ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 45-АПА19-23 от 24.07.2019 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

 № 45-АПА 19-23

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 

город Москва 24 июля 2019 года 

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации в составе 

председательствующего Хаменкова В .Б.,  судей Зинченко И.Н. и Горчаковой Е.В. 

при секретаре Луговой Е.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело  по апелляционной жалобе Всероссийской политической партии «Родина» на  решение Свердловского областного суда от 15 апреля 2019 года, которым  удовлетворен административный иск Главного управления Министерства  юстиции Российской Федерации по Свердловской области о  приостановлении деятельности Регионального отделения Всероссийской  политической партии «Родина» в Свердловской области. 

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации  Хаменкова В.Б., Судебная коллегия по административным делам Верховного  Суда Российской Федерации 

установила:

решением Учредительного съезда Всероссийской политической партии  «Родина» от 29 сентября 2012 года создано Региональное отделение  Всероссийской политической партии «Родина» в Свердловской области. 

Решением Главного управления Министерства юстиции Российской  Федерации по Свердловской области от 7 февраля 2013 года осуществлена  регистрация Регионального отделения Всероссийской политической партии 


«Родина» (далее - РОВПП «Родина» в Свердловской области, Организация) с  внесением соответствующих сведений в Единый государственный реестр  юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) под основным государственным  регистрационным номером 1136600000756. 

Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по  Свердловской области обратилось в суд с административным иском о  приостановлении деятельности РОВПП «Родина» в Свердловской области на  срок до шести месяцев. В обоснование заявленных требований  административным истцом указано, что в период с 22 июня по 26 июня 2018  года была назначена внеплановая выездная проверка в отношении  названного регионального отделения на предмет установления соответствия  его деятельности законодательству Российской Федерации, а также  положениям, целям и задачам, предусмотренным уставом политической  партии. Однако члены комиссии Главного управления Министерства  юстиции Российской Федерации по Свердловской области не смогли  провести проверку, поскольку РОВПП «Родина» в Свердловской области по  адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц,  отсутствует. По факту допущенных административным ответчиком  нарушений пункта 5 статьи 27 Федерального закона от 11 июля 2001 года   № 95-ФЗ «О политических партиях», предписывающего представлять  сведения об изменении адреса (места нахождения), региональному  отделению политической партии вынесено предупреждение. Указанные в  письменном предупреждении нарушения не устранены. 

Решением Свердловского областного суда от 15 апреля 2019 года  административное исковое заявление удовлетворено, деятельность РОВПП  «Родина» в Свердловской области приостановлена на три месяца. 

В апелляционной жалобе заинтересованное лицо Всероссийская  политическая партия «Родина» просит решение отменить, как  постановленное с нарушением норм материального и процессуального права. 

Относительно доводов апелляционной жалобы Главным управлением  Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области  представлены письменные возражения. 

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и  возражений на нее, Судебная коллегия по административным делам  Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены  решения суда и считает его правильным. 

В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской  Федерации органы государственной власти, органы местного  самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны  соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. 

Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией  гражданами Российской Федерации права на объединение в политические  партии и особенностями создания, деятельности, реорганизации и  ликвидации политических партий в Российской Федерации регулируются 


Федеральным законом от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических  партиях». 

Подпунктом «а» пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О  политических партиях» установлена обязанность политической партии, ее  региональных отделений и иных структурных подразделений соблюдать в  своей деятельности Конституцию Российской Федерации, федеральные  конституционные законы, федеральные законы и иные нормативные  правовые акты Российской Федерации, а также устав политической партии. 

При этом контроль за соблюдением политическими партиями, их  региональными отделениями и иными структурными подразделениями  законодательства Российской Федерации, а также за соответствием  деятельности политической партии, ее региональных отделений и иных  структурных подразделений положениям, целям и задачам,  предусмотренным уставами политических партий, осуществляют  уполномоченные органы (пункт 1 статьи 38 Федерального закона «О  политических партиях»). 

