ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-АПА19-7 от 02.10.2019 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 2-АПА19-7

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва 2 октября 2019 г. 

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации в составе 

председательствующего Абакумовой И.Д.,
судей Нефедова О.Н. и Иваненко Ю.Г.
при секретаре Дарькине АО.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело   № За-220/2019 по административному исковому заявлению Желтухиной Анны  Игоревны об оспаривании в части решения Совета Высоковского сельского  поселения Усть-Кубинского муниципального района Вологодской области от  27 июня 2014 года № 47 «Об утверждении Правил землепользования и застройки  Высоковского сельского поселения Усть-Кубинского муниципального района  Вологодской области» 

по апелляционной жалобе администрации Высоковского поселения Усть- Кубинского муниципального района Вологодской области на решение  Вологодского областного суда от 16 мая 2019 г., которым административное  исковое заявление удовлетворено. 

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации  Абакумовой И.Д., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской  Федерации Русакова И.В., полагавшего, что решение суда является законным, 


обоснованным и не подлежит отмене, Судебная коллегия по административным  делам Верховного Суда Российской Федерации 

установила:

решением Совета Высоковского сельского поселения Усть-Кубинского  муниципального района Вологодской области от 27 июня 2014 г. № 47  утверждены Правила землепользования и застройки Высоковского сельского  поселения Усть-Кубинского муниципального района Вологодской области  (далее - Решение № 47, Правила землепользования и застройки). 

Пунктом 1 статьи 3 части III «Градостроительные регламенты  использования территориальных зон Высоковского сельского поселения Усть- Кубинского муниципального района Вологодской области» установлено, что на  карте градостроительного зонирования территории Высоковского сельского  поселения выделяются территориальные зоны - зоны с особыми условиями  использования территории (сервитуты) - С-4 - зона подтопления паводком 1%  обеспеченности. 

Статьей 26 части III «Градостроительные регламенты использования  территориальных зон Высоковского сельского поселения Усть-Кубинского  муниципального района Вологодской области» установлена зона подтопления  паводком 1% обеспеченности (С-4). Карта градостроительного зонирования  Правил землепользования и застройки на территории населенного пункта - поселок Высоковское Высоковского сельского поселения Усть-Кубинского  муниципального района Вологодской области содержит графическое  изображение зоны с особыми условиями использования территории (сервитуты)  С-4 - зона подтопления паводком 1% обеспеченности, устанавливает ее  границы. 

Желтухина А.И. обратилась в Вологодский областной суд с  административным исковым заявлением о признании Решения № 47 не  действующим в части утверждения подпункта С-4 - зона подтопления паводком  1% обеспеченности пункта 1 статьи 3, статьи 26 части III «Градостроительные  регламенты использования территориальных зон Высоковского сельского  поселения Усть-Кубинского муниципального района Вологодской области»,  графического обозначения на карте градостроительного зонирования поселка  Высоковское зоны С-4 - зона подтопления паводком 1% обеспеченности и  установления ее границ. 

В обоснование заявленного требования указала, что является  собственником земельного участка с кадастровым номером <...>,  категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для  ведения личного подсобного хозяйства; Уведомлением от 5 февраля 2019 г.   № 35-521-05-2019 администрация Усть-Кубинского муниципального района  Вологодской области сообщила о недопустимости размещения объекта  индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном  участке, принадлежащем административному истцу, поскольку указанный  земельный участок находится в зоне подтопления паводком 1% обеспеченности, 


а разработка проекта инженерной защиты территории от затопления  паводковыми водами и подтопления грунтовыми водами не осуществлена. 

Административный истец полагала, что Решение № 47 в оспариваемой  части противоречит статье 2, пункту 4 статьи 67* Водного кодекса Российской  Федерации, поскольку у Совета Высоковского сельского поселения отсутствуют  полномочия на установление границ зон затопления (подтопления). 

Решением Вологодского областного суда от 16 мая 2019 г.  административное исковое заявление удовлетворено. 

В апелляционной жалобе администрация Высоковского сельского  поселения Усть-Кубинского муниципального района Вологодской области  просит отменить судебный акт и принять новое решение об отказе в  удовлетворении требований административного истца, полагая, что Решение   № 47 не противоречит актам, имеющим большую юридическую силу, не  нарушает права и законные интересы административного истца, принято  уполномоченным органом с учетом разработанного ФГУП  «Вологдаземпредприятие» проекта «Установление водоохранных зон и  прибрежных защитных полос реки Кубена в пределах Усть-Кубинского района»,  который был согласован с уполномоченным органом субъекта Российской  Федерации, и замечаний по итогам согласительной комиссии не имелось. 

Относительно изложенных в апелляционной жалобе доводов  административным истцом и прокурором прокуратуры Вологодской области  представлены возражения. 

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в  апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме. 

Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в  соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного  судопроизводства Российской Федерации. 

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 1 ГрК РФ градостроительная деятельность - деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений,  осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного  зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного  проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции, сноса  объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений,  благоустройства территорий; территориальное планирование - планирование  развития территорий, в том числе для установления функциональных зон,  определения планируемого размещения объектов федерального значения,  объектов регионального значения, объектов местного значения. 

