ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 44-АПА19-17 от 03.07.2019 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

 № 44-АПА19-17

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 

город Москва «3» июля 2019 года 

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации в составе 

председательствующего Зинченко И.Н.,

судей Калининой Л.А. и Николаевой О.В. 

при секретаре Виноградовой Е.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело  по апелляционной жалобе Злобина Евгения Геннадьевича на решение  Пермского краевого суда от 19 февраля 2019 года, которым отказано в  удовлетворении административного искового заявления Злобина Евгения  Геннадьевича об оспаривании решения Горнозаводской городской Думы от  21 сентября 2018 года № 7 «Об утверждении Положения о порядке  проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы города  Горнозаводска - главы администрации города Горнозавод ска». 

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации  Зинченко И.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской  Федерации Сударчиковой Л.В., Судебная коллегия по административным  делам Верховного Суда Российской Федерации 

установила:


Положение), обнародовано путем размещения его текста в зданиях,  расположенных по 12 адресам, на официальном сайте администрации  Горнозаводского муниципального района 24 сентября 2018 года. 

Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от  6 октября 2003 года № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного  самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от  6 октября 2003 года № 131-ФЗ, Федеральный закон «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации»), Законом  Пермского края от 26 ноября 2014 года № 401-ПК «О порядке формирования  представительных органов муниципальных образований Пермского края и  порядке избрания глав муниципальных образований Пермского края» (далее  - Закон Пермского края от 26 ноября 2014 года № 401-ПК) и определяет  порядок и условия проведения конкурса по отбору кандидатур на должность  главы города Горнозаводска - главы администрации города Горнозаводска  (пункт 1.1 Положения). Целью проведения конкурса является отбор и  представление на рассмотрение Горнозаводской городской Думе наиболее  подготовленных лиц для избрания на должность главы города Горнозаводска  - главы администрации города Горнозаводска. При проведении конкурса  кандидатам гарантируется равенство прав в соответствии с Конституцией  Российской Федерации, Федеральным законом от 6 октября 2003 года   № 131-ФЗ (пункт 1.2 Положения).  

Злобин Е.Г. обратился в суд с административным иском о признании  незаконным решения № 7, сослался на свое участие в конкурсе по отбору  кандидатур на должность главы города Горнозаводска - главы  администрации города Горнозаводска и на отклонение его кандидатуры  конкурсной комиссией, действующей на основании оспариваемого решения   № 7, работу и решения которой заявитель считает незаконными, а свое право  на участие в выборах на должность главы города - нарушенным. По мнению  административного истца, решение № 7 противоречит нормативным  правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в том числе  положениям Федерального закона «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации»; до принятия Устава  Горнозаводского городского округа решение № 7 не могло быть принято  административным ответчиком. 

Решением Пермского краевого суда от 19 февраля 2019 года в  удовлетворении административного иска отказано. 

В апелляционной жалобе Злобин Е.Г. просит решение суда первой  инстанции отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении  заявленных требований. 

Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе,  Горнозаводской городской Думой, прокурором, участвующим в  административном деле, представлены письменные возражения. 

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы  апелляционной жалобы и возражений на нее, Судебная коллегия по 


административным делам Верховного Суда Российской Федерации  оснований для отмены решения суда не находит и считает его правильным. 

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, решением  Территориальной избирательной комиссии Горнозаводского городского  округа от 10 сентября 2018 года № 53/18-4 выборы депутатов  Горнозаводской городской Думы первого созыва признаны состоявшимися,  21 сентября 2018 года проведено первое заседание Горнозаводской  городской Думы, в котором приняли участие 16 депутатов (из 17 избранных).  Заседание Горнозаводской городской Думы, на котором единогласно  утверждено решение № 7, было созвано главой Горнозаводского  муниципального района в установленном порядке и являлось правомочным. 

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой  инстанции пришел к обоснованным выводам о том, что оспариваемый  правовой акт обладает нормативным характером, принят Горнозаводской  городской Думой в пределах предоставленных полномочий и в соответствии  с установленным порядком, требованиям законодательства, имеющего  большую юридическую силу, не противоречит, прав административного  истца не нарушает. 

При этом суд правильно исходил из того, что в силу положений  Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и  гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах  своих полномочий самостоятельно (статья 12). Установление общих  принципов организации системы органов государственной власти и местного  самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и  субъектов Российской Федерации (пункт «н» части 1 статьи 72 Конституции  Российской Федерации). 

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические  принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации  устанавливает и определяет государственные гарантии его осуществления  Федеральный закон «Об общих принципах организации местного  самоуправления в Российской Федерации». Названный закон  предусматривает, что по вопросам местного значения населением  муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного  самоуправления и должностными лицами местного самоуправления  принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны  противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным  конституционным законам, данному федеральному закону, другим  федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской  Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным  правовым актам субъектов Российской Федерации (части 1, 4 статьи 7). 

