ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 43-АПА19-21 от 22.01.2020 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 43-АПА19-21

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Москва «22» января 2020 года 

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации в составе 

председательствующего Хаменкова В.Б.
судей Зинченко И.Н. и Горчаковой Е.В.

при секретаре Горенко А.А. 

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело   № За-250/2019 по апелляционным жалобам ФИО1,  главы Удмуртской Республики, Удмуртского республиканского союза  обществ охотников и рыболовов на решение Верховного Суда Удмуртской  Республики от 27 августа 2019 года, которым частично удовлетворен  административный иск ФИО1 об оспаривании указа главы  Удмуртской Республики от 25 апреля 2016 № 82 «Об утверждении схемы  размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории  Удмуртской Республики». 

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации  Зинченко И.Н., объяснения представителя ФИО1 - адвоката  Ильина А.Г., представителя Удмуртского республиканского союза обществ  охотников и рыболовов ФИО2, а также заключение прокурора  Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е.,  Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации 

установила:

указом главы Удмуртской Республики от 25 апреля 2016 № 82  утверждена схема размещения, использования и охраны охотничьих угодий  на территории Удмуртской Республики, в таблицу 4.1.1 подраздела 4.1  которой под номером 95 включено охотничье угодье с наименованием  «Удмуртский республиканский союз ООиР Сюмсинского района» площадью  103,8 тыс. га; также в эту же таблицу под номером 14 включено охотничье 


угодье с наименованием «Заказник «Лумпунский» площадью 47,72 тыс. га.  В подразделах 3.36 и 4.6 приложения 2 к данной схеме приведено описание  границ следующих охотничьих угодий - «Сюмсинского охотничьего  хозяйства 00 «Удмуртский республиканский союз обществ охотников и  рыболовов» и «Лумпунского государственного охотничьего бобрового  заказника». 

ФИО1 обратился в Верховный Суд Удмуртской Республики с  административным исковым заявлением об оспаривании указа главы  Удмуртской Республики в части размеров площадей названных охотничьих  угодий и описания их границ, ссылаясь в обоснование своих требований на  то, что площади этих охотничьих угодий оспариваемым указом завышены, а  их границы описаны с нарушение требований к описанию границ охотничьих  угодий. Данные нарушения, как утверждал заявитель, вносят правовую  неопределенность относительно границ закрепленных и общедоступных  угодий на территории Сюмсинского района Удмуртской Республики, в  порядок выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов и нарушают его  права и законные интересы на добычу охотничьих ресурсов в  общедоступных охотничьих угодьях. 

Решением Верховного Суда Удмуртской Республики от 27 августа  2019 года административный иск удовлетворен частично. 

Указ главы Удмуртской Республики от 25 апреля 2016 № 82 в  редакции, действовавшей до 7 мая 2019 года, признан не действующим с  момента вступления решения суда в законную силу в следующей части: 

таблица 4.1.1 подраздела 4.1 схемы размещения, использования и  охраны охотничьих угодий на территории Удмуртской Республики,  содержащая охотничье угодье под номером 95 с наименованием  «Удмуртский республиканский союз ООиР Сюмсинского района» площадью  103,8 тыс. га; 

подразделы 3.36 и 4.6 приложения 2 к схеме размещения,  использования и охраны охотничьих угодий на территории Удмуртской  Республики, содержащие описания границ Сюмсинского охотничьего  хозяйства ОО «Удмуртский республиканский союз обществ охотников и  рыболовов» и Лумпунского государственного охотничьего бобрового  заказника. 

В удовлетворении административного искового требования о  признании недействующей таблицы 4.1.1 подраздела 4.1 схемы размещения,  использования и охраны охотничьих угодий на территории Удмуртской  Республики, содержащей охотничье угодье под номером 14 с наименованием  «Заказник «Лумпунский» площадью 47,72 тыс. га, отказано. 

ФИО1 в апелляционной жалобе просит решение суда изменить,  признав оспариваемые положения указа главы Удмуртской Республики не  действующими со дня вступления данного указа в силу. 

