ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 22-АПА19-1 от 15.08.2019 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 22-АПА19-1

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва 15 августа 2019 г. 

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации в составе 

председательствующего Александрова В.Н.,
судей Николаевой О.В. и Нефедова О.Н.
при секретаре Гроховской В.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному  исковому заявлению акционерного общества «Северо-Кавказская пригородная  пассажирская компания» о признании не действующим в части постановления  Региональной службы по тарифам Республики Северная Осетия - Алания  от 18 декабря 2017 г. № 29 «Об установлении экономически обоснованного  уровня тарифа на услугу, оказываемую акционерным обществом «Северо- Кавказская пригородная пассажирская компания», в сфере железнодорожных  перевозок пассажиров в пригородном сообщении по территории Республики  Северная Осетия - Алания на 2018 год» 

по апелляционной жалобе Региональной службы по тарифам Республики  Северная Осетия - Алания на решение Верховного Суда Республики Северная  Осетия - Алания от 12 марта 2019 г., которым административное исковое  заявление удовлетворено. 

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации  Нефедова ОН., объяснения представителя Региональной службы по тарифам  Республики Северная Осетия - Алания Надгериевой А.А., поддержавшей  доводы апелляционной жалобы, возражения представителя акционерного  общества «Северо-Кавказская пригородная пассажирская компания»  Трофимовой А.С., заключение прокурора Генеральной прокуратуры  Российской Федерации Русакова ИВ., полагавшего, что решение суда отмене  не подлежит, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации 


установила:

акционерное общество «Северо-Кавказская пригородная пассажирская  компания» (далее - АО «СКППК», Общество) осуществляет деятельность по  перевозке пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в  пригородном сообщении, в том числе на территории Республики Северная  Осетия - Алания. Приказом Федеральной службы по тарифам (далее - ФСТ России) от 28 декабря 2010 г. № 651-т Общество внесено в реестр  субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются  государственное регулирование и контроль, под регистрационным номером  6/1/2. 

Пунктом 1 постановления Региональной службы по тарифам Республики  Северная Осетия - Алания (далее также - РСТ РСО - Алания, тарифный орган)  от 18 декабря 2017 г. № 29 (далее - Постановление № 29) установлен  экономически обоснованный уровень тарифа на услугу, оказываемую  АО «СКППК» в сфере железнодорожных перевозок пассажиров в пригородном  сообщении по территории Республики Северная Осетия - Алания, на 2018 г. в  размере 2,59 руб. за один пассажиро-километр пути. 

Постановление № 29 опубликовано 28 декабря 2017 г. на официальном  интернет-портале правовой информации (\уш\у.ргауо.§оу.ш). 

АО «СКППК» обратилось в Верховный Суд Республики Северная  Осетия- Алания с административным исковым заявлением о признании  недействующим пункта 1 Постановления № 29. Общество, ссылаясь на  нарушение норм Налогового кодекса Российской Федерации, Положения о  государственном регулировании и контроле тарифов, сборов и платы в  отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере  железнодорожных перевозок, утвержденного постановлением Правительства  Российской Федерации от 5 августа 2009 г. № 643 (далее - Положение № 643),  а также Методики расчета экономически обоснованных затрат, учитываемых  при формировании цен (тарифов) на услуги субъектов естественных монополий  в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего  пользования в пригородном сообщении в субъектах Российской Федерации,  утвержденной приказом ФСТ России от 28 сентября 2010 г. № 235-т/1 (далее - Методика № 235-т/1), указало, что тарифным органом при определении  экономически обоснованного уровня тарифа неправомерно учтен показатель  пассажирооборота по данным проведенных обследований пассажиропотока. 

Решением Верховного Суда Республики Северная Осетия - Алания  от 12 марта 2019 г. административное исковое заявление удовлетворено:  пункт 1 Постановления № 29 признан не действующим со дня вступления  судебного акта в законную силу. 

В апелляционной жалобе Региональная служба по тарифам Республики  Северная Осетия - Алания просит отменить решение суда, как незаконное и  необоснованное, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении  административного искового заявления. Указывает, что ввиду резкого  снижения количества перевезенных пассажиров по отчетам Общества,  


представленным в Министерство промышленности и транспорта Республики  Северная Осетия - Алания, за 2016 г., а также исходя из тенденции  значительного роста данного показателя в 2018 г., подтвержденной данными  обследований, для расчета показателя «пассажирооборот» обоснованно были  использованы акты обследования пассажиропотока, содержащие показатели,  обязательные для проведения экспертной оценки. 

Министерство промышленности и транспорта Республики Северная  Осетия - Алания представило отзыв о согласии с жалобой. 

Относительно изложенных в апелляционной жалобе доводов прокурором,  участвовавшим в деле, и административным истцом представлены возражения. 

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в  апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме. 

Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в  соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного  судопроизводства Российской Федерации. 

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и  возражений на нее, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры  Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам  Верховного Суда Российской Федерации считает, что решение суда первой  инстанции подлежит оставлению без изменения исходя из следующего. 

Деятельность субъектов естественных монополий в сфере  железнодорожных перевозок подлежит ценовому регулированию посредством  определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня (пункт 1  статьи 4, статья 6 Федерального закона от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ  «О естественных монополиях» (далее - Закон № 147-ФЗ), пункт 1 статьи 8  Федерального закона от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном  транспорте в Российской Федерации» (далее - Закон № 17-ФЗ). 

Государственное регулирование деятельности субъектов естественных  монополий в сфере железнодорожных перевозок пассажиров в пригородном  сообщении осуществляется органами исполнительной власти субъектов  Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов  посредством установления цен (тарифов) и (или) их предельных уровней (пункт  3 статьи 5 Закона № 147-ФЗ, пункты 3 и 6 Положения № 643, пункты 1, 3, 4 и 6  Положения об участии органов исполнительной власти субъектов Российской  Федерации в области государственного регулирования тарифов в  осуществлении государственного регулирования и контроля деятельности  субъектов естественных монополий и о пределах такого регулирования и  контроля, утвержденного постановлением Правительства Российской  Федерации от 10 декабря 2008 г. № 950). 

Тарифы, сборы и плата, связанные с выполнением в местах общего  пользования работ (услуг), относящихся к сфере естественной монополии,  устанавливаются в соответствии с Законом № 147-ФЗ и иными нормативными  правовыми актами Российской Федерации. Экономически обоснованный  уровень тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов  естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным 


4

транспортом общего пользования в пригородном сообщении, а также тарифы,  сборы и плата за данные перевозки, оплачиваемые пассажирами при  осуществлении поездок в пригородном сообщении, устанавливаются органами  исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области  государственного регулирования тарифов (пункты 1, 21 статьи 8 Закона   № 17-ФЗ). Названные нормативные правовые акты подлежат применению в  редакции, действовавшей на момент принятия Постановления № 29. Также на  дату принятия оспариваемого нормативного правового акта действовала  Методика № 235-т/1, которая подлежала применению при расчете тарифов,  сборов и платы в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом  общего пользования в пригородном сообщении. 

Как правильно установлено судом первой инстанции и подтверждается  материалами дела, оспариваемый нормативный правовой акт принят  уполномоченным органом, с соблюдением установленных законом требований  к его форме и порядку опубликования и по этим основаниям не оспаривается. 

Тарифы, сборы и плата, связанные с выполнением в местах общего  пользования работ (услуг), относящихся к сфере естественной монополии,  определяются на основе себестоимости и уровня рентабельности,  обеспечивающего безубыточность деятельности организаций  железнодорожного транспорта и индивидуальных предпринимателей на  железнодорожном транспорте (пункт 1 статьи 8 Закона № 17-ФЗ). Основным  методом государственного регулирования указанных тарифов является метод  экономически обоснованных затрат (пункт 13 Положения № 643). 

Величина подлежащих установлению тарифов, сборов и платы  определяется регулирующим органом на основе необходимой валовой  выручки, которая рассчитывается с учетом предусмотренных Положением   № 643 и Методикой № 235-т/1 расходов субъекта регулирования (пункт 14  Положения № 643). 

Пунктом 5 Методики № 235-т/1 определено, что расчет экономически  обоснованных затрат компании пригородных пассажирских перевозок на  железнодорожные перевозки пассажиров в пригородном сообщении  выполняется на основе информации об объемных показателях работы  компании пригородных пассажирских перевозок по виду деятельности  «пассажирские перевозки в пригородном сообщении» (по компании и по  соответствующему субъекту Российской Федерации) за предшествующий год,  текущий год (полугодие), ожидаемых в текущем периоде (по году) и прогноза  на период регулирования согласно приложению 8 к этой методике. 

Согласно пункту 23.6 Методики № 235-т/1 ожидаемые на текущий период  (год) и прогнозные на период регулирования индексы изменения отправленных  пассажиров в пригородном сообщении определяются с учетом прогнозной  динамики дальности поездки пассажира и прогноза пассажирооборота. При  этом темпы изменения пассажирооборота в пригородном сообщении  определяются на базе прогнозной динамики вагоно-километровой работы с  корректировкой на населенность вагонов. Населенность вагонов принимается в  расчетах по согласованию с регулирующим органом. Если населенность 


вагонов компании пригородных пассажирских перевозок на ожидаемый период  (год) или на период регулирования оказывается ниже, чем в отчетном периоде,  оценка индексов изменения пассажирооборота производится регулирующим  органом с учетом стимулирования прироста объемов работы субъектов  регулирования, в том числе за счет снижения количества безбилетных  пассажиров. 

