ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 18-АПА19-28 от 23.05.2019 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дело № 18-АПА 19-28

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва 23 мая 2019 г. 

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации в составе 

председательствующего Александрова В.Н.
судей Абакумовой И.Д., Нефедова О.Н.
при секретаре Гроховской В.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному  исковому заявлению муниципального унитарного предприятия «Исток» о  признании не действующим приказа региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 11 декабря 2017 г.   № 84/2017-ВК «Об установлении тарифов на питьевую воду и водоотведение»  в части установления тарифа на услуги холодного водоснабжения на 2019- 2020 годы по апелляционной жалобе муниципального унитарного предприятия  «Исток» на решение Краснодарского краевого суда от 11 января 2019 г.,  которым в удовлетворении административного искового заявления отказано. 

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации  Александрова В.Н., объяснения представителя региональной энергетической  комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края  Воробьевой ЕЮ., заключение прокурора Генеральной прокуратуры  Российской Федерации Русакова И.В., Судебная коллегия по  административным делам Верховного Суда Российской Федерации 

установила:

муниципальное унитарное предприятие «Исток» (далее - МУП «Исток»)  обратилось в Краснодарский краевой суд с административным исковым  заявлением о признании не действующим приказа региональной  энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края  от 11 декабря 2017 г. № 84/2017-ВК «Об установлении тарифов на питьевую  воду и водоотведение» в части установления тарифа на услуги холодного  водоснабжения на 2019-2020 годы. 


Решением Краснодарского краевого суда от 11 января 2019 г. в  удовлетворении административного искового заявления отказано. 

Не согласившись с решением суда первой инстанции, МУП «Исток»  обратилось в Судебную коллегию по административным делам Верховного  Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит  указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение норм  материального права и неполное выяснение судом первой инстанции всех  обстоятельств дела. 

Относительно апелляционной жалобы региональная энергетическая  комиссия - департамент цен и тарифов Краснодарского края и прокуратура  Краснодарского края представили возражения. 

В судебное заседание представители МУП «Исток», извещенные  надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились. 

Проверив материалы дела, обсудив доводы, содержащиеся в  апелляционной жалобе и возражениях на нее, заслушав представителя  административного ответчика, заключение прокурора Генеральной  прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия установила  следующее. 

Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются  Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и  водоотведении» (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении). 

Согласно пунктам 1,3 части 1 статьи 5 данного Закона установление цен в  сфере водоснабжения и водоотведения, утверждение производственных  программ, а также контроль за их выполнением отнесено к полномочиям  органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации. 

Региональная энергетическая комиссия - департамент цен и тарифов  Краснодарского края (далее - РЭК Краснодарского края) является органом  исполнительной власти Краснодарского края, уполномоченным осуществлять  государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и  водоотведения (пункт 3.1 Положения о региональной энергетической  комиссии - департаменте цен и тарифов Краснодарского края, утвержденного  постановлением главы администрации Краснодарского края от 14 июня 2002 г.   № 652). 

Приказом РЭК Краснодарского края от 11 декабря 2017 г. № 84/2017-ВК  «Об установлении тарифов на питьевую воду и водоотведение» для  МУП «Исток» утверждены тарифы на услуги холодного водоснабжения на  период 2018-2020 годы. 

В приложении № 1 к названному приказу тарифы на питьевую воду для  МУП Исток» установлены в следующих размерах: с 01 января 2018 г. по  30 июня 2018 г. - 30,63 руб./м3, с 01 июля 2018 г. по 31 декабря 2018 г. - 30,63 руб./м3, с 01 января 2019 г. по 30 июня 2019 г. - 30,63 руб./м3, с 01 июля  2019 г. по 31 декабря 2019 г. - 30,12 руб./м3, с 01 января 2020 г. по 30 июня  2020 г. - 30,12 руб./м3, с 01 июля 2020 г. по 31 декабря 2020 г. - 30,10 руб./м3

По мнению заявителя, указанный нормативный правовой акт в части  установления тарифов на период 2019-2020 годов противоречит требованиям 


федерального законодательства, регулирующего отношения в сфере  установления тарифов по водоснабжению и водоотведению, поскольку при  утверждении тарифов органом регулирования необоснованно уменьшены  расходы по статьям затрат «Расходы на энергетические ресурсы» и  «Амортизация». > 

Изучив и оценив представленные в материалы дела доказательства, суд  первой инстанции сделал вывод об отсутствии правовых оснований для  удовлетворения заявления, посчитав, что оспариваемый нормативный правовой  акт принят органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в  пределах предоставленных ему полномочий, не противоречит федеральному  законодательству, регулирующему отношения в сфере установления тарифов  по водоснабжению и водоотведению. 

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации не находит оснований для отмены обжалуемого  судебного акта исходя из следующего. 

В целях реализации Закона о водоснабжении и водоотведении  Правительством Российской Федерации 13 мая 2013 г. принято постановление   № 406, которым утверждены Основы ценообразования в сфере водоснабжения  и водоотведения (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования  тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила  регулирования тарифов). 

Статьей 32 Закона о водоснабжении и водоотведении предусмотрено, что  расчет тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется  исходя из объема поставленных товаров, оказанных услуг и величины  необходимой валовой выручки, рассчитанной в том числе методом  индексации. 

В соответствии с пунктом 75 Основ ценообразования при применении  метода индексации регулируемые тарифы устанавливаются на основе  долгосрочных параметров регулирования тарифов, устанавливаемых на срок  не менее чем 5 лет, а при первом применении такого метода регулирования  тарифов - на срок не менее 3 лет, если иное не установлено федеральным  законом. 

Согласно материалам дела МУП «Исток» оказывает услуги холодного  водоснабжения на территории станицы Новоджерелиевской, села Бейсургское,  хутора Челюскинец Брюховецкого района Краснодарского края. 

На основании лицензии от 11 августа 2011 г. № КРД № 04216 ВЭ  предприятие осуществляет добычу подземных вод для хозяйственно- питьевого водоснабжения указанных выше населенных пунктов. В  соответствии с названной лицензией на территории станицы  Новоджерелиевской расположены 4 скважины ( № 5887, 3330, 097, 5619), села  Бейсургское - 1 скважина ( № 099), хутора Челюскинец - 1 скважина ( № 2796).  Лимит подъема подземных вод установлен в размере 2,2 тыс. куб.м/ сут. 

Судом установлено, что 26 апреля 2017 г. МУП «Исток» обратилось в  РЭК Краснодарского края с заявлением об установлении тарифов на холодное 


водоснабжение на 2018 год, представив обосновывающие материалы и  расчеты. 

В качестве метода регулирования тарифов РЭК Краснодарского края  выбран метод индексации, в соответствии с которым тарифы устанавливаются  на основе долгосрочных параметров регулирования. 

Тарифы на холодное водоснабжение, долгосрочные параметры  регулирования на 2018-2020 годы, используемые при расчете указанных  тарифов, и производственная программа общества установлены на период с  01 января 2018 г. по 31 декабря 2020 г. 

В соответствии с пунктом 74 Основ ценообразования при установлении  тарифов с применением метода индексации необходимая валовая выручка  регулируемой организации включает в себя текущие расходы, расходы на  амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную  прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую  прибыль гарантирующей организации. 

Величина текущих расходов регулируемой организации определяется в  соответствии с пунктами 58-65 Основ ценообразования, в том числе  операционных расходов, неподконтрольных расходов и расходов на  приобретение электрической энергии и топлива. 

В силу подпункта «г» пункта 79 Основ ценообразования к долгосрочным  параметрам регулирования тарифов, определяемым на долгосрочный период  регулирования при установлении тарифов с использованием метода  индексации, относятся в том числе показатели энергосбережения и  энергетической эффективности (уровень потерь воды, удельный расход  электрической энергии). 

Данные показатели в соответствии с подпунктом «а» пункта 3 Порядка и  правил определения плановых значений и фактических значений показателей  надежности, качества, энергетической эффективности объектов  централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения  и (или) водоотведения, утвержденных приказом Министерства строительства  и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 04 апреля  2014 г. № 162/пр, устанавливаются утвержденными инвестиционной либо  производственной программой, и учитываются при определении  электрической энергии (мощности). 

В связи с отсутствием у предприятия инвестиционной программы, а также  непредоставлением при установлении долгосрочных тарифов информации о  фактическом энергопотреблении установки для очистки воды за 2016 год  плановый объем энергопотребления на указанный долгосрочный период  сформирован органом регулирования исходя из фактического  электропотребления объектами водоснабжения за 10 месяцев 2017 года с  учетом электропотребления установки по очистке воды до питьевого качества  на водозаборе № 1 по ул. Дзержинского на основании данных коммерческого  учета электроэнергии в соответствии с актами приема-передачи электрической  энергии между предприятием и ОАО «Кубаньэнергосбыт», а также 


уточненного прогноза социально-экономического развития Российской  Федерации на 2018 год и на плановый период 2019-2020 годов. 

Величина удельной нормы расхода электрической энергии на 1м3 воды  рассчитана органом регулирования на 2018 год на основании фактических  натуральных показателей подъема воды за 10 месяцев 2017 г. и фактического  потребления электрической энергии по объектам водоснабжения за тот же  период и составила 0,8590 кВтч/м3

Согласно экспертному заключению затраты по статье «Расходы на  энергетические ресурсы» приняты органом регулирования на 2018 год в  размере 2 210,09 тыс. руб., на 2019 год - 2 323,73 тыс. руб., на 2020 год - 2 423,51 тыс. руб. против заявленных предприятием 5 693,85 тыс. руб.,  6 316,20 тыс. руб., 6 949,80 тыс. руб. 