Порядок проведения проверок в отношении некоммерческих  организаций, а также права и обязанности должностных лиц,  уполномоченных на проведение проверок, и субъектов проверок,  регламентированы, в том числе Федеральным законом от 12 января 1996 года   № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Положением о федеральном  государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций,  утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от  11 июля 2012 года № 705 (далее - Положение). 

Пунктами 3 и 5 Положения установлено, что государственный надзор за  деятельностью некоммерческих организаций осуществляется Министерством  юстиции Российской Федерации и его территориальными органами,  посредством проведения плановых и внеплановых документарных и  выездных проверок. Внеплановые проверки проводятся по основаниям и в  порядке, которые установлены статьей 32 Федерального закона «О  некоммерческих организациях». 

Одним из поводов для проведения внеплановой проверки  некоммерческой организации является наличие приказа (распоряжения)  руководителя уполномоченного органа или его территориального органа,  изданного на основании требования прокурора о проведении внеплановой  проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в  органы прокуратуры материалам и обращениям (подпункт 4 пункта 4.2  статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях»). 

Как следует из материалов дела, во исполнение требования прокурора  Свердловской области, и.о. начальника Главного управления Министерства  юстиции Российской Федерации по Свердловской области 21 июня 2018 года  издано распоряжение о проведении в период с 22 июня по 26 июня 2018 года  внеплановой выездной проверки в отношении РОВПП «Родина» в  Свердловской области на предмет установления соответствия деятельности  данной организации законодательству Российской Федерации, а также 


положениям, целям и задачам, предусмотренным уставом политической  партии. 

В ходе осуществления федерального государственного надзора и на  основании указанного распоряжения проведена внеплановая проверка  РОВПП «Родина» в Свердловской области, в ходе которой установлено, что  данное региональное отделение по адресу (месту нахождения) постоянно  действующего руководящего органа регионального отделения политической  партии (620075, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Карла  Либкнехта, д. 22, офис 715), указанному в ЕГРЮЛ, фактически отсутствует,  о чем составлен акт о невозможности проведения проверки. 

Пунктом 2 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации и  пунктом 2 статьи 8 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ  «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных  предпринимателей» закреплено, что государственная регистрация  юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно  действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно  действующего исполнительного органа - иного органа или лица,  уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона,  иного правового акта или учредительного документа, если иное не  предусмотрено Федеральным законом «О государственной регистрации  юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». 

При этом под государственной регистрацией юридического лица  понимается, в том числе внесение в ЕГРЮЛ изменений, касающихся  сведений об адресе юридического лица (статья 1 Федерального закона  «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных  предпринимателей»). 

В силу подпунктов «в» и «л» пункта 1 статьи 5 Федерального закона «О  государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных  предпринимателей» в ЕГРЮЛ содержатся сведения и документы об адресе  юридического лица в пределах его места нахождения; фамилия, имя,  отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать  от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или  данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с  законодательством Российской Федерации. 

Согласно пункту 5 статьи 27 Федерального закона «О политических  партиях» политическая партия обязана информировать федеральный  уполномоченный орган об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи  5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и  индивидуальных предпринимателей», в течение трех дней со дня таких  изменений и в течение 14 дней со дня таких изменений представить в  федеральный уполномоченный орган соответствующие документы для  принятия решения об их направлении в регистрирующий орган, который  вносит в ЕГРЮЛ запись об изменении сведений о политической партии. 

Из смысла приведенных правовых норм законодательства следует, что  внесение перечисленных сведений в ЕГРЮЛ производится в целях 


осуществления связи с юридическим лицом как региональным органом  государственной регистрации, то есть Главным управлением Министерства  юстиции Российской Федерации по Свердловской области, к полномочиям  которого также отнесены функции федерального государственного надзора  за деятельностью некоммерческих организаций, так и третьими лицами. 

Поскольку, по адресу (месту нахождения) постоянно действующего  руководящего органа Организации, содержащемуся в ЕГРЮЛ,  административный ответчик фактически не находится, 26 июня 2018 года  административный истец вынес в адрес РОВПП «Родина» в Свердловской  области предупреждение, обязывающее устранить допущенные нарушения  действующего законодательства не позднее 14 августа 2018 года. 