Удовлетворяя требования АО «СКППК» о признании недействующим  пункта 1 Постановления № 29, суд первой инстанции указал, что тарифный  орган при определении пассажирооборота неправомерно исходил из  результатов, полученных при обследованиях, с различными погрешностями в  подсчете данных и многочисленными исправлениями, в отсутствие  информации о наличии безбилетных пассажиров, а также о расстоянии  следования пассажиров, отвергнув статистическую информацию о показателях  работы Общества. При этом судом установлено, что какие-либо недостающие  документы или разъяснения по представленным для рассмотрения вопроса об  установлении тарифов документам, в части о показателях перевезенных  пассажиров и пассажирооборота за 2016-2017 гг. не запрашивались,  проведение указанных обследований не было связано с проверкой показателей  объемов работы Общества, само экспертное заключение РСТ РСО - Алания не  содержит анализа показателя пассажирооборота и соответствующих расчетов. 

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда, поскольку  они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на  правильном применении норм материального права, регулирующих отношения  в сфере формирования цен (тарифов) на услуги субъектов естественных  монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом  общего пользования в пригородном сообщении. 

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе РСТ РСО - Алания, не  опровергают указанные выводы и установленные обстоятельства и не  свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального  права и норм процессуального права, предусмотренном законом в качестве  основания для отмены судебного акта в апелляционном порядке. 

Ссылки в жалобе на то, что документы, положенные в основу экспертного  заключения тарифного органа, содержат показатели, обязательные для  проведения экспертной оценки, которые используются при определении  объемных показателей работы, предусмотренных Методикой № 235-т/1,  опровергаются материалами дела. 

Как правильно указано судом первой инстанции в решении, полученные  при проведенных Министерством промышленности и транспорта Республики  Северная Осетия - Алания обследованиях данные не могли быть использованы  тарифным органом для определения годового объема пассажирооборота  АО «СКППК», поскольку акты обследования содержат многочисленные  исправления; в актах обследования за 20 и 21 октября 2017 г. имеются  незаполненные графы (итоговые значения), не соотносятся значения  количества вошедших и вышедших пассажиров; обследования за 23, 25-28 мая,  18-23 июля, 17-21 октября 2017 г. проведены в отсутствие представителей 


АО «СКППК». 

Использованные РСТ РСО - Алания при расчете тарифа данные об  объемных показателях не могут быть признаны отвечающими требованиям  объективности и достоверности, так как имевшие место обследования  пассажирооборота не в полной мере учитывают подверженность пригородного  железнодорожного сообщения сезонным и дневным колебаниям, не включали в  себя проверку реализации билетов на проезд непосредственно в процессе  движения поездов. 

Кроме того, проведение указанных обследований не было связано с  проверкой показателей объемов работы АО «СКППК» в порядке пункта 23.6  Методики № 235-т/1. 

Согласно указанной норме оценка индексов изменения пассажирооборота  производится регулирующим органом с учетом стимулирования прироста  объемов работы субъектов регулирования, в том числе за счет снижения  количества безбилетных пассажиров, в случае, если населенность вагонов  компании пригородных пассажирских перевозок на ожидаемый период (год)  или на период регулирования оказывается ниже, чем в отчетном периоде. 

Относительно регулируемой деятельности АО «СКППК» на территории  Республики Северная Осетия - Алания населенность вагонов в 2016 г.  (отчетный год) составляла 7,8 человека на вагон, фактическая населенность  вагона в 2017 г. - 11,4 человека, что опровергает довод РСТ РСО - Алания о  снижении показателя «средняя населенность вагона». 

Правительство Республики Северная Осетия - Алания, обеспечивающее  предоставление из республиканского бюджета субсидий на возмещение потерь  в доходах, возникающих в результате установления тарифов ниже  экономически обоснованного уровня, в 2016-2017 гг. принимало объем  перевозимых пассажиров на основании предоставленных административным  истцом данных об объемах работы компании пригородных пассажирских  перевозок (приложение 8 к Методике № 235-т/1) и отчетной формы ЦО-22  «Отчет о перевозках пассажиров и доходах от этих перевозок».  Соответствующие данные также являлись основой формирования  республиканского заказа на объем вагоно-километровой работы Общества на  2018 г. 

Вопреки доводам апелляционной жалобы, реализация тарифным органом  своего полномочия по анализу и проверке заявленных регулируемой  организацией затрат на предмет их экономической обоснованности не может  ставиться в зависимость исключительно от усмотрения тарифного органа и не  предполагает произвольных действий данного органа, то есть уменьшение или  увеличение размера заявленных затрат должно быть подтверждено  соответствующим экономическим и правовым обоснованием. 

Судебная коллегия считает, что судом первой инстанции правильно  установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применен закон,  подлежащий применению к данным правоотношениям. Предусмотренные  статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской  Федерации основания для отмены решения в апелляционном порядке 


отсутствуют. 

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного  судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по  административным делам Верховного Суда Российской Федерации 

определила:

решение Верховного Суда Республики Северная Осетия - Алания  от 12 марта 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу  Региональной службы по тарифам Республики Северная Осетия-Алания - без  удовлетворения. 

Председательствующий
Судьи


I