Корректируя расходы по названной статье затрат в сторону уменьшения,  орган регулирования исходил из того, что плановый объем  электропотребления на технологические нужды станции очистки, входящий в  общий расчет представлен предприятием одним числовым значением, без  расшифровки по электроприемникам насосного и иного технологического  оборудования, входящего в комплекс станции очистки воды и без указания  точных характеристик станции, технологических режимов его наработки. 

Представленное в материалы дела «Руководство по эксплуатации  комплекса очистки воды на базе оборудования «АКВА ХЭЛП» не является  элементом проектно-технической документации на комплекс станции очистки  воды и не содержит конкретных технологических, технических и режимных  показателей, необходимых для расчета затрат на энергоресурсы по  конкретному оборудованию. Данное руководство содержит только описание  технологического цикла очистки воды с рекомендациями по его эксплуатации,  и поэтому обоснованно не принято органом регулирования в качестве  подтверждения планового объема электропотребления. 

В соответствии с пунктом 80 Основ ценообразования необходимая  валовая выручка регулируемой организации и тарифы, установленные с  применением метода индексации, ежегодно корректируются с учетом  отклонения фактических значений параметров регулирования тарифов,  учитываемых при расчете тарифов (за исключением долгосрочных параметров  регулирования тарифов), от их плановых значений. Корректировка  осуществляется в соответствии с формулой корректировки необходимой  валовой выручки, установленной в методических указаниях и включающей  показатели, предусмотренные подпунктами «а» - «д» настоящего документа, а  также с учетом положений пункта 78 настоящего документа. 

Согласно материалам дела при формировании экономически  обоснованного объема добычи воды на долгосрочный период регулирования  на 2018 - 2020 годы РЭК Краснодарского края принят заявленный  предприятием плановый объем добычи воды на долгосрочный период  регулирования 2018 - 2020 годы по трем независимым системам  водоснабжения, расположенным в станице Новоджерелиевской, 


селе Бейсугское и хуторе Челюскинец в размере 283,73 тыс.м /год, с учетом  потерь воды - 318,69 тыс. куб.м/год. 

Исходя из информации, представленной предприятием при корректировке  тарифа на 2019 год, натуральные плановые и фактические показатели объемов  реализации по трем муниципальным образованиям составили  259,80 тыс. куб. м/год. 

Таким образом, поскольку планируемый на 2019 год объем реализации  воды снизился, основания для увеличения удельного расхода электроэнергии,  а также связанных с ней величин расходов на энергетические ресурсы  отсутствуют. 

Признавая необоснованными доводы административного истца о  неправомерном исключении органом регулирования из состава необходимой  валовой выручки предприятия расходов по статье «Амортизация», суд первой  инстанции исходил из следующего. 

Согласно пункту 20 Основ ценообразования учет расходов и доходов  осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о  бухгалтерском учете и порядком ведения раздельного учета затрат по видам  деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение,  холодное водоснабжение и (или) водоотведение, а также единой системой  классификации таких затрат, утвержденной федеральным органом  исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке  государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере  жилищно-коммунального хозяйства. 

Согласно экспертному заключению при планировании расходов по  названной статье затрат сумма амортизационных отчислений рассчитывалась  органом регулирования на основании представленных предприятием  документов бухгалтерского учета объектов основных средств, распоряжений  администрации Новоджерелиевского сельского поселения Брюховецкого  района о передаче в хозяйственное ведение МУП «Исток» имущества из казны  указанного сельского поселения, информации об участии сельских поселений  Краснодарского края в государственных программах 2012-2015 годов,  предусматривающих бюджетное финансирование реконструкции  водопроводных сетей и водозабора в станице Новоджерелиевская. 

Исключая из состава расходов суммы амортизационных отчислений по  объектам системы водоснабжения, принадлежащим предприятию на праве  хозяйственного ведения, и созданным за счет целевых бюджетных средств,  орган регулирования руководствовался подпунктом 3 пункта 2 статьи 256  Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому не подлежит  амортизации имущество, приобретенное (созданное) за счет бюджетных  средств целевого финансирования. 

Учитывая изложенное, приказ РЭК Краснодарского края от 11 декабря  2017 г. № 84/2017-ВК «Об установлении тарифов на питьевую воду и  водоотведение» в оспариваемой части соответствует нормативным правовым  актам, регулирующим правоотношения в сфере водоснабжения и  водоотведения и имеющим большую юридическую силу, в связи с чем 


правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется. 

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного  судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по  административным делам Верховного Суда Российской Федерации 

определила:

решение Краснодарского краевого суда от 11 января 2019 г. оставить без  изменения, апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия  «Исток» - без удовлетворения.

Председательствующий
Судьи