ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
№ 41-АПА19-7
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Москва «11» сентября 2019 года
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.
судей Зинченко И.Н. и Горчаковой ЕВ.
при секретаре Луговой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Ростовского областного суда от 2 сентября 2019 года, которым отказано в удовлетворении его административного иска об оспаривании постановления Избирательной комиссии Ростовской области от 1 августа 2019 года № 80-1 «Об использовании технических средств подсчета голосов - комплексов обработки избирательных бюллетеней при голосовании на выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Ростовской области, назначенных на 8 сентября 2019 года».
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зинченко И.Н., объяснение представителя избирательной комиссии Ростовской области ФИО2, а также заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
постановлением городской Думы города Шахты от 18 июня 2019 года № 553 на 8 сентября 2019 года назначены дополнительные выборы депутата городской Думы города Шахты шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 7.
подсчета голосов - комплексов обработки избирательных бюллетеней при голосовании на выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Ростовской области, назначенных на 8 сентября 2019 года», которым утвержден перечень избирательных участков, на которых решено использовать комплексы обработки избирательных бюллетеней.
Не согласившись с таким решением в части, касающейся решения об использовании технических средств подсчета голосов при проведении голосования на дополнительных выборах депутата городской Думы города Шахты шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 7, ФИО1., зарегистрированный кандидатом в депутаты городской Думы города Шахты шестого созыва по данному одномандатному избирательному округу, обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным и отмене указанного решения Избирательной комиссии Ростовской области в названной части. В обоснование своих требований указал, что в пользование территориальной избирательной комиссии города Шахты переданы 5 комплексов обработки избирательных бюллетеней. Оспариваемым постановлением предусмотрено использование комплексов обработки избирательных бюллетеней на трех из пяти избирательных участках, входящих в избирательный округ № 7. Неиспользование комплексов обработки избирательных бюллетеней на двух других избирательных участках, по мнению административного истца, противоречит постановлению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 6 марта 2013 года № 165/1212-6 «О порядке использования при голосовании на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, референдумах технических средств подсчета голосов - комплексов обработки избирательных бюллетеней и комплексов для электронного голосования» и нарушает принцип равенства всех кандидатов в депутаты.
Решением Ростовского областного суда от 2 сентября 2019 года в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе ФИО1. просит решение суда отменить и принять по административному делу новое решение об удовлетворении административного иска.
Относительно доводов апелляционной жалобы Избирательной комиссией Ростовской области и прокурором, участвующим в административном деле, представлены письменные возражения.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации оснований для отмены решения суда не установила и считает его правильным.
При рассмотрении и разрешении административного дела суд первой инстанции установил, что оспариваемое постановление принято в пределах полномочий Избирательной комиссии Ростовской области с соблюдением
установленного порядка. По своему содержанию данное постановление требованиям избирательного законодательства также не противоречит.
Исходя из пункта 10 статьи 61 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и части 13 статьи 55 Областного закона Ростовской области от 12 мая 2016 года № 525-ЗС «О выборах и референдумах в Ростовской области», в помещении для голосования размещаются стационарные ящики для голосования, изготовленные из прозрачного или полупрозрачного материала в соответствии с нормативами технологического оборудования, утверждаемыми Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в соответствии с подпунктом «б» пункта 9 статьи 21 указанного федерального закона. В качестве стационарных ящиков могут использоваться также технические средства подсчета голосов, в том числе программно- технические комплексы обработки бюллетеней. При проведении электронного голосования используются комплексы для электронного голосования.
В соответствии с пунктом 32 статьи 68 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» участковые комиссии по решению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации или на основании ее поручения по решению соответствующей избирательной комиссии субъекта Российской Федерации используют при голосовании на выборах вместо стационарных ящиков для голосования технические средства подсчета голосов или комплексы для электронного голосования. Перечень избирательных участков, на которых используются технические средства подсчета голосов и комплексы для электронного голосования, определяется Центральной избирательной комиссией Российской Федерации или по ее поручению соответствующей избирательной комиссией субъекта Российской Федерации.
Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 6 марта 2013 года № 165/1212-6 установлено, что при проведении голосования на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в обязательном порядке используются все переданные в безвозмездное пользование технические средства подсчета голосов - комплексы обработки избирательных бюллетеней (далее также - КОИБ), находящиеся в соответствующей организующей выборы избирательной комиссии и на территории соответствующего избирательного округа. Резерв КОИБ должен составлять не более 5 процентов от их общего количества (пункт 1). Избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации поручено принимать решения об использовании КОИБ при голосовании на выборах, проводимых на территории субъекта Российской Федерации, в соответствии с пунктом 1 постановления, принятые решения направлять в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации и размещать в сети
Интернет на сайте избирательной комиссии в трехдневный срок после их принятия, установить порядок и сроки представления избирательными комиссиями муниципальных образований (территориальными избирательными комиссиями) в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации обращений об использовании КОИБ на соответствующих территориях, предложений по перечню избирательных участков, оснащаемых КОИБ (пункт 2).
В ходе судебного разбирательства установлено, что в безвозмездное пользование территориальной избирательной комиссии города Шахты переданы 5 КОИБ-2010. Из них в соответствии с постановлением Избирательной комиссии Ростовской области от 20 июля 2015 года № 92-5 на выборах депутатов городской Думы города Шахты 13 сентября 2015 года 3 комплекса обработки избирательных бюллетеней были переданы для использования в избирательном округе № 7 (на избирательных участках №№ 2490, 2491 и 2495), и 2 комплекса обработки избирательных бюллетеней - в других избирательных округах города Шахты.
Оспариваемым постановлением Избирательной комиссии Ростовской области от 1 августа 2019 года № 80-1 утвержден перечень избирательных участков, на которых решено использовать комплексы обработки избирательных бюллетеней при голосовании на выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Ростовской области, назначенных на 8 сентября 2019 года. В этот перечень включены избирательные участки №№ 2490, 2491 и 2495, расположенные в границах одномандатного избирательного округа № 7 города Шахты.
Данное постановление в полной мере соответствует приведенным положениям Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Областного закона Ростовской области «О выборах и референдумах в Ростовской области», каким-либо нормам федерального или регионального законодательства не противоречит.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации отмечает, что указанное количество комплексов обработки избирательных бюллетеней только на избирательных участках №№ 2490, 2491 и 2495 обусловлено тем обстоятельством, что при проведении выборов депутатов городской Думы города Шахты шестого созыва, состоявшихся 13 сентября 2015 года, в избирательном округе № 7 комплексами обработки избирательных бюллетеней были оснащены те же избирательные участки. При этом использование технических средств подсчета голосов - комплексов обработки избирательных бюллетеней 2010 на выборах и референдумах, проводимых в Российской Федерации, осуществляется в соответствии с инструкцией, утвержденной постановлением Центральной избирательной комиссией Российской Федерации от 6 июля 2011 года № 19/204-6. Согласно пункту 2.1 данной инструкции функционирование КОИБ-2010 в помещении для голосования избирательного участка обеспечивают операторы КОИБ-2010 - члены
участковой комиссии с правом решающего голоса, которые предварительно прошли курс обучения правилам эксплуатации КОИБ-2010. Как следует из объяснений представителя Избирательной комиссии Ростовской области, представленных в судебном заседании суда первой инстанции, возможность обеспечения операторами КОИБ-2010 все избирательные участки в избирательном округе № 7 отсутствует, поскольку в целях проведения выборов депутатов городской Думы города Шахты шестого созыва, состоявшихся 13 сентября 2015 года, курс обучения правилам эксплуатации КОИБ-2010 прошли только те члены участковой комиссии с правом решающего голоса, количество которых необходимо для функционирования комплексов обработки избирательных бюллетеней на избирательных участках №№ 2490, 2491 и 2495.
Судом первой инстанции верно отмечено, что само по себе оспариваемое постановление не нарушает принципа равенства зарегистрированных кандидатов, поскольку голосование за кандидатуру каждого из них и подведение его итогов будет произведено на всех избирательных участках в условиях, обеспечивающих возможность объективно и достоверно выявить волю избирателей.
В этой связи оснований для отмены обжалуемого решения Ростовского областного суда не имеется.
Доводы, приведенные административным истцом в апелляционной жалобе, полностью повторяют его правовую позицию, изложенную в суде первой инстанции и получившую надлежащую оценку в обжалуемом решении суда. Оснований не согласиться с выводами суда, основанными на правильном применении законодательства Российской Федерации о выборах, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не установила.
На основании изложенного, руководствуясь положениями статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Ростовского областного суда от 2 сентября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий