепользования и застройки ОД-3 «Зона  обслуживания и деловой активности при транспортных коридорах и узлах»  вида разрешенного использования земельного участка - «для индивидуального  жилищного строительства». 

Решением Краснодарского краевого суда от 20 ноября 2018 г. в  удовлетворении административного искового заявления отказано. 

Не согласившись с решением суда, Саакян Ш.С. обратилась в Судебную  коллегию по административным делам Верховного суда Российской Федерации  с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить,  административное исковое заявление удовлетворить, ссылаясь на нарушение  норм материального права. 

Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе,  прокуратурой Краснодарского края представлены возражения. 

В судебное заседание представители администрации административного  истца, Совета Усть-Лабинского городского поселения Усть-Лабинского района,  администрации Усть-Лабинского городского поселения Усть-Лабинского  района, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного  разбирательства, не явились. Судебная коллегия по административным делам  Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть  дело в отсутствие не явившихся лиц. 

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы,  заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской  Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации установила следующее. 

В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от  06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного  самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от  06 октября 2003 г. № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа  относится, в том числе утверждение правил землепользования и застройки. 

В Усть-Лабинском городском поселении Усть-Лабинского района  соответствующими полномочиями наделен Совет Усть-Лабинского городского  поселения Усть -Лабинского района. 

Решением Совета Усть-Лабинского городского поселения Усть- Лабинского района от 05 сентября 2017г. № 1 протокол № 37 внесены  изменения в градостроительный регламент Правил землепользования и  застройки Усть-Лабинского городского поселения Усть-Лабинского района,  утвержденные решением Совета Усть-Лабинского городского поселения Усть-


Лабинского района от 27 октября 2016г. № 3, протокол № 25, которое  опубликовано в районной газете «Сельская новь» от 14 сентября 2017г. № 103  (13685) № 1 и размещено на официальном сайте администрации Усть- Лабинского городского поселения Усть-Лабинского района в сети Интернет  \улулу.^огоё-и51:-1аЫп5к.ги. 

Пунктом 1.4 указанного решения в градостроительном регламенте  территориальной зоны «ОД-3 Зона обслуживания и деловой активности при  транспортных коридорах и узлах» исключены виды разрешенного  использования земельных участков: (3.9.1) - обеспечение деятельности в  области гидрометеорологии и смежных с ней областях» «(2.1) - для  индивидуального жилищного строительства», «(2.1.1) - малоэтажная  многоквартирная жилая застройка». 

Как следует из материалов дела Саакян Ш.С. на основании договора  аренды от 26 апреля 2017г. № 3505000108 использует земельный участок с  кадастровым номером <...> площадью 20000 кв.м, из земель  населенных пунктов, с видом разрешенного использования - для размещения  камеры хранения, других помещений для складирования товаров. 

Управление архитектуры и градостроительства администрации  муниципального образования Усть-Лабинского района 28 мая 2018г. отказало  Саакян Ш.С. в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого  дома на земельном участке, ссылаясь на градостроительный план земельного  участка, согласно которому строительство индивидуального жилого дома не  предусмотрено. 

В соответствии с Правилами землепользовании и застройки Усть- Лабинского городского поселения земельный участок находиться в  территориальной зоне ОД-3, которая до внесения изменений в  градостроительный регламент Правил землепользования и застройки в  2017 году предусматривала вид разрешенного использования «индивидуальное  жилищное строительство». 

Административный истец, оспаривая нормативный правовой акт, внесший  изменения в Правила землепользования и застройки городского поселения  полагает, что он нарушает ее права на использование земельного участка по  целевому назначению. 

В соответствии с частью 3 статьи 37 Градостроительного кодекса  Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) изменение одного  вида разрешенного использования земельных участков и объектов  капитального строительства на другой вид такого использования  осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии  соблюдения требований технических регламентов. 

Согласно части 1 статьи 36 Градостроительного кодекса регламентом  определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что  находится над и под поверхностью земельных участков и используется в  процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального  строительства. 


Градостроительные регламенты устанавливаются, в том числе, с учетом:  функциональных зон и характеристик их планируемого развития,  определенных документами территориального планирования муниципальных  образований; видов территориальных зон и требований охраны объектов  культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных  природных объектов (часть 2 статьи 36 Градостроительного кодекса). 

Согласно градостроительному плану земельного участка от 04 мая 2018г.,  участок частично расположен в границах охранной зоны линии электропередач,  которая составляет 6 764 кв.м участка, частично в санитарно-защитной зоне,  которая составляет 6 037 кв.м и 12 767 кв.м земельного участка, а также в  границах зоны недопустимого размещения фундаментов зданий и сооружений  от газопровода высокого давления, Приложение В*, площадь участка,  покрываемая этой зоной составляет 1 503 кв.м, минимальное расстояние от  подземных газопроводов высокого давления до зданий и сооружений 7 м, в  указанных зонах не допускается жилая застройка, а также строительство и  капитальный ремонт, реконструкция или снос зданий и сооружений. 

В соответствии с картой градостроительного зонирования Правил  землепользования и застройки городского поселения по территории земельного  участка проходит граница охранной зоны воздушной ЛЭП, а также  ориентировочная граница санитарно-защитной зоны производственных,  сельскохозяйственных предприятий и объектов специального назначения,  согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03. 

Охранная зона объектов электроэнергетики (объектов электросетевого  хозяйства и объектов по производству электрической энергии), санитарно- защитная зона и зона минимальных расстояний до магистральных или  промышленных трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и  нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов), относятся к видам зон с особыми  условиями использования территорий предусмотренные статьей 105  Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс). 

