ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 39-АПА19-1 от 18.04.2019 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

39-АПА19-1

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва 18 апреля 2019 года 

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации в составе 

председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Калининой Л.А. и Борисовой Л.В.
при секретаре Тимохине И.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по  апелляционной жалобе ФИО1 на решение  Курского областного суда от 20 ноября 2018 года об отказе в удовлетворении  административного искового заявления о признании не действующим в части  пункта 3.2 Положения о порядке назначения, выплаты и перерасчёта  ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности) главе  Ледовского сельсовета Советского района Курской области, осуществлявшего  полномочия выборного должностного лица местного самоуправления на  постоянной основе, утверждённого решением Собрания депутатов Ледовского  сельсовета Советского района Курской области от 12 января 2018 года № 6. 

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации  Калининой Л А., объяснения представителя административного истца  ФИО2, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, заключение  представителя Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С.,  полагавшей решение суда первой инстанции законным и обоснованным и  поэтому не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным  делам Верховного Суда Российской Федерации 

установила

в соответствии с пунктом 3.2 Положения о порядке назначения, выплаты и  перерасчета ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости  (инвалидности) главе Ледовского сельсовета Советского района Курской 


области, осуществляющего полномочия выборного должностного лица  местного самоуправления на постоянной основе, утверждённого решением  Собрания депутатов Ледовского сельсовета Советского района Курской  области от 12 января 2018 года № 6 за каждый год осуществления полномочий  главы сельсовета на постоянной основе свыше трёх лет размер ежемесячной  доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности) увеличивается на  3 процента денежного вознаграждения первого заместителя Губернатора  Курской области. Общая сумма фиксированной выплаты к страховой пенсии по  старости (фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности) и  размера ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности)  не может превышать для главы сельского поселения с численностью до 500  человек - 8 процентов денежного вознаграждения первого заместителя  Губернатора Курской области.  

ФИО1. обратилась в Курский областной суд с  административным исковым заявлением о признании не действующим в этой  части правового регулирования, считая его противоречащим предписаниям  части 5.1 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об  общих принципах организации местного самоуправления в Российской  Федерации» и части 3 статьи 13.1 Закона Курской области от 11 декабря  1998 года № 35-ЗКО «О гарантиях осуществления главами муниципальных  образований полномочий выборных должностных лиц местного  самоуправления на постоянной основе», и нарушающим её права как лица,  ранее наделённого правом на ежемесячную доплату к пенсии в более высоком  размере. 

Решением Курского областного суда от 20 ноября 2018 года в  удовлетворении административного искового заявления отказано. 

В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда первой  инстанции отменить, как постановленное с нарушением норм материального и  процессуального права, принять по делу новое решение об удовлетворении её  заявленных требований. 

Относительно доводов апелляционной жалобы прокурором, участвующим  в административном деле, а также председателем Собрания депутатов  Ледовского сельсовета представлены возражения. 

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в  апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме. 

Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела,  Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской  Федерации полагает решение суда первой инстанции подлежащим отмене. 

При вынесении решения суд первой инстанции, руководствуясь  положениями части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации, статьи 86  Бюджетного кодекса Российской Федерации, статей 6, 34 Федерального закона  от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской  Федерации», частей 3, 9 статьи 34, части 10 статьи 35, части 5.1 статьи 40,  части 2 статьи 53 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об  общих принципах организации местного самоуправления в Российской 


Федерации», пришёл к выводу о том, что органы местного самоуправления  вправе вводить и изменять порядок и условия предоставления за счёт  собственных средств гарантий по дополнительному пенсионному обеспечению  выборному должностному лицу органа местного самоуправления, которые  должны производиться за счёт средств муниципального образования и  предусматриваться в бюджете как расходные обязательства, исходя из  имеющихся финансово-экономических возможностей. 

Выводы суда сделаны без учёта положений Закона Курской области от 11  декабря 1998 года № 35-3 КО «О гарантиях осуществления главами  муниципальных образований полномочий выборных должностных лиц  местного самоуправления на постоянной основе», в силу которых  региональный законодатель, вводя гарантии для глав муниципальных  образований, осуществляющих полномочия выборного должностного лица  местного самоуправления на постоянной основе, в том числе право на  ежемесячную доплату к страховой пенсии по старости (инвалидности) в  соответствии с федеральными законами и данным законом (статья 11), он  одновременно определил порядок исчисления ежемесячной доплаты к пенсии,  говоря о том, что в случае установления ежемесячной доплаты к страховой  пенсии по старости (инвалидности) главе муниципального образования,  осуществлявшему полномочия выборного должностного лица местного  самоуправления на постоянной основе, исчисление ее размера таким образом,  чтобы сумма фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости  (фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности) и размера  ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности)  составляла при осуществлении полномочий выборного должностного лица  местного самоуправления на постоянной основе три года: для глав сельских  поселений с численностью до 500 человек - не более 23 процентов денежного  вознаграждения первого заместителя Губернатора Курской области; что за  каждый полный год осуществления полномочий выборного должностного лица  местного самоуправления на постоянной основе свыше трёх лет размер  ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности)  увеличивается на 3 процента денежного вознаграждения первого заместителя  Губернатора Курской области. При этом общая сумма фиксированной выплаты  к страховой пенсии по старости (фиксированной выплаты к страховой пенсии  по инвалидности) и размера ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по  старости (инвалидности) не может превышать для глав сельских поселений с  численностью до 500 человек - 30 процентов денежного вознаграждения  первого заместителя Губернатора Курской области. 

Из анализа оспариваемых положений следует, что Собранием депутатов  Ледовского сельсовета Советского района Курской области, установлен иной,  порядок исчисления ежемесячной доплаты к пенсии по старости, согласно  которому общая сумма фиксированной выплаты к страховой пенсии по  старости (фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности) и  размера ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности)  для главы сельского поселения с численностью до 500 человек - ограничена 8 

з


процентами денежного вознаграждения первого заместителя Губернатора  Курской области, и как следствие, исключена возможность увеличения размера  ежемесячной доплаты к пенсии на 3 процента за каждый полный год  осуществления полномочий выборного должностного лица местного  самоуправления на постоянной основе свыше трёх лет. 

При таких обстоятельствах у суда не было оснований для выводов о  законности оспариваемого правового регулирования. 

На основании изложенного, руководствуясь, 310, 311 Кодекса  административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная  коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации 

определила:

решение Курского областного суда от 20 ноября 2018 года отменить.

Принять по делу новое решение, которым признать недействующим со дня  принятия пункт 3.2 Положения о порядке назначения, выплаты и перерасчёта  ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности) главе  Ледовского сельсовета Советского района Курской области, осуществлявшего  полномочия выборного должностного лица местного самоуправления на  постоянной основе, утверждённого решением Собрания депутатов Ледовского  сельсовета Советского района Курской области от 12 января 2018 года № 6, в  части слов «8 процентов».