Согласно части 1 статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года   № 131-ФЗ структуру органов местного самоуправления составляют  представительный орган муниципального образования, глава  муниципального образования, местная администрация (исполнительно- распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный 


орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные  лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального  образования и обладающие собственными полномочиями по решению  вопросов местного значения. 

Порядок избрания главы муниципального образования предусмотрен  частью 2 статьи 36 названного федерального закона, согласно пункту 2  которой он избирается в соответствии с законом субъекта Российской  Федерации и уставом муниципального образования на муниципальных  выборах, либо представительным органом муниципального образования из  своего состава, либо представительным органом муниципального  образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по  результатам конкурса. В случае избрания представительным органом  муниципального образования из числа кандидатов, представленных  конкурсной комиссией по результатам конкурса, возглавляет местную  администрацию (пункт 5 статьи 36). При этом в силу части 21 этой же статьи  порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы  муниципального образования устанавливается представительным органом  муниципального образования. 

В Пермском крае сроки полномочий и порядок избрания глав  муниципальных образований Пермского края установлены Законом  Пермского края от 26 ноября 2014 года № 401-ПК, предусматривающим, что  глава муниципального образования Пермского края, имеющего статус  муниципального района, городского или муниципального округа, избирается  представительным органом муниципального образования из числа  кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам  конкурса; порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность  главы муниципального образования устанавливается представительным  органом муниципального образования (статья 3). 

Законом Пермского края от 23 апреля 2018 года № 223-ПК  «О преобразовании Горнозаводского городского поселения в Горнозаводский  городской округ», вступившим в силу 6 мая 2018 года, Горнозаводское  городское поселение преобразовано путем выделения Горнозаводского  городского поселения из состава Горнозаводского муниципального района и  наделения его статусом городского округа. Названным региональным  законом со дня вступления его в силу до 1 января 2019 года установлен  переходный период и предусмотрен порядок формирования органов  местного самоуправления Горнозаводского городского округа в данный  период, в том числе регламентирована процедура избрания главы города  Горнозаводска - главы администрации города Горнозаводска (в соответствии  с Законом Пермского края от 26 ноября 2014 года № 401-ПК), а также  определены полномочия главы города Горнозаводска - главы администрации  города Горнозаводска до принятия Устава Горнозаводского городского  округа. Так, согласно статье 5 данного краевого закона формирование  органов местного самоуправления Горнозаводского городского округа  осуществляется в порядке, установленном федеральным и краевым 


законодательством; формирование органов местного самоуправления  Горнозаводского городского округа должно быть завершено не позднее 1  января 2019 года (часть 1); глава города Горнозаводска - глава  администрации города Горнозаводска избирается Горнозаводской городской  Думой в соответствии с Законом Пермского края от 26 ноября 2014 года   № 401-ПК(часть2). 

Утверждение административного истца о том, что решение № 7  принято административным ответчиком без учета требований Федерального  закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в  Российской Федерации», так как, по мнению заявителя, процедура выборов  главы муниципального образования должна быть предусмотрена уставом  этого муниципального образования, а данное решение было принято в его  отсутствие, обоснованно отвергнуто судом первой инстанции, как  несостоятельное, поскольку порядок избрания главы муниципального  образования определен частью 2 статьи 36 названного федерального закона и  устанавливается в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и  уставом муниципального образования. 

Таким образом, при определении порядка формирования органов  местного самоуправления первично его установление законом субъекта  Российской Федерации, а затем обязательное воспроизведение в уставе  муниципального образования в соответствии с региональными  законоположениями. 

На территории Пермского края порядок избрания глав муниципальных  образований установлен Законом Пермского края от 26 ноября 2014 года   № 401-ПК, согласно которому глава муниципального образования,  имеющего статус городского округа, избирается представительным органом  муниципального образования из числа кандидатов, представленных  конкурсной комиссией по результатам конкурса. 

На основании изложенного Судебная коллегия находит правильным  вывод суда о том, что отсутствие Устава Горнозаводского городского округа  на момент принятия Горнозаводской городской Думой решения № 7 не  влечет признание оспариваемого акта незаконным. Кроме того, принятие  устава муниципального образования не обусловливает изменение порядка  избрания главы муниципального образования, установленного региональным  законодательством. 

Доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, основаны на  неверном толковании норм материального права, не опровергают выводов  суда, а потому не могут служить поводом к отмене его решения. 

При таких обстоятельствах обжалуемое решение суда является  законным и обоснованным 

На основании изложенного, руководствуясь положениями статьи 309  Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,  Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации 


определила:

решение Пермского краевого суда от 19 февраля 2019 года оставить без 

изменения, апелляционную жалобу Злобина Евгения Геннадьевича - без 

удовлетворен ия.
Председательствующий
Судьи