В силу части 2 статьи 104 Земельного кодекса в границах зон с особыми  условиями использования территорий устанавливаются ограничения  использования земельных участков, которые распространяются на все, что  находится над и под поверхностью земель, если иное не предусмотрено  законами о недрах, воздушным и водным законодательством, и ограничивают  или запрещают размещение и (или) использование расположенных на таких  земельных участках объектов недвижимого имущества и (или) ограничивают  или запрещают использование земельных участков для осуществления иных  видов деятельности, которые несовместимы с целями установления зон с  особыми условиями использования территорий. 

Ограничения использования земельных участков и объектов капитального  строительства на территории охранных зон электроэнергетики установлены  Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г.   № 160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого  хозяйства и особых условий использования земельных участков, 


расположенных в границах таких зон», которым утверждены «Правила  установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых  условий использования земельных участков, расположенных в границах таких  зон» (далее - Правила). 

Согласно пунктам 8 и 10 Правил в охранных зонах запрещается  осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу  объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению  или уничтожению и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан  и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение  экологического ущерба и возникновение пожаров. В пределах охранных зон без  письменного решения о согласовании сетевых организаций юридическим и  физическим лицам запрещаются, в том числе: строительство, капитальный  ремонт, реконструкция или снос зданий и сооружений. 

В охранных зонах, установленных для объектов электросетевого хозяйства  напряжением до 1000 вольт, помимо действий, предусмотренных пунктом 10  настоящих Правил, без письменного решения о согласовании сетевых  организаций запрещается, в том числе размещать объекты индивидуального  жилищного строительства (в охранных зонах воздушных линий  электропередачи) (пункт 11 Правил). 

Ограничения использования земельных участков в границах санитарных  разрывов линий электропередачи установлены санитарными правилами - СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200 - 03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная  классификация предприятий, сооружений и иных объектов». 

Согласно пункту 14 Правил охраны газораспределительных сетей,  утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2000 г. № 878  на земельные участки, входящие в охранные зоны газораспределительных  сетей, в целях предупреждения их повреждения или нарушения условий их  нормальной эксплуатации налагаются ограничения (обременения), которыми  запрещается лицам, указанным в п. 2 Правил, в том числе: строить объекты  жилищно-гражданского и производственного назначения (п. 14 Правил). 

Утверждение градостроительных регламентов, изменение одних видов  разрешенного использования земельных участков на другие, а также выдача  разрешений на строительство относятся к вопросам местного самоуправления,  решаемых органами местного самоуправления в соответствии требованиями  градостроительного законодательства. 

Поскольку площадь земельного участка не соответствовала  градостроительному регламенту и требованиям технических регламентов  (размещение участка в границах санитарно-защитных, охранных зон), а также в  связи с не соответствием испрашиваемого вида использования участка  перспективам развития Генерального плана поселения, истцу в соответствии со  статьей 37 Градостроительного кодекса отказано в предоставления разрешения  на условно разрешенный вид использования земельного участка  расположенного в территориальной зоне ОД-3 - для индивидуального  жилищного строительства, что отражено в заключении о результатах 


публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно  разрешенный вид использования земельных участков от 09 августа 2017г. 

Исходя из изложенного исключение из территориальной зоны ОД-3  условно разрешенного вида использования земельного участка - для  индивидуального жилищного строительства соответствует требованиям  градостроительного и земельного законодательства, а также нормативным  актам регулирующим использование земельных участков и объектов  капитального строительства на территории охранных зон. 

Администрацией Усть-Лабинского городского поселения в целях  соблюдения процедуры внесения изменений в Правила землепользования и  застройки городского поселения проведены следующие предварительные  действия: 15 июня 2017г. принято постановление от № 391 о подготовке  проекта внесения изменений в Правила землепользования и застройки  городского поселения, принято постановление от 12 июля 2017г. № 484 о  назначении публичных слушаний по проекту внесения изменений, которые  опубликованы в районной газете «Сельская новь» от 22 июня 2017г. № 67  (13649) и от 18 июля 2017г. № 78 (13660) и размещены на официальном сайте  администрации Усть-Лабинского городского поселения в сети Интернет  лулулу.^огоё-изЫаЪтзк.ш. Проведены публичные слушания по проекту внесения  изменений в Правила землепользования и застройки городского поселения,  заключение о результатах публичных слушаний от 18 августа 2018г.  опубликовано в районной газете «Сельская новь» от 29 августа 2017г. № 96  (13678). 

Из изложенного следует, что оспариваемый нормативный правовой акт  принят уполномоченным органом с соблюдением процедуры его принятия, в  соответствии с требованиями действующего законодательства. 

Довод, административного истца, изложенный в апелляционной жалобе о  том, что оспариваемый нормативный правовой акт опубликован не в основном  издании, которое не является официальным, подлежит отклонению. 

В случае если законодательством Российской Федерации предусмотрено  обязательное опубликование нормативного правового акта и в средстве  массовой информации (в нескольких средствах массовой информации), и на  «Официальном интернет-портале правовой информации», официальным  опубликованием акта следует признавать его первое размещение в одном из  предусмотренных мест опубликования (пункт 31 постановления Пленума  Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О  практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых  актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих  нормативными свойствами»). 

Материалами дела подтверждена публикация оспариваемого нормативного  правового акта для всеобщего сведения в районной газете «Сельская новь» и на  сайте администрации Усть-Лабинского городского поселения в сети Интернет  утху.^огосйдзЫаЫпзк.щ. 


Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного  судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по  административным делам Верховного Суда Российской Федерации 

определила:

решение Краснодарского краевого суда от 20 ноября 2018г. оставить без  изменения, апелляционную жалобу Саакян Ш.С. - без удовлетворения. 

Председательствующий
СУДЬИ