Глава Удмуртской Республики в апелляционной жалобе просит  решение суда отменить и принять по административному делу новое  решение об отказе в удовлетворении административного иска. 


Удмуртский республиканский союз обществ охотников и рыболовов в  апелляционной жалобе просит решение суда отменить и прекратить  производство по административному делу. 

Относительно доводов апелляционных жалоб ФИО1  представлены письменные возражения. 

Прокурором, участвующим в административном деле, представлены  письменные возражения относительно доводов жалобы ФИО1 

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы  апелляционных жалоб и возражений на них, Судебная коллегия по  административным делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к  выводу об отмене решения суда и прекращении производства по делу. 

Как видно из материалов настоящего административного дела, в ходе  его рассмотрения и разрешения в суде первой инстанции указом главы  Удмуртской Республики от 24 апреля 2019 года № 47 в схему размещения,  использования и охраны охотничьих угодий на территории Удмуртской  Республики, утвержденную указом главы Удмуртской Республики от  25 апреля 2016 № 82, были внесены изменения, в том числе таблица 4.1.1  подраздела 4.1 данной схемы, а также подразделы 3.36 и 4.6 приложения 2 к  данной схеме изложены в новой редакции. 

При рассмотрении и разрешении настоящего административного дела  суд первой инстанции исходил, среди прочего, из того, что оспариваемый  указ главы Удмуртской Республики в редакции, действовавшей до внесения в  него названных выше изменений, применялся в отношении  административного истца и нарушает его права и законные интересы,  поскольку решением органа исполнительной власти Удмуртской Республики  ему было отказано в выдаче разрешения на добычу дичи на территории  общедоступных охотничьих угодий Сюмсинского района Удмуртской  Республики в связи с отсутствием общедоступных охотничьих угодий на  территории Сюмсинского района, а федеральный законодатель, как указал  суд, предписывает создание в первую очередь общедоступных охотничьих  угодий. 

В этой связи суд первой инстанции отказал в прекращении  производства по административному делу по ходатайствам  административного ответчика, заинтересованного лица и прокурора,  участвующего в административном деле. 

Однако Судебная коллегия по административным делам Верховного  Суда Российской Федерации с выводами суда первой инстанции об  отсутствии оснований для прекращения производства по административному  делу в связи с изменениями, внесенными в оспариваемый нормативный  правовой акт указом главы Удмуртской Республики от 24 апреля 2019 года   № 47, не согласилась в силу следующего. 

По смыслу правовой позиции, изложенной Конституционным Судом  Российской Федерации в Постановлении от 11 апреля 2000 года № 6-П,  проверка судом общей юрисдикции законности нормативных правовых  актов, утративших силу к моменту обращения заинтересованного лица в суд, 


и признание их недействующими вне связи с защитой каких-либо  субъективных прав заявителя, то есть в порядке абстрактного  нормоконтроля, недопустимы. 

Как следует из материалов административного дела, ФИО1  обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением в связи  с защитой своего права на добычу охотничьих ресурсов в общедоступных  охотничьих угодьях. В качестве повода для обращения в суд заявитель  ссылался на решение министерства природных ресурсов и охраны  окружающей среды Удмуртской Республики об отказе ему в выдаче  разрешения на добычу дичи на территории общедоступных охотничьих  угодий Сюмсинского района Удмуртской Республики в связи с отсутствием  таковых на территории этого района. 

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации установила, что на день подачи административного  иска нормативный правовой акт в оспариваемых частях к  административному истцу не применялся, поскольку основанием для отказа  в выдаче ему разрешения на добычу охотничьих ресурсов в общедоступных  охотничьих угодьях Сюмсинского района Удмуртской Республики  послужили не размеры площадей охотничьих угодий, закрепленных за  названными выше союзом и заказником, а также не описания границ данных  охотничьих угодий, а отсутствие общедоступных охотничьих угодий в  Сюмсинском районе Удмуртской Республики. 

