ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 3-АПА19-7 от 23.09.2019 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 3-АПА19-7

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Москва 23 сентября 2019 года

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации в составе 

председательствующего Хаменкова В Б.,  судей Кириллова ВС. и Горчаковой Е.В. 

при секретаре Тимохине И.Е. 

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по  апелляционной жалобе Сорокиной Анастасии Андреевны на решение  Верховного Суда Республики Коми от 1 августа 2019 года, которым отказано в  удовлетворении ее административного искового заявления к Совету городского  поселения «Троицко-Печорск» и территориальной избирательной комиссии  Троицко-Печорского района о признании неправомочным состава Совета  городского поселения «Троицко-Печорск» пятого созыва. 

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации  Кириллова ВС, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской  Федерации Засеевой Э.С., Судебная коллегия по административным делам  Верховного Суда Российской Федерации 

установила:

Уставом муниципального образования городского поселения «Троицко- Печорск» предусмотрено, что Совет городского поселения «Троицко-Печорск»  состоит из десяти депутатов, избираемых на пять лет. 


9 сентября 2018 года состоялись муниципальные выборы, по результатам  которых состав Совета городского поселения «Троицко-Печорск» сформирован  в количестве десяти депутатов. 

Сорокина А.А. обратилась в Верховный Суд Республики Коми с  административным иском о признании неправомочным состава Совета  городского поселения «Троицко-Печорск» пятого созыва. 

В обоснование своих требований административный истец указала на то,  что 19 июня 2019 года четверо избранных депутатов сложили депутатские  полномочия по собственному желанию, в связи с чем состав Совета городского  поселения «Троицко-Печорск» остался в неправомочном составе, поскольку  количество депутатов составило менее 2/3 от установленной численности  депутатов, что нарушает ее право на осуществление местного самоуправления  через представительный орган. 

Решением Верховного Суда Республики Коми от 1 августа 2019 года  административное исковое заявление оставлено без удовлетворения. 

В апелляционной жалобе административный истец ставит вопрос об  отмене судебного акта и вынесении решения об удовлетворении заявленных  требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального  права и неверное определение обстоятельств, имеющих значение для дела. 

Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе,  территориальной избирательной комиссией Троицко-Печорского района и  прокурором, участвующим в административном деле, представлены  письменные возражения. 

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы  апелляционной жалобы и возражений на нее, Судебная коллегия по  административным делам Верховного Суда Российской Федерации оснований  для отмены решения суда не установила и считает его правильным. 

Порядок формирования и деятельности, а также прекращения  полномочий представительного органа местного самоуправления регулируется  Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ), которым установлено, что представительный  орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в  случае избрания не менее 2/3 от установленной численности депутатов,  правомочность заседания представительного органа муниципального  образования определяется уставом муниципального образования, которое не  может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов  от числа избранных депутатов (части 1 и 1.1 статьи 35). 

Согласно пункту 2 части 16 статьи 35 Федерального закона № 131-ФЗ  полномочия представительного органа муниципального образования  прекращаются в случае вступления в силу решения верховного суда  республики о неправомочности данного состава депутатов представительного  органа муниципального образования. 


Подпунктом 1 пункта 1 статьи 21, статьей 22 Устава муниципального  образования городского поселения «Троицко-Печорск», утвержденного  решением Совета городского поселения «Троицко-Печорск» от 11 января  2006 года № 5/30 (далее - Устав) определено, что Совет является  представительным органом местного самоуправления городского поселения,  срок полномочий которого составляет пять лет, состоит из 10 депутатов,  избираемых на муниципальных выборах в соответствии с действующим  законодательством, и может осуществлять свои полномочия в случае избрания  не менее 2/3 от указанной численности депутатов. Совет городского поселения  решает вопросы, отнесенные к его компетенции, на заседаниях, которые  правомочны, если на них присутствует 50 процентов от числа избранных  депутатов. 

Из совокупного анализа приведенных норм следует, что Совет  городского поселения «Троицко-Печорск» может осуществлять свои  полномочия при условии избрания не менее 2/3 (7 депутатов) от установленной  численности депутатов (10 депутатов). 

В пункте 2 части 10 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ  закреплено, что полномочия депутата органа местного самоуправления  прекращаются досрочно в случае отставки по собственному желанию. 

Решение представительного органа муниципального образования о  досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа  муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня  появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это  основание появилось в период между сессиями представительного органа  муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня  появления такого основания (часть 11 статьи 40 Федерального закона   № 131-ФЗ). 

Статьей 71 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ  «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 67-ФЗ)  установлено, что в случае досрочного прекращения полномочий депутата,  избранного по одномандатному избирательному округу, в этом избирательном  округе уполномоченный законом орган назначает дополнительные выборы,  которые проводятся не позднее чем через четыре месяца со дня такого  досрочного прекращения полномочий (пункт 8). 

