ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 35-АПА19-3 от 10.04.2019 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дело № 35-АПА19-3

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва 10 апреля 2019 г. 

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда 

Российской Федерации в составе
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Борисовой Л.В. и Калининой Л.А.
при секретаре Горенко А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу 

Балакиревой Г.И., Большаковой Е.Ю., Лисовой Е.А., Подобуевой Г.А, 

Полищука В.К. на решение Тверского областного суда от 11 января 2019 г. по 

административному делу по административному иску Смирновой Марины 

Владимировны о признании неправомочным состава Совета депутатов 

Заволжского сельского поселения Калининского района Тверской области и 

определении срока назначения выборов в Совет депутатов.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации  Борисовой Л.В., объяснения Балакиревой Г.И., Большаковой Е.Ю.,  Лисовой Е.А., Подобуевой Г.А, Полищука В.К., их представителей  Пеговой О.А., Фролова А.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы,  представителя Смирновой М.В. - Теряева Ю.А., возражавшего против  отмены судебного акта, заключение прокурора Генеральной прокуратуры  Гончаровой Н.Ю., полагавшей решение суда не подлежащим отмене,  Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации 

установила:

Смирнова М.В. обратилась в суд с административным иском о признании  неправомочным состава Совета депутатов Заволжского сельского поселения  Калининского района Тверской области четвёртого созыва, сформированного  по результатам муниципальных выборов 9 сентября 2018 г., досрочном  прекращении полномочий Совета депутатов и определении срока назначения  досрочных выборов. В обоснование заявленных требований указала, что по 


состоянию на 19 ноября 2018 г. в составе названного Совета депутатов  осталось 5 человек, что составляет половину от установленной численности  представительного органа местного самоуправления. К этому времени  депутаты Завьялов К.А., Калачёв А.А., Козицына Г.А., Моисеенкова З.И. и  сама истица сложили полномочия и досрочно прекратили депутатскую  деятельность. Совет депутатов не может проводить заседания и исполнять  полномочия органа власти. 

Решением Тверского областного суда от 11 января 2019 г.  административный иск удовлетворен частично. Признан неправомочным  состав Совета депутатов, сформированный по результатам муниципальных  выборов 9 сентября 2018 г. В удовлетворении иска об определении срока  назначения территориальной избирательной комиссией Калининского района  выборов в Совет депутатов отказано. 

В апелляционной жалобе депутаты Совета депутатов Балакирева Г.И.,  Большакова ЕЮ., ЛисоваЕ.А., Подобуева Г.А. и Полищук В.К., просят об  отмене решения в связи с нарушением судом норм материального права и  принятии нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных  требований. 

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы,  Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской  Федерации находит решение суда не подлежащим отмене. 

Порядок формирования и деятельности, а также прекращения  полномочий представительного органа местного самоуправления  регулируется Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об  общих принципах организации местного самоуправления в Российской  Федерации» (далее также - Федеральный закон № 131-ФЗ). 

В соответствии с частью 1 статьи 35 Федерального закона № 131-ФЗ  представительный орган муниципального образования может осуществлять  свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной  численности депутатов. 

Согласно пункту 2 части 16, части 18 статьи 35 поименованного закона  полномочия упомянутого органа прекращаются в случае вступления в силу  решения областного суда о неправомочности данного состава депутатов  представительного органа муниципального образования, в том числе в связи  со сложением депутатами своих полномочий. В этом случае досрочные  выборы депутатов в указанный представительный орган проводятся в сроки,  установленные федеральным законом. 

Статьёй 25 Устава муниципального образования Заволжское сельское  поселение Калининского района Тверской области закреплены положения о  том, что Совет депутатов поселения состоит из 10 депутатов, избираемых на  муниципальных выборах на срок пять лет, и может осуществлять свои  полномочия в случае избрания не менее 2/3 от установленной численности  депутатов (части 4 и 5). Совет депутатов поселения собирается на первое  заседание не позднее 30 дней со дня его избрания в правомочном составе. 


Заседание Совета депутатов считается правомочным в случае присутствия не  менее 50 процентов от числа избранных депутатов (часть 7). 

Судом первой инстанции установлено и материалами дела не  опровергается, что состав Совета депутатов Заволжского сельского поселения  Калининского района Тверской области четвёртого созыва сформирован по  результатам муниципальных выборов, состоявшихся 9 сентября 2018 г. 

Постановлением территориальной избирательной комиссии  Калининского района Тверской области от 10 сентября 2018 г. № 83/1072-4  данные выборы признаны состоявшимися и действительными и определён  состав представительного органа муниципального образования в количестве  10 депутатов, а именно: Балакирева Г.И., Большакова Е.Ю., Завьялов К.А.,  Калачёв А.А., Козицына Г.А., Лисова Е.А., Моисеенкова З.И.,  Подобуева Г.А., Полищук В.К., Смирнова М.В. 

