ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 46-АЛА19-14 от 29.08.2019 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дело № 46-АЛА 19-14

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Москва 29 августа 2019 г.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации в составе 

председательствующего Александрова В.Н.
судей Борисовой Л.В., Нефедова ОН.
при секретаре Касаткиной В.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по  административному исковому заявлению Попова Д.А. о признании не  действующими в части Правил застройки и землепользования в городе Самара,  утвержденных постановлением Самарской городской Думы от 26 апреля 2001  г. № 61 по апелляционным жалобам Думы городского округа Самара,  департамента градостроительства городского округа Самара,  администрации городского округа Самара на решение Самарского  областного суда от 08 апреля 2019г., которым административное исковое  заявление удовлетворено. 

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации  Александрова В.Н., пояснения представителя административного истца  Попова Д.А. - Долговой СМ., заключение прокурора Генеральной  прокуратуры Российской Федерации Русакова И.В., Судебная коллегия  по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, 

установила:

Попов Д.А. обратился в суд с административным исковым заявлением о  признании не действующими Правил застройки и землепользования в городе  Самаре, утвержденных постановлением Самарской городской Думы от  26 апреля 2001 г. № 61, в части отнесения земельного участка с кадастровым  номером<...> к двум территориальным зонам. 


Решением Самарского областного суда от 08 апреля 2019 г.  административное исковое заявление удовлетворено. 

Не согласившись с решением суда, Дума городского округа Самара,  департамент градостроительства городского округа Самара, администрация  городского округа Самара обратились в Судебную коллегию по  административным делам Верховного суда Российской Федерации с  апелляционными жалобами, в которых просят указанный судебный акт  отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и  неправильное применение норм права. 

Относительно апелляционной жалобы прокуратурой Самарской области  представлены возражения. 

В судебное заседание представители Думы городского округа Самара,  администрации городского округа Самара, главы городского округа Самара,  департамента градостроительства городского округа Самара, извещенные  надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились.  Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской  Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся  лиц. 

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы,  заслушав пояснения представителя административного истца и заключение  прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная  коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации  установила следующее. 

В соответствии с пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06  октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного  самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения  городского округа относится, в том числе утверждение правил  землепользования и застройки. 

На основании статьи 1 Закона Самарской области от 30 марта 2015 г.   № 23-ГД «Об осуществлении местного самоуправления на территории  городского округа Самара Самарской области», муниципальное образование  город Самара является городским округом с внутригородским делением. 

Постановлением Самарской городской Думы от 26 апреля 2001 г. № 61  утверждены Правила застройки и землепользования в городе Самаре. 

Постановление от 26 апреля 2001 г. № 61 принято уполномоченным  органом, с соблюдением процедуры принятия и в первоначальной редакции  опубликовано в издании «Самарская неделя» от 16 июня 2001 г. № 24. 

В Правила застройки и землепользования в городе Самаре неоднократно  вносились изменения, в настоящее время они действуют в реакции решения  Думы городского округа Самара от 02 февраля 2017 г. № 175, которым на карте  правового (градостроительного) зонирования выделены следующие  территориальные зоны: Ж1- зона застройки индивидуальными жилыми домами  и Рзв - резервные территории. 

Согласно материалам дела Попов Д.А. является собственником 


земельного участка с кадастровым номером <...> площадью  500 кв.м., расположенного по адресу: <...>, категория земель - земли населенных пунктов, виды разрешенного использования - для  коллективного садоводства. 

Факт нахождения земельного участка административного истца в двух  территориальных зонах подтверждается сообщением Департамента  градостроительства городского округа Самара, выкопировкой из  Информационной системы обеспечения градостроительной деятельности  городского округа Самара. 

Административный истец, оспаривая в части Правила застройки и  землепользования в городе Самара, полагает, что нахождение принадлежащего  ему земельного участка в двух территориальных зонах противоречит  требованиям земельного, градостроительного законодательства и создает  неопределенность правого режима земельного участка. 

В соответствии с частью 1 статьи 85 Земельного кодекса Российской  Федерации (далее - Земельный кодекс), в состав земель населенных пунктов  могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с  градостроительным регламентом к следующим территориальным зонам:  жилым, общественно-деловым, производственным, инженерных и  транспортных инфраструктур, рекреационным, сельскохозяйственного  использования, специального назначения, военных объектов, иным  территориальным зонам. 

Частью 2 статьи 85 Земельного кодекса предусмотрено, что границы  территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого  земельного участка только к одной зоне. 

Согласно части 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской  Федерации (далее - Градостроительный кодекс) на карте градостроительного  зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы  территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого  земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование  одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных  в различных территориальных зонах не допускается. Территориальные зоны,  как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку. 

Согласно Карте градостроительного зонирования Правил застройки и  землепользования в городе Самара земельный участок с кадастровым номером  <...> с видом разрешенного использования «для коллективного  садоводства» расположен в двух территориальных зонах - зоне застройки  индивидуальными жилыми домами (Ж-1) и зоне резервных территорий (Рзв). 

В соответствии со сведениями, содержащимися в Информационной  системе обеспечения градостроительной деятельности городского округа  Самара, а так же согласно Генеральному плану городского округа Самара,  утвержденного Решением Думы городского округа Самара от 20 марта 2008 г.   № 539, земельный участок с кадастровым номером<...> находится 


на территории существующих садоводческих и дачных кооперативов, то есть,  Правила застройки и землепользования в оспариваемой части противоречат  Генеральному плану городского округа Самара. 

Судом первой инстанции обоснованно не приняты во внимание ссылки  представителей административных ответчиков на постановление Главы  администрации городского округа Самара от 28 августа 2017 г. № 800 «Об  утверждении документации по планировке территории (проекта планировки  территории и проекта межевания территории) в целях размещения линейного  объекта «Напорный коллектор от КНС-ба до ГОКС» в Самарском и  Куйбышевском районах городского округа Самара». 

Основания и порядок резервирования земель установлены статьями 49,  70.1 Земельного кодекса Российской Федерации, а также Положением о  резервировании земель для государственных или муниципальных нужд,  утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от  22 июля 2008 г. № 561 (далее - Положение о резервировании). 

Положением о резервировании предусмотрено, что решение о  резервировании земель принимается соответствующим уполномоченным  органом на основании документации по планировке территории, содержит  ограничение прав на зарезервированные участки, также сведения о месте и  времени ознакомления заинтересованных лиц со схемой резервируемых  земельных участков с указанием их кадастровых номеров. 

Решение о резервировании подлежит обязательной публикации в  установленном действующим законодательством порядке и вступает в силу не  ранее его опубликования. 

Судом первой инстанции установлено, что сведения о резервировании  земель, на которых расположен спорный земельный участок, и о решениях о  таком резервировании, принятых органом местного самоуправления в  предусмотренном законодательством порядке, отсутствуют. 

Таким образом, территориальное зонирование земельного участка не  отвечает требованиям принадлежности его только к одной территориальной  зоне, создает неопределенность правового режима земельного участка,  ограничивает право административного истца на использование  принадлежащего ему на праве собственности земельного участка в  соответствии с видом разрешенного использования. 

С учетом изложенного и руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса  административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная  коллегия по административным делам Верховного Суда Российской  Федерации  

определила:

решение Самарского областного суда от 08 апреля 2019 г. оставить без  изменения, апелляционные жалобы Думы городского округа Самара, 


департамента градостроительства городского округа Самара, администрации
городского округа Самара - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи