ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 42-АПА19-2 от 30.09.2019 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 42-АПА19-2

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Москва 3 0 сентября 2019 года 

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации в составе 

председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Корчашкиной Т.Е. и Калининой Л.А.
при секретаре Виноградовой Е.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по  административному исковому заявлению Калмыцкого республиканского  отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской  Федерации», Кодлаева Геннадия Дорджиевича о признании незаконным и  отмене постановления избирательной комиссии Республики Калмыкия   № 98/497-6 от 26 июля 2019 года «О решениях избирательной комиссии  Целинного районного муниципального образования Республики Калмыкия» по  апелляционной жалобе избирательной комиссии Республики Калмыкии на  решение Верховного Суда Республики Калмыкия 16 августа 2019 года,  которым административные исковые требования удовлетворены. 

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации  Корчашкиной Т.Е., объяснения представителя избирательной комиссии  Республики Калмыкии Болдыревой О.В., поддержавшей доводы  апелляционной жалобы, возражения относительно апелляционной жалобы  представителя Калмыцкого республиканского отделения политической партии  «Коммунистическая партия Российской Федерации» Федоровича А.В.,  заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации  Степановой Л.Е., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без  изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации 


установила:

избирательной комиссией, организующей выборы на территории  Целинного района Республики Калмыкия является избирательная комиссия  Целинного районного муниципального образования Республики Калмыкия  (далее - избирательная комиссия Целинного РМО РК). 

Решением избирательной комиссии Целинного РМО РК от 7 августа  2015 года был зарегистрирован список кандидатов в депутаты Собрания  депутатов Целинного РМО Республики Калмыкия четвертого созыва,  выдвинутый избирательным объединением Калмыцкого республиканского  отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской  Федерации» (далее также - КРО ПП КПРФ) по единому избирательному  округу, в количестве 15 человек. 

Калмыцкое республиканское отделение политической партии  «Коммунистическая партия Российской Федерации» и Кодлаев Г.Д. обратились  в Верховный Суд Республики Калмыкии с административными исковыми  заявлениями о признании незаконным и отмене постановления избирательной 


комиссии Республики Калмыкия № 98/497-6 от 26 июля 2019 года, которым  отменены решения избирательной комиссии Целинного районного  муниципального образования Республики Калмыкия от 24 июля 2019 года   № 20/62 «О передаче вакантного депутатского мандата депутата Собрания  депутатов четвертого созыва зарегистрированному кандидату из списка  кандидатов, выдвинутого Калмыцким республиканским отделением  политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» и   № 20/63 «О регистрации депутата Собрания депутатов Целинного районного  муниципального образования Республики Калмыкия четвертого созыва». 

Заявленные требования административные истцы мотивировали тем, что  оспариваемое постановление принято с превышением установленной  компетенции, не соответствует действующему избирательному  законодательству, нарушает права и законные интересы политической партии в  правоотношениях по реализации решения коллегиального постоянно  действующего руководящего органа по кандидатуре для замещения вакантного  мандата депутата, а также нарушает права Кодлаева Г.Д. быть избранным в  представительный орган и участвовать в замещении вакантных депутатских  мандатов. 

Решением Верховного Суда Республики Калмыкия от 16 августа 2019 года  административные исковые требования удовлетворены, постановление  избирательной комиссии Республики Калмыкия № 98/497-6 от 26 июля  2019 года признано незаконным и нарушающим права Калмыцкого  республиканского отделения политической партии «Коммунистическая партия  Российской Федерации» и Кодлаева Г.Д. Решением суда на избирательную  комиссию Республики Калмыкия возложена обязанность восстановить  нарушенные права административных истцов, путем отмены оспариваемого  постановления в семидневный срок со дня вынесения решения суда. 

На решение Верховного Суда Республики Калмыкия от 16 августа  2019 года избирательной комиссией Республики Калмыкия подана  апелляционная жалоба, в которой поставлен вопрос об отмене решения суда  первой инстанции, как незаконного и необоснованного, и принятии по делу  нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых  требований. 

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и  возражений на нее, Судебная коллегия по административным делам  Верховного Суда Российской Федерации не усматривает оснований для отмены  решения суда в силу следующего. 

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 1 Федерального закона от 12 июня  2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на  участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный  закон № 67-ФЗ) настоящим Федеральным законом определяются основные  гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного  права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории  Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации,  федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов 


Российской Федерации, уставами муниципальных образований. Указанный  Федеральный закон имеет прямое действие и применяется на всей территории  Российской Федерации. 

Согласно статье 71 Федерального закона № 67-ФЗ в случае досрочного  прекращения полномочий депутата, избранного в составе списка кандидатов,  передача вакантного мандата осуществляется организующей выборы  избирательной комиссией в порядке, предусмотренном законом (пункт 14). 

Законом может быть предусмотрено, что в случае досрочного прекращения  полномочий депутата, избранного в составе списка кандидатов, коллегиальный  постоянно действующий руководящий орган политической партии, в составе  списка кандидатов которой этот депутат был избран, либо (соответственно  уровню выборов) коллегиальный постоянно действующий руководящий орган  ее регионального отделения или иного структурного подразделения (если это  предусмотрено уставом политической партии), в составе списка кандидатов  которого этот депутат был избран, вправе предложить для замещения  вакантного депутатского мандата кандидатуру зарегистрированного кандидата  из того же списка кандидатов (пункт 15). 

Кандидатура зарегистрированного кандидата для замещения вакантного  депутатского мандата может быть предложена в течение 14 дней со дня  принятия соответствующим законодательным (представительным) органом  государственной власти решения о досрочном прекращении полномочий  депутата. Предложение кандидатуры осуществляется в порядке,  предусмотренном уставом политической партии. Соответствующая  избирательная комиссия передает вакантный депутатский мандат  зарегистрированному кандидату, предложенному коллегиальным постоянно  действующим руководящим органом политической партии, ее регионального  отделения или иного структурного подразделения (пункт 16). 

Законом Республики Калмыкия от 22 сентября 2009 года № 124-1У-3  «О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного  самоуправления в Республике Калмыкия» предусмотрены аналогичные  положения, а кроме того в статье 31.2 указано, что если в течение 14 дней со  дня досрочного прекращения полномочий депутата областной Думы  политическая партия не воспользуется своим правом, избирательная комиссия  муниципального образования передает вакантный депутатский мандат другому  зарегистрированному кандидату из того же областного списка кандидатов, в  составе которого был избран депутат областной Думы, чьи полномочия  прекращены досрочно. 

Проанализировав приведенные законоположения, суд первой инстанции  правомерно указал, что согласно их буквальному толкованию избирательная  комиссия должна передать вакантный депутатский мандат  зарегистрированному кандидату, предложенному избирательным  объединением, если такое предложение поступило в установленный срок. 

По настоящему делу судом установлены следующие обстоятельства:  решением избирательной комиссии Целинного РМО РК от 7 августа 2015 года  был зарегистрирован список кандидатов в депутаты Собрания депутатов 


Целинного РМО Республики Калмыкия четвертого созыва, выдвинутый  избирательным объединением КРО ПП КПРФ по единому избирательному  округу в количестве 15 человек. В общемуниципальную часть были включены  Бамбышев И.А., Кабаков В.А., Антонов П.С., также были зарегистрированы  пять территориальных групп по одномандатным избирательным округам. В  связи с отказом Бамбышева И.А. и Кабакова В.А. от депутатского мандата,  мандат был передан в порядке очередности следующему кандидату в  общемуниципальном списке - Антонову П.С. 

В тот же день, 24 июля 2019 года, избирательная комиссия Целинного  РМО своим решением № 20/62 передала вакантный депутатский мандат  Собрания депутатов Целинного РМО РК четвертого созыва  зарегистрированному кандидату из списка КРО ПП КПРФ Кодлаеву Г.Д. и  решением № 20/63 зарегистрировала его в качестве депутата Собрания  депутатов Целинного РМО РК четвертого созыва. 

Установив указанные обстоятельства по делу и проанализировав  положения вышеприведенных нормативных правовых актов, суд первой  инстанции пришел к правильному выводу о том, что избирательная комиссия  Республики Калмыкия, отменяя решения избирательной комиссии  муниципального образования о передаче вакантного депутатского мандата  другому зарегистрированному кандидату, предложенному избирательным  объединением вышла за пределы своих полномочий, поскольку действующее  законодательство не наделяет избирательную комиссию субъекта Российской 


Федерации правом оценки принятых политической партией решений по  вопросу о передаче вакантного мандата депутата. 

Данный вопрос, как правильно указал суд, сославшись также и на  правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации,  изложенную в его постановлениях и определениях (постановления  от 16 декабря 2014 года № 33-П, от 19 декабря 2013 года № 28-П, определения  от 6 марта 2013 года № 324-0, от 6 июня 2016 года № 1233-0) мог быть  проверен по существу исключительно в судебном порядке. Тогда как вопрос  законности и обоснованности решения бюро комитета КРО ПП КПРФ о  передаче вакантного мандата депутата Кодлаеву Г.Д. в судебном порядке не  рассматривался. 

При рассмотрении настоящего дела суд установил, что в связи с  досрочным прекращением полномочий депутата Антонова П.С. и отказами  Бамбышева И.А. и Кабакова В.А. от вакантного депутатского мандата, в  общемуниципальной части списка отсутствовали кандидаты, которым  избирательное объединение могло бы предложить вакантный мандат депутата.  В связи с этим КРО ПП КПРФ обоснованно предложило кандидатуру другого  зарегистрированного кандидата из иной территориальной группы кандидатов - Кодлаева Г.Д. 

При таких обстоятельствах, вывод суда первой инстанции о признании  постановления избирательной комиссии Республики Калмыкия от 26 июля 2019  года № 98/497-6 не соответствующим положениям федерального и  регионального законодательства является правильным. 

Другие доводы апелляционной жалобы направлены на иную оценку  доказательств об обстоятельствах, установленных и исследованных судом в  соответствии с правилами судопроизводства, в связи с чем основаниями к  отмене решения суда не являются. 

Руководствуясь статьями 307-310 Кодекса административного  судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по  административным делам Верховного Суда Российской Федерации, 

определила:

решение Верховного Суда Республики Калмыкия от 16 августа 2019 года,  оставить без изменения, апелляционную жалобу избирательной комиссии  Республики Калмыкия - без удовлетворения. 

Председательствующий