ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-АПА19-11 от 11.09.2019 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 33-АПА19-11

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Москва 11 сентября 2019 года 

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации в составе 

председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Калининой Л.А. и Горчаковой Е.В.
при секретаре Луговой ЕА.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело  по апелляционной жалобе Совета депутатов муниципального образования  Шлиссельбургское городское поселение Кировского муниципального района  Ленинградской области на решение Ленинградского областного суда от  16 июля 2019 года, которым удовлетворено административное исковое  заявление Меликовой Татьяны Станиславовны о признании неправомочным  состава Совета депутатов муниципального образования Шлиссельбургское  городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской  области четвертого созыва. 

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации  Калининой Л.А., возражение относительно доводов апелляционной жалобы  представителей Меликовой ТС. - Емельяненко В.Ю., Территориальной  избирательной комиссии Кировского муниципального района Ленинградской  области Пегиной М.Ю. и Избирательной комиссии Ленинградской области  Макарова И.И., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской  Федерации Засеевой Э.С., полагавшей решение суда не подлежащим отмене,  Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации 


установила:

по результатам досрочных выборов, состоявшихся 24 июня 2018 года,  состав депутатов Совета депутатов муниципального образования  Шлиссельбургское городское поселение Кировского муниципального района  Ленинградской области был сформирован из шестнадцати депутатов (далее - Совет депутатов) 

Меликова Т.С., проживающая в г. Шлиссельбурге Кировского  муниципального района Ленинградской области, обратилась в суд с  административным исковым заявлением о признании неправомочным  состава Совета депутатов и об обращении решения суда к немедленному  исполнению, указывая, что решениями Совета депутатов в феврале 2019 года  досрочно прекращены полномочия пяти депутатов, в марте - апреле  2019 года еще тремя депутатами поданы заявления о досрочном сложении  полномочий, в результате чего названный представительный орган местного  самоуправления остался в неправомочном составе, что не позволяет ему  легитимно осуществлять свою деятельность и нарушает права граждан на  местное самоуправление. 

Решением Ленинградского областного суда от 16 июля 2019 года  административный иск удовлетворен, признан неправомочным действующий  состав депутатов представительного органа муниципального образования  Шлиссельбургское городское поселение Кировского муниципального района  Ленинградской области четвертого созыва, сформированный по результатам  состоявшихся 24 июня 2018 года досрочных муниципальных выборов.  Требование об обращении решения суда к немедленному исполнению  оставлено без удовлетворения. 

В апелляционной жалобе глава муниципального образования  Шлиссельбургское городское поселение Кировского муниципального района  Ленинградской области просит решение суда отменить, принять по делу  новое решение об отказе в удовлетворении административного иска. 

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и  возражений на нее, Судебная коллегия по административным делам  Верховного Суда Российской Федерации полагает решение суда первой  инстанции не подлежащим отмене. 

Руководствуясь статьями 35, 40 Федерального закона от 6 октября  2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного  самоуправления в Российской Федерации», исходя из обстоятельств дела, суд  пришел к выводу, что Совет депутатов муниципального образования  Шлиссельбургское городское поселение Кировского муниципального района  Ленинградской области четвертого созыва правомочен в случае избрания не  менее одиннадцати депутатов, заседание этого Совета депутатов не может  считаться правомочным, если на нем присутствует менее восьми депутатов,  при этом численность депутатов, позволяющая Совету принять какое-либо  решение по вопросам, отнесенным к его компетенции Совета, составляет  девять депутатов. 


Из материалов дела усматривается, что 24 июня 2018 года состоялись  выборы депутатов Совета депутатов муниципального образования  Шлиссельбургское городское поселение Кировского муниципального района  Ленинградской области четвертого созыва, избранными депутатами  признаны Крюков АС, Номеров ВВ., Овсянникова Э.С., Полканов ВА. (по  четырехмандатному избирательному округу № 18), Ворогушин Е.А.,  Морозов В.А., Черненко СИ., Щеклеин В.В. (по четырехмандатному  избирательному округу № 19), Абдулаев М.А., Гусева В.А., Князева Л.Н.,  Янчин Д.С. (по четырехмандатному избирательному округу № 20),  Александров Е.Г., Ехропова З.В., Лепетенина ТА., Силаева НА. (по  четырехмандатному избирательному округу № 21). 

Решениями Совета депутатов от 7 февраля 2019 года № 50, от 18  февраля 2019 года № 57, от 26 февраля 2019 года № 61, 62 и 63 прекращены  полномочия депутатов Личина Д.С, Лепетениной ТА., Александрова Е.Г.,  Овсянниковой Э.С, Ехроповой З.В. 

В результате прекращения полномочий депутатов Янчина Д.С,  Лепетениной ТА., Александрова Е.Г., Овсянниковой Э.С, Ехроповой З.В. и  досрочного сложения полномочий депутатов Черненко СИ., Силаева НА.,  Абдулаева МА. в составе Совета депутатов муниципального образования  Шлиссельбургское городское поселение Кировского муниципального района  Ленинградской области осталось восемь депутатов, что не позволяло Совету  принять какое-либо решение по вопросам, отнесенным к его компетенции  Совета. 

В судебном заседании судом первой инстанции был надлежащим  образом исследован факт сложения депутатами своих полномочий,  обстоятельств, которые позволили бы сомневаться в добровольности  написанных депутатами заявлений, а также в достоверности их  волеизъявления о сложении депутатских полномочий, не установлено. 

Разрешая вопрос о порядке досрочного прекращения полномочий  депутата в связи с отставкой по собственному желанию, суд разумно  исходил из периода, в течение которого должно быть принято  соответствующее решение, предоставив тем самым депутату возможность в  указанный срок отозвать свое заявление; поскольку представительный орган  муниципального образования в установленный законом срок не принимает  решения по заявлению депутата об отставке по собственному желанию и  данное заявление не отозвано, то отсутствуют правовые основания считать,  что депутат является действующим. 

В связи с изложенным, принимая во внимание, что доводов, влекущих  безусловную отмену решения суда первой инстанции или его изменение, в  апелляционной жалобе не приводится, Судебная коллегия по  административным делам Верховного Суда Российской Федерации, 


руководствуясь статьями 307, 308, 309, 310 и 311 Кодекса  административного судопроизводства Российской Федерации, 

определила:

решение Ленинградского областного суда от 16 июля 2019 года оставить  без изменения, апелляционную жалобу Совета депутатов муниципального  образования Шлиссельбургское городское поселение Кировского  муниципального района Ленинградской области - без удовлетворения. 

Председательствующий
Судьи