В таком же порядке проводятся дополнительные выборы в случае  досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по  многомандатному избирательному округу, если в округе замещено менее двух  третей депутатских мандатов (пункт 9). 

Как следует из материалов административного дела и установлено судом  первой инстанции, 19 июня 2019 года депутаты Карманов Ю.Е.,  Ландышева Н.В., Рубачев И.В., Сорокина А.А. обратились в Совет городского  поселения «Троицко-Печорск» с заявлениями о досрочном прекращении своих  полномочий. 


Решениями Совета городского поселения «Троицко-Печорск» от 27 июня  2019 года № 13/45 и № 13/46 заявления депутатов Карманова Ю.Е. и  Сорокиной А.А. удовлетворены. 

Решением Совета городского поселения «Троицко-Печорск» от 5 июля  2019 года № 14/48 назначены дополнительные выборы депутатов Совета  городского поселения «Троицко-Печорск» пятого созыва по одномандатным  избирательным округам № 1 и № 7 на 29 сентября 2019 года. 

Решением Совета городского поселения «Троицко-Печорск» от 19 июля  2019 года № 15/51 удовлетворено заявление депутата Рубачева И.В. о  досрочном прекращении им депутатских полномочий. 

Решением Совета городского поселения «Троицко-Печорск» от 19 июля  2019 года № 15/52 удовлетворено заявление депутата Ландышевой Н.В. о  досрочном прекращении ее полномочий с 20 октября 2019 года. 

Из протоколов заседаний Совета городского поселения «Троицко- Печорск» от 5 июля 2019 года и 19 июля 2019 года следует, что на указанные  даты из 10 депутатов двое (Карманов Ю.Е. и Сорокина А.А.) сложили свои  полномочия, на заседаниях присутствовало пять депутатов. 

Установив указанные обстоятельства в контексте положений частей 1 и  1.1 статьи 35 Федерального закона № 131-ФЗ, суд первой инстанции пришел к  правильному выводу о правомочности представительного органа названного  выше муниципального образования принимать соответствующие решения как о  назначении дополнительных выборов, так и о досрочном прекращении  полномочий депутатов, поскольку после сложения депутатами  Кармановым Ю.Е. и Сорокиной А.А. своих полномочий Совет городского  поселения «Троицко-Печорск» состоял из восьми депутатов, а после  прекращения полномочий депутата Рубачева И.В. - из семи депутатов, что в  силу указанной выше правовой нормы достаточно для осуществления  представительным органом муниципального образования своих полномочий. 

Противоречащим положениям федерального законодательства  административным истцом приводится довод в апелляционной жалобе о том,  что полномочия депутата представительного органа местного самоуправления  прекращаются по истечении 30 дней со дня подачи заявления о досрочном  прекращении полномочий депутата. Поскольку принятие представительным  органом местного самоуправления решения о досрочном прекращении  полномочий депутата, в том числе по его собственному желанию, является  необходимой и обязательной, не зависящей от волеизъявления самого депутата  или иных лиц, процедурой, предусмотренной частью 11 статьи 40  Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, сама по себе подача  такого заявления депутатом не может являться моментом признания  депутатских полномочий прекращенными, а указанный в данной правовой  норме тридцатидневный срок, установленный для принятия представительным  органом муниципального образования соответствующего решения, по его  истечению признавать полномочия депутата прекращенными не может. 


Таким образом, доводы административного истца, изложенные в  апелляционной жалобе, о прекращении полномочий всех четырех депутатов по  истечении 30 дней с момента подачи ими соответствующих заявлений,  являются ошибочными. Помимо этого, как верно указал суд первой инстанции,  состав представительного органа муниципального образования может быть  восполнен в порядке, предусмотренном статьей 71 Федерального закона   № 67-ФЗ. 

При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения  административного иска о признании неправомочным состава Совета  городского поселения «Троицко-Печорск» не имеется. 

Иные доводы апелляционной жалобы не содержат сведений,  свидетельствующих о нарушении судом норм материального права и норм  процессуального права, сводятся к переоценке выводов суда, проверялись им и  получили правильную оценку в судебном решении. 

Поскольку судом первой инстанции правильно определены  обстоятельства, имеющие значение для дела, и правильно применен закон,  регулирующий спорные отношения, решение суда следует признать законным  и обоснованным. 

На основании изложенного, руководствуясь статьями 307-311 Кодекса  административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная  коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации 

определила:

решение Верховного Суда Республики Коми от 1 августа 2019 года  оставить без изменения, апелляционную жалобу Сорокиной Анастасии  Андреевны - без удовлетворения. 

Председательствующий