ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 48-АПА19-31 от 28.01.2020 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 48-АПА 19-31

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Москва 28 января 2020 года 

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации в составе 

председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Калининой Л.А. и Горчаковой Е.В.
при секретаре Горенко А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело  по апелляционной жалобе Совета депутатов Розинского городского  поселения Коркинского муниципального района Челябинской области на  решение Челябинского областного суда от 8 августа 2019 года о признании  недействующим решения Совета депутатов Розинского городского  поселения Коркинского муниципального района Челябинской области от 25  июня 2019 года № 107 «О внесении изменений и дополнений в решение  Совета депутатов Розинского городского поселения Коркинского  муниципального района Челябинской области от 14 ноября 2017 года № 17  «Об утверждении Правил благоустройства территории Розинского  городского поселения Коркинского муниципального района Челябинской  области». 

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации  Калининой Л. А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры  Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей решение не  подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам  Верховного Суда Российской Федерации 

установила:

Челак Лариса Николаевна обратилась в Челябинский областной суд с  административным исковым заявлением о признании недействующим  решения Совета депутатов Розинского городского поселения Коркинского  муниципального района Челябинской области от 25 июня 2019 года № 107  «О внесении изменений и дополнений в решение Совета депутатов  Розинского городского поселения Коркинского муниципального района 


Челябинской области от 14 ноября 2017 года № 17 «Об утверждении Правил  благоустройства территории Розинского городского поселения Коркинского  муниципального района Челябинской области», ссылаясь на существенное  нарушение процедуры его принятия, выразившееся в непроведении  публичных слушаний, а также на несоответствие оспариваемого правового  регулирования федеральному законодательству, имеющему большую  юридическую силу. 

Решением Челябинского областного суда от 8 августа 2019 года  административное исковое заявление Челак Ларисы Николаевны  удовлетворено; признано противоречащим федеральному законодательству и  не действующим со дня принятия решение Совета депутатов Розинского  городского поселения Коркинского муниципального района Челябинской  области от 25 июня 2019 года № 107 «О внесении изменений и дополнений в  решение Совета депутатов Розинского городского поселения Коркинского  муниципального района Челябинской области от 14 ноября 2017 года № 17  «Об утверждении Правил благоустройства территории Розинского  городского поселения Коркинского муниципального района Челябинской  области». 

В апелляционной жалобе Совет депутатов Розинского городского  поселения Коркинского муниципального района Челябинской области  просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение судом  норм материального и процессуального права, и принять по делу новое  решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. 

Относительно доводов апелляционной жалобы прокурором,  участвующим в административном деле, представлены письменные  возражения. 

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы,  Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации, не умаляя доводов апелляционной жалобы о том, что  представительный орган местного самоуправления не лишён был  возможности предусмотреть порядок содержания прилегающей территории и  участие граждан и юридических лиц в этом вопросе, которым на праве  собственности, ином вещном или обязательственном праве принадлежат  здания, строения, сооружения и (или) земельный участок, полагает решение  не подлежащим отмене по следующему основанию. 

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 14 Федерального  закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской федерации» к вопросам местного  значения городского поселения отнесено утверждение правил  благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их  соблюдением, организация благоустройства территории поселения в  соответствии с указанными правилами. 

По проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и  застройки, проектам планировки территории, проектам межевания  территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, 


предусматривающим внесение изменений в один из указанных  утвержденных документов, проводятся общественные обсуждения или  публичные слушания, порядок организации и проведения которых  определяется уставом муниципального образования и (или) нормативным  правовым актом представительного органа муниципального образования с  учетом положений законодательства о градостроительной деятельности  (пункт 5 статьи 28 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ  «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской  Федерации»). 

Аналогичное положение содержится в Уставе Розинского городского  поселения Коркинского муниципального района Челябинской области,  утвержденном решением Совета депутатов Розинского городского поселения  Коркинского муниципального района Челябинской области от 30 октября  2018 года № 71 (пункт 5 статьи 11). 

Из материалов дела со всей очевидностью следует, что общественные  обсуждения или публичные слушания по проекту внесения изменений и  дополнений в решение Совета депутатов Розинского городского поселения  от 14 ноября 2017 года № 17 «Об утверждении Правил благоустройства  территории Розинского городского поселения Коркинского муниципального  района Челябинской области» не проводились. 

При таких обстоятельствах с учетом названных выше норм, а также  руководствуясь пунктами 29, 40 постановления Пленума Верховного Суда  Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике  рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и  актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих  нормативными свойствами», суд, сделав верный вывод о существенном  нарушении порядка принятия оспариваемого правового регулирования,  обоснованно признал его недействующим. 

В связи с изложенным и принимая во внимание, что доводов, влекущих  безусловную отмену решения суда первой инстанции, в апелляционной  жалобе не приводится, Судебная коллегия по административным делам  Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 307, 308,  309, 310 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской  Федерации, 

определила:

решение Челябинского областного суда от 8 августа 2019 года оставить  без изменения, апелляционную жалобу Совета депутатов Розинского  городского поселения Коркинского муниципального района Челябинской  области - без удовлетворения. 

Председательствующий
Судьи