ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 20-АПА19-5 от 11.07.2019 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дело № 20-АПА19-5

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Москва 11 июля 2019 г.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации в составе 

председательствующего Александрова В.Н.
судей Абакумовой И.Д., Нефедова О.Н.
при секретаре Дарькине АО.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному  исковому заявлению ФИО1 и ФИО2. о признании не  действующими Правил землепользования и застройки на территории  городского округа с внутригородским делением город Махачкала,  утвержденных решением Собрания депутатов городского округа с  внутригородским делением от 26 июня 2016г. № 9-5 в части установления на  карте градостроительного зонирования в границах земельного участка с  кадастровым номером 05:40:000061:6588 территориальной зоны 03 «зона  культовых зданий» по апелляционной жалобе ФИО1 и  ФИО2. на решение Верховного Суда Республики Дагестан от  06 марта 2019г., которым в удовлетворении искового заявления отказано. 

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации  Александрова В.Н., пояснения представителя административных истцов  ФИО3, заключение прокурора Генеральной прокуратуры  Российской Федерации Русакова И.В., Судебная коллегия по  административным делам Верховного Суда Российской Федерации, 

установила:

ФИО1 и ФИО2. обратились в суд с административным  исковым заявлением о признании не действующими Правил землепользования  и застройки на территории городского округа с внутригородским делением  город Махачкала, утвержденных решением Собрания депутатов городского  округа с внутригородским делением от 26 июня 2016г. № 9-5 в части 


установления на карте градостроительного зонирования в границах земельного  участка с кадастровым номером 05:40:000061:6588 территориальной зоны 03 - зона культовых зданий. 

Решением Верховного Суда Республики Дагестан от 06 марта 2019г. в  удовлетворении административного искового заявления отказано. 

Не согласившись с решением суда, ФИО1 и ФИО2.  обратились в Судебную коллегию по административным делам Верховного  суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просят  указанный судебный акт отменить, принять по делу новое решение об  удовлетворении искового заявления, ссылаясь на нарушение норм  материального права. 

Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Собранием  депутатов городского округа «город Махачкала» представлены возражения. 

В судебное заседание представители МКУ «Управление архитектуры и  градостроительства» ГОсВД «город Махачкала», Собрания депутатов ГОсВД  «город Махачкала», администрации ГОсВД «город Махачкала»,  Махачкалинской Епархии Русской Православной Церкви (Московский  Патриархат), Управления Росреестра по Республике Дагестан, извещенные  надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились.  Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской  Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся  лиц. 

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы,  заслушав объяснения представителя административных истцов и заключение  прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная  коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации  установила следующее. 

В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от  06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного  самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от  06 октября 2003 г. № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа  относится, в том числе утверждение правил землепользования и застройки. 

Решением Собрания депутатов городского округа с внутригородским  делением от 26 июня 2016г. № 9-5 утверждены Правила землепользования и  застройки на территории городского округа с внутригородским делением  город Махачкала, которые официально опубликованы в издании  «Махачкалинские известия» от 03 июня 2016 г. № 22. 

Как следует из материалов дела земельный участок с кадастровым  номером 05:40:000061:6588, общей площадью 11800 кв.м., расположенный по  адресу: <...>, из земель населенных пунктов, с  видом разрешенного использования - религиозное использование предоставлен  Комитетом по управлению имуществом г. Махачкалы на основании договора  безвозмездного пользования земельного участка от 26 апреля 2016г.  Махачкалинской Епархии Русской Православной Церкви «Московский 


Патриархат» сроком действия - 10 лет, для строительства православного  Александро-Невского собора. 

В соответствии пунктом 3.2.2. договора ссудополучатель вправе  осуществлять застройку земельного участка с размещением объектов  капитального строительства, предназначенных для отправления религиозных  обрядов, на основании разрешения на строительство. 

Административные истцы, оспаривая нормативный правовой акт,  полагали, что он принят с нарушениями процедуры проведения публичных  слушаний, а также земельный участок находится в двух территориальных зонах  03 - зоне культовых зданий и 02 - зоне крупных торговых комплексов, рынков  и культурно-досугового назначения, выделен из парковой зоны для  строительства Собора, вблизи от проживания истцов, чем нарушаются их права  и законные интересы. 

Отказывая в удовлетворении искового заявления суд первой инстанции  исходил из того, что при принятии Правил землепользования и застройки  процедура проведения публичных слушаний соблюдена, земельный участок  находится в одной территориальной зоне культовых зданий, а также права и  интересы истцов оспариваемым актом не нарушены. 

Согласно статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации  (далее - Градостроительный кодекс) правила землепользования и застройки  включают в себя: порядок их применения и внесения изменений в указанные  правила; карту градостроительного зонирования; градостроительные  регламенты. На карте градостроительного зонирования устанавливаются  границы территориальных зон. 

Порядок подготовки и утверждения проекта правил землепользования и  застройки регламентирован статьей 31 Градостроительного кодекса (в редакции  действовавшей в период принятия оспариваемого акта). 