К полномочиям органов местного самоуправления поселений в области  градостроительной деятельности относятся в том числе утверждение правил  землепользования и застройки поселений (часть 1 статьи 8 ГрК РФ, пункт 20  части 1 статьи 14, часть 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г.   № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в 


С учетом названных норм, а также положений статей 1 и 4 Устава  Высоковского сельского поселения суд первой инстанции сделал правомерный  вывод о том, что Решение № 47 принято уполномоченным органом в пределах  компетенции, с соблюдением требований, предъявляемых к форме издаваемых  нормативных правовых актов, правил введения в действие и опубликования. 

Согласно пункту 8 статьи 1 ГрК РФ правила землепользования и  застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается  нормативными правовыми актами органов местного самоуправления,  нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов  Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт- Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны,  градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и  порядок внесения в него изменений. 

Правила землепользования и застройки включают в себя в том числе карту  градостроительного зонирования. На карте градостроительного зонирования в  обязательном порядке отображаются среди прочего границы зон с особыми  условиями использования территорий, к числу которых пункт 4 статьи 1 ГрК РФ  относит зоны затопления, подтопления (части 2 и 5 статьи 30 ГрК РФ). 

Частью 3 статьи 4 ГрК Р предусмотрено, что к градостроительным  отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство,  законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране  окружающей среды, об охране объектов культурного наследия (памятников  истории и культуры) народов Российской Федерации, иное законодательство  Российской Федерации, если данные отношения не урегулированы  законодательством о градостроительной деятельности. 

Вопросы установления зон затопления, подтопления регулируются водным  законодательством. 

В соответствии с пунктом 16 статьи 1 Водного кодекса Российской  Федерации (далее также - ВК РФ) затопление и подтопление являются одними  из возможных форм негативного воздействия вод на определенные территории и  объекты. В целях предотвращения негативного воздействия вод на  определенные территории и объекты и ликвидации его последствий  принимаются меры по предотвращению негативного воздействия вод и  ликвидации его последствий в соответствии с Кодексом, обеспечивается  инженерная защита территорий и объектов от затопления, подтопления,  разрушения берегов водных объектов, заболачивания и другого негативного  воздействия вод (часть 1 статьи 67 ВК РФ). 

Согласно части 5 статьи 671 ВК РФ границы зон затопления, подтопления  определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации  федеральным органом исполнительной власти с участием заинтересованных  органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов  местного самоуправления в порядке, установленном Правительством 


Пунктом 3 Правил определения границ зон затопления, подтопления,  утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации  от 18 апреля 2014 г. № 360 «Об определении границ зон затопления,  подтопления» (далее - Правила № 360), предусмотрено, что границы зон  затопления, подтопления определяются Федеральным агентством водных  ресурсов на основании предложений органа исполнительной власти субъекта  Российской Федерации, подготовленных совместно с органами местного  самоуправления, об определении границ зон затопления, подтопления и  сведений о границах таких зон. 

Границы зон затопления, подтопления отображаются в документах  территориального планирования, градостроительного зонирования и  документации по планировке территорий в соответствии с законодательством о  градостроительной деятельности (пункт 18 Правил № 360). 

На основании сведений Двинско-Печорского бассейнового водного  управления, филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной  службы государственной регистрации, кадастра и картографии» суд первой  инстанции сделал вывод о том, что на территории поселка Высоковское  Высоковского сельского поселения Усть-Кубинского муниципального района  Вологодской области зоны затопления и подтопления на территории  Нижегородской области в соответствии с Правилами № 360 не определены, в  Едином государственном реестре недвижимости сведения о границах таких зон  затопления и подтопления отсутствуют. 

Довод апелляционной жалобы о согласовании проекта Правил  землепользования и застройки с уполномоченным органом субъекта Российской  Федерации не влияет на правильность выводов суда первой инстанции,  поскольку такое согласование не подменяет необходимость установления и  утверждения границ зон затопления и подтопления в порядке, определенном  водным законодательством. 

Судебная коллегия полагает соблюденной подсудность рассмотрения  настоящего дела, установленную статьей 20 Кодекса административного  судопроизводства Российской Федерации, исходя из пункта 2 части 1 которой  областной суд рассматривает в качестве суда первой инстанции  административные дела об оспаривании нормативных правовых актов  представительных органов муниципальных образований. 

При этом Правила землепользования и застройки отвечают признакам,  характеризующим нормативный правовой акт: издание его в установленном  порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного  самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или  должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения),  обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное  применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо  на изменение или прекращение существующих правоотношений (пункт 2  постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря  2018 г. № 50). 


При указанных обстоятельствах Судебная коллегия считает, что решение  суда основано на анализе исследованных доказательств, мотивировано,  соответствует материалам дела и требованиям законодательства. Судом  соблюдены нормы процессуального права, нормы материального права  правильно применены и истолкованы. Оснований для отмены решения суда  первой инстанции, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного  судопроизводства Российской Федерации, не имеется. 

Руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного  судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по  административным делам Верховного Суда Российской Федерации 

определила:

решение Вологодского областного суда от 16 мая 2019 г. оставить без  изменения, апелляционную жалобу администрации Высоковского поселения  Усть-Кубинского муниципального района Вологодской области без  удовлетворения. 

Председательствующий
Судьи


Российской Федерации».

Российской Федерации.