В соответствии с частью 3 статьи 7 Федерального закона от 24 июля  2009 года № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о  внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской  Федерации» общедоступные охотничьи угодья должны составлять не менее  чем двадцать процентов от общей площади охотничьих угодий субъекта  Российской Федерации. 

Согласно части 8 статьи 71 этого же федерального закона в случае,  если на день вступления в силу указанного федерального закона площадь  охотничьих угодий общего пользования в субъекте Российской Федерации  составляет менее чем двадцать процентов общей площади охотничьих  угодий в субъекте Российской Федерации, в таком субъекте Российской  Федерации по мере истечения срока действия долгосрочных лицензий на  пользование животным миром создаются в первую очередь общедоступные  охотничьи угодья, площадь которых должна достигнуть размера площади,  предусмотренной частью 3 статьи 7 названного федерального закона. 

Согласно подразделу 4.2 схемы размещения, использования и охраны  охотничьих угодий на территории Удмуртской Республики, содержащему  информацию о состоянии ведения охотничьего хозяйства в Удмуртской  Республике, общая площадь охотничьих угодий Удмуртии составляет  3560,35 тыс. га или 84,8 процента от территории республики (в редакции  указа главы Удмуртской Республики от 24 апреля 2019 года № 47 - 3558,25 тыс. га или 77,32 процента). Охотничьи угодья Удмуртской  Республики состоят из следующих категорий: 


закрепленные за юридическими лицами различных организационно- правовых форм и индивидуальными предпринимателями (площадь  2755,6 тыс. га или 77,39 процента от общей площади охотничьих угодий  Удмуртской Республики, в редакции указа главы Удмуртской Республики от  24 апреля 2019 года № 47 - 2790,27 тыс. га или 78,42 процента); 

общедоступные охотничьи угодья (не закрепленные за  охотнользователями). Их общая площадь составляет 804,75 тыс. га  (22,6 процента от всей площади охотничьих угодий), в редакции указа главы  Удмуртской Республики от 24 апреля 2019 года № 47 - 767,98 тыс. га  (21,58 процента от всей площади охотничьих угодий). 

Из приведенных выше положений Федерального закона «Об охоте и о  сохранении охотничьих ресурсов» следует, что данный федеральный закон  не содержит требования о необходимости наличия не менее двадцати  процентов общедоступных охотничьих угодий в каждом из муниципальных  районов субъекта Российской Федерации. Такое требование федеральный  закон предъявляет к охотничьим угодьям всего субъекта Российской  Федерации, и, как видно из материалов настоящего административного дела,  в Удмуртской Республике указанное требование соблюдено. 

Учитывая вышеизложенное, Судебная коллегия по административным  делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что исходя из  административных исковых требований в той редакции, в которой эти  требования заявлены, ФИО1 избран неверный способ защиты  своего субъективного права на добычу охотничьих ресурсов в  общедоступных охотничьих угодьях. Кроме того, рассмотрение настоящего  административного дела по основаниям и доводам заявленных  административных исковых требований к восстановлению каких-либо прав и  законных интересов ФИО1, связанных с добычей им охотничьих  ресурсов в общедоступных охотничьих угодьях Сюмсинского района  Удмуртской Республики, привести не может, так как судом в рамках  рассмотрения данного административного дела законодателю субъекта  Российской Федерации не может быть предписано установление  общедоступных охотничьих угодий в отдельном муниципальном районе  либо их установление в отдельном муниципальном районе в ином размере. 

Вместе с тем до внесения изменений в оспариваемый нормативный  правовой акт указом главы Удмуртской Республики от 24 апреля 2019 года   № 47 рассмотрение административного иска ФИО1 об оспаривании  номеров 14 и 95 таблицы 4.1.1 подраздела 4.1 схемы размещения,  использования и охраны охотничьих угодий на территории Удмуртской  Республики, а также подразделов 3.36 и 4.6 приложения 2 к этой же схеме  могло иметь место по иному основанию, поскольку содержащиеся в них, по  мнению административного истца, неточность и неопределенность  нормативных положений могли создать угрозу нарушения прав и законных  интересов ФИО1 в будущем, в случае осуществления охоты на  закрепленных охотничьих угодьях, расположенных на территории 


Сюмсинского района Удмуртской Республики, ввиду невозможности с  точностью определить их площади и границы на местности. 