В связи с неисполнением требований, изложенных в предупреждении и  возвращением корреспонденции, направляемой в адрес административного  ответчика, административный истец в адрес РОВПП «Родина» в  Свердловской области и председателя Совета Регионального отделения  политической партии Касьмина Д.Р. повторно направил указанное  предупреждение, предоставив срок для его исполнения до 2 октября 2018  года. 

Предупреждение Главного управления Министерства юстиции  Российской Федерации по Свердловской области, вынесенное в адрес  РОВПП «Родина» в Свердловской области, в судебном порядке не  обжаловано. 

Выявленные нарушения, указанные в предупреждении, на дату  рассмотрения дела в суде не устранены. 

Пунктом 2 статьи 39 Федерального закона «О политических партиях»  закреплено, что в случае, если региональным отделением политической  партии в установленный предупреждением срок нарушения не были  устранены и предупреждение территориального органа не было обжаловано  в суд, деятельность регионального отделения политической партии может  быть приостановлена на срок до шести месяцев решением областного суда на  основании заявления соответствующего территориального органа. 

Поскольку РОВПП «Родина» в Свердловской области в установленный  предупреждением срок выявленные нарушения не устранены и  предупреждение не было обжаловано в суд, суд первой инстанции пришел к  правильному выводу об удовлетворении заявленных требований путем  приостановления деятельности данной организации сроком на три месяца. 

Пунктом 1 статьи 40 Федерального закона «О политических партиях»  предусмотрено, что в случае приостановления деятельности политической  партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения  на срок, установленный решением суда, приостанавливаются права  политической партии, ее регионального отделения или иного структурного  подразделения как учредителя средств массовой информации, им  запрещается пользоваться государственными и муниципальными средствами  массовой информации, организовывать и проводить собрания, митинги,  демонстрации, шествия, пикетирования и иные публичные мероприятия, 


принимать участие в выборах и референдумах, использовать банковские  вклады, за исключением осуществления расчетов, связанных с хозяйственной  деятельностью политической партии, ее регионального отделения или иного  структурного подразделения, возмещением причиненных их действиями  убытков (ущерба), уплатой налогов и штрафов, и расчетов по трудовым  договорам (контрактам). 

Согласно пункту 7 статьи 39 Федерального закона «О политических  партиях» не допускается приостановление деятельности регионального  отделения политической партии в период со дня официального  опубликования решения о назначении (проведении) выборов в органы  государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации  до дня официального опубликования результатов указанных выборов. 

Учитывая, что постановлением избирательной комиссии Свердловской  области от 5 июня 2019 года № 13/60 на 8 сентября 2019 года назначены  дополнительные выборы депутата Законодательного Собрания Свердловской  области по Орджоникидзевскому одномандатному избирательному округу   № 11, решение суда о приостановлении деятельности РОВПП «Родина» в  Свердловской области подлежит исполнению с момента дня официального  опубликования результатов указанных выборов. 

Доводы апелляционной жалобы о том, что РОВПП «Родина» в  Свердловской области адрес, указанный в ЕГРЮЛ, не изменяло,  противоречит материалам дела, из которых видно, что установить связь с  юридическим лицом, невозможно, по адресу, указанному в ЕГРЮЛ,  административный ответчик отсутствует и деятельность не осуществляет, а  направляемая корреспонденция возвращается. 

Иных доводов, которые могли бы повлечь отмену решения суда первой  инстанции, апелляционная жалоба не содержит. 

На основании изложенного Судебная коллегия по административным  делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями  307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской  Федерации, 

определила:

решение Свердловского областного суда от 15 апреля 2019 года по  существу оставить без изменения, а апелляционную жалобу Всероссийской  политической партии «Родина» - без удовлетворения, дополнив  резолютивную часть решения указанием о его исполнении со дня  официального опубликования результатов дополнительных выборов  депутата Законодательного Собрания Свердловской области по  Орджоникидзевскому одномандатному избирательному округу № 11. 

Председательствующий