Согласно части 9 статьи 31 Градостроительного кодекса орган местного  самоуправления осуществляет проверку проекта правил землепользования и  застройки, представленного комиссией, на соответствие требованиям  технических регламентов, генеральному плану поселения, генеральному плану  городского округа, схемам территориального планирования муниципальных  районов, схемам территориального планирования субъектов Российской  Федерации, схемам территориального планирования Российской Федерации. 

По результатам указанной в части 9 настоящей статьи проверки орган  местного самоуправления направляет проект правил землепользования и  застройки главе муниципального образования или в случае обнаружения его  несоответствия требованиям и документам, указанным в части 9 настоящей  статьи, в комиссию на доработку (часть 10 статьи 31 Градостроительного  кодекса). 

Глава муниципального образования при получении от органа местного  самоуправления проекта правил землепользования и застройки принимает  решение о проведении публичных слушаний по такому проекту в срок не 


позднее чем через десять дней со дня получения такого проекта (часть 11 статьи  31 Градостроительного кодекса). 

Публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки  проводятся комиссией в порядке, определяемом уставом муниципального  образования и (или) нормативными правовыми актами представительного  органа муниципального образования, в соответствии со статьей 28 настоящего  Кодекса и с частями 13 и 14 настоящей статьи (часть 12 статьи 31  Градостроительного кодекса). 

Продолжительность публичных слушаний по проекту правил  землепользования и застройки составляет не менее двух и не более четырех  месяцев со дня опубликования такого проекта (часть 13 статьи 31  Градостроительного кодекса). 

После завершения публичных слушаний по проекту правил  землепользования и застройки комиссия с учетом результатов таких публичных  слушаний обеспечивает внесение изменений в проект правил землепользования  и застройки и представляет указанный проект главе местной администрации.  Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки  являются протоколы публичных слушаний и заключение о результатах  публичных слушаний (часть 15 статьи 31 Градостроительного кодекса). 

Согласно материалам дела постановлением главы администрации  г. Махачкалы от 05 февраля 2015г. № 368 создана Комиссия по  землепользованию городского округа «город Махачкала» и утверждено  Положение о деятельности Комиссии. Проект Правил землепользования и  застройки на территории муниципального образования опубликован на  официальном сайте администрации города. 

Администрацией г. Махачкала 16 сентября 2015 г. вынесено распоряжение   № 794-р о назначении публичных слушаний по проекту Правил  землепользования и застройки на территории муниципального образования,  межселенных территориях и проекту изменений, вносимых в указанные  правила на 02 октября 2015г. Проведение публичных слушаний  02 октября 2015 г подтверждается протоколом и заключением о результатах  слушаний по проекту правил землепользования и застройки. 

Заключение о результатах публичных слушаний по проекту Правил  землепользования и застройки на территории муниципального образования,  размещены на сайте администрации г. Махачкала. 

Каких - либо существенных нарушений порядка принятия оспариваемого  акта, влекущего его безусловную отмену судом не установлено. 

Согласно части 4 статьи 30 Градостроительного кодекса на карте  градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных  зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованиям  принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной  зоне (что также установлено частью 2 статьи 85 Земельного кодекса).  Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков,  расположенных в различных территориальных зонах не допускается. 


Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к  одному земельному участку. 

Согласно Карте градостроительного зонирования Правил  землепользования и застройки на территории муниципального образования  утвержденных решением Собрания депутатов городского округа с  внутригородским делением от 26 июня 2016г. № 9-5 земельный участок с  кадастровым номером 05:40:000061:6588 расположен в одной территориальной  зоне 03 - зоне культовых зданий, что подтверждается ответом управления  архитектуры и градостроительства г. Махачкала от 20 сентября 2017г. 

Вместе с тем в материалах дела имеется письмо управления архитектуры и  градостроительства г. Махачкала от 04 декабря 2018 г. о нахождении  земельного участка в двух территориальных зонах 02 - зоне крупных торговых  комплексов, рынков и культурно-досугового назначения и 03 - зоне культовых  зданий. 

Допрошенный в судебном заседании суда первой инстанции заместитель  начальника управления архитектуры и градостроительства администрации  г. Махачкала - ФИО4 подтвердил, что ранее выданный управлением  ответ о нахождении земельного участка в двух территориальных зонах является  ошибочным, в связи с допущенной сотрудником управления технической  ошибкой при переносе сведений о земельном участке на бумажный носитель. 

Принимая решение по данному делу суд первой инстанции исходил из  вступившего в законную силу определения Верховного Суда Республики  Дагестан от 24 апреля 2018г. согласно которому на земельном участке,  предоставленном под религиозное использование отсутствуют лесные  насаждения, а также лесопарковые зоны и строительство храма не нарушает  прав истцов на поддержание благоприятной окружающей среды и не  препятствует доступу к водному объекту. 

В силу части 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства  Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную  силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или  административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным  судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении  судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в  отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к  категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства. 

С учетом изложенного оснований для отмены оспариваемого судебного  акта и удовлетворения требований заявителей апелляционной жалобы не  имеется. 

Руководствуясь статьями 309 и 311 Кодекса административного  судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по  административным делам Верховного Суда Российской Федерации 


определила:

решение Верховного Суда Республики Дагестан от 06 марта 2019г. оставить без  изменения, апелляционную жалобу ФИО1 и ФИО2. - без  удовлетворения. 

Председательствующий
Судьи