Однако, как было сказано выше, данные положения прекратили свое  действие, поскольку были изложены в новой редакции указом главы  Удмуртской Республики от 24 апреля 2019 года № 47, принятым в ходе  рассмотрения и разрешения настоящего административного дела в суде  первой инстанции. Между тем вновь установленное правовое регулирование  по оспариваемым административным истцом вопросам ФИО1 не  оспаривалось. 

Таким образом, оспариваемый указ главы Удмуртской Республики в  прежней редакции перестал непосредственно затрагивать права и законные  интересы административного истца, а также выступать угрозой их  нарушения. При этом, как сказано выше, площади и границы закрепленных  охотничьих угодий, описанные в редакции указа главы Удмуртской  Республики от 24 апреля 2019 года № 47, ФИО1 не оспаривались. 

При таких обстоятельствах рассмотрение настоящего  административного дела об оспаривании прекратившего свое действие в  оспариваемых частях нормативного правового акта не могло привести к  восстановлению права ФИО1 на добычу охотничьих ресурсов в  общедоступных охотничьих угодьях, а также к устранению какой-либо  возможной угрозы нарушения его прав и законных интересов в случае  добычи им охотничьих ресурсов на закрепленных охотничьих угодьях. 

Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного  судопроизводства Российской Федерации с административным исковым  заявлением о признании нормативного правового акта не действующим  полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых  применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений,  регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они  полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и  законные интересы. 

При рассмотрении административного дела об оспаривании  нормативного правового акта суд выясняет, среди прочего, нарушены ли  права, свободы и законные интересы административного истца, а также  соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части  нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.  Утрата нормативным правовым актом силы или его отмена в период  рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного  правового акта не может служить основанием для прекращения производства  по этому административному делу в случае, если при его рассмотрении  установлены применение оспариваемого нормативного правового акта в  отношении административного истца и нарушение его прав, свобод и  законных интересов (части 8 и 11 статьи 213 Кодекса административного  судопроизводства Российской Федерации). 

При этом в соответствии с частью 1 статьи 214 данного кодекса суд  прекращает производство по административному делу об оспаривании 


нормативного правового акта, если установит, что имеются основания,  предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 194 этого же кодекса, согласно  которому (во взаимосвязи с пунктом 3 части 1 статьи 128 этого же кодекса)  суд прекращает производство по административному делу в случае, если из  административного искового заявления об оспаривании нормативного  правового акта не следует, что этими актом нарушаются либо иным образом  затрагиваются права, свободы и законные интересы административного  истца. 

Учитывая изложенные выше обстоятельства, Судебная коллегия по  административным делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к  выводу о том, что после изложения оспариваемых положений нормативного  правового акта в новой редакции указом главы Удмуртской Республики от  24 апреля 2019 года № 47 основания для их проверки судом в порядке  нормоконтроля отпали. 

Таким образом, обжалуемое решение Верховного Суда Удмуртской  Республики подлежит отмене, а производство по настоящему  административному делу подлежит прекращению. 

На основании изложенного, руководствуясь положениями статьи 309  Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,  Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации 

определила:

решение Верховного Суда Удмуртской Республики от 27 августа  2019 года отменить, производство по административному делу по  административному иску ФИО1 об оспаривании  указа главы Удмуртской Республики от 25 апреля 2016 № 82  «Об утверждении Схемы размещения, использования и охраны охотничьих  угодий на территории Удмуртской Республики» в части описания границ и  размеров площадей охотничьих угодий, находящихся в Сюмсинском районе  Удмуртской Республики в пользовании Удмуртского республиканского  союза обществ охотников и рыболовов Сюмсинского района и заказника  «Лумпунский» прекратить. 

Председательствующий