Согласно пункту 2 части 10 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ  полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления,  выборного должностного лица местного самоуправления могут быть  прекращены досрочно в случае отставки по собственному желанию. 

С учётом отказа принять мандат одного из депутатов, а также сложения  своих полномочий четырьмя депутатами Заволжского сельского поселения  действующий состав представительного органа муниципального образования  (5 депутатов) исключает возможность принятия им решений, требующих  большинства в две трети голосов от установленной численности депутатов  представительного органа муниципального образования, касающихся  утверждения местного бюджета, установления местных налогов и сборов, а  также иных решений. 

Установлено, что до настоящего времени депутатами не избран глава  поселения, который имеет полномочия на подписание и обнародование  принятого депутатами решения по любому вопросу, относящемуся к  деятельности органов местного самоуправления Заволжского сельского  поселения. В сентябре 2018 г. истёк срок полномочий в качестве главы  данного поселения Хоничевой Л.В., избранной на эту должность 4 октября 


2013 г. 

При таком положении является правильным вывод в решении о том,  что имеются основания для признания данного состава представительного  органа муниципального образования неправомочным. 

Судом проверен и признан несостоятельным довод заинтересованных  лиц о том, что 28 декабря 2018 г. Советом депутатов в количестве 5 человек  принято решение о назначении дополнительных выборов. Как отмечено  судом, это решение не содержит указания на дату проведения выборов, не  подписано главой муниципального образования, не обнародовано и не может  быть исполнено в связи с отсутствием финансирования. 

В силу статьи 67.1 Избирательного кодекса Тверской области органом,  уполномоченным на назначение дополнительных выборов, является  соответствующая избирательная комиссия (избирательная комиссия Тверской  области, избирательна комиссия муниципального образования,  территориальная избирательная комиссия), а не орган местного  самоуправления. 

Пункт 4 статьи 10 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ  «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в  референдуме граждан Российской Федерации» (далее также - Федеральный  закон № 67-ФЗ) требует, чтобы в случае досрочного прекращения  полномочий органа или депутатов органа местного самоуправления,  влекущего за собой неправомочность органа, не позднее чем через шесть  месяцев со дня такого досрочного прекращения полномочий были проведены  досрочные выборы. Выборы назначает уполномоченный на то орган или  должностное лицо (пункт 1 этой же статьи). 

Решение о назначении выборов в орган местного самоуправления  должно быть принято не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до  дня голосования. При назначении досрочных выборов сроки, указанные в  данном пункте, а также сроки осуществления иных избирательных действий  могут быть сокращены, но не более чем на одну треть (пункт 7 статьи 10  Федерального закона № 67-ФЗ). 

Если уполномоченный на то орган или должностное лицо не назначит  выборы в сроки, предусмотренные приведённым выше пунктом, а также если  уполномоченный на то орган или должностное лицо отсутствует, выборы  назначаются в органы местного самоуправления - соответствующей  избирательной комиссией не позднее чем за 70 дней до дня голосования  (пункт 8 статьи 10 указанного федерального закона). 

Суд общей юрисдикции вправе определить срок, не позднее которого  уполномоченный на то орган или должностное лицо, а в случае их отсутствия  - соответствующая избирательная комиссия должны назначить выборы,  только в том случае, если выборы не назначит в установленный законом срок  соответствующая избирательная комиссия или если такая избирательная  комиссия отсутствует и не может быть сформирована в порядке,  предусмотренном Федеральным законом № 67-ФЗ (пункт 9 статьи 10). 


Аналогичные правила назначения досрочных выборов содержатся в  пунктах 3,6,7 статьи 11 Избирательного кодекса Тверской области. 

С учётом того, что к моменту вынесения судом обжалуемого решения  сроки назначения выборов в орган местного самоуправления не истекли,  основания для определения в судебном порядке срока, в течение которого  территориальная избирательная комиссия Калининского района обязана  назначить выборы Совета депутатов Заволжского сельского поселения,  отсутствуют. 

Поскольку судом правильно определены обстоятельства, имеющие  значение для административного дела, и применены нормы материального  права, подлежащие применению к данному спору, решение суда является  законным и обоснованным. 

Доводы апелляционной жалобы повторяют доводы заинтересованных  лиц в суде первой инстанции, которым в решении суда дана надлежащая  правовая оценка. Оснований для иной правовой оценки Судебная коллегия не  имеет. 

В силу изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса  административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная  коллегия по административным делам Верховного Суда Российской  Федерации 

определила:

решение Тверского областного суда от 11 января 2019 г. оставить без  изменения, апелляционную жалобу Балакиревой Г.И., Большаковой ЕЮ.,  Лисовой Е.А., Подобуевой Г.А, Полищука В.К. - без удовлетворения. 

Председательствующий