ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 49-АПА19-23 от 23.07.2019 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 49-АПА19-23

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ  город Москва 23 июля 2019 года 

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации в составе 

председательствующего Зинченко И.Н.,  судей Кириллова ВС. и Калининой Л.А. 

при секретаре Луговой Е.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по  апелляционной жалобе Саитовой Рамили Хамитьяновны и политической  партии «Российская социалистическая партия» на решение Верховного Суда  Республики Башкортостан от 4 июля 2019 года, которым отказано в  удовлетворении административного искового заявления Саитовой Рамили  Хамитьяновны об оспаривании постановления Центральной избирательной  комиссии Республики Башкортостан от 30 мая 2019 года № 88/1-6 «О числе  лиц, подписи которых необходимо собрать в поддержку выдвижения кандидата  на должность Главы Республики Башкортостан, и числе муниципальных  районов и городских округов, депутатами представительных органов которых  должен быть поддержан кандидат, на выборах Главы Республики Башкортостан  8 сентября 2019 года». 

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации  Кириллова В.С, мнение прокурора Генеральной прокуратуры Российской  Федерации Засеевой Э.С., Судебная коллегия по административным делам  Верховного Суда Российской Федерации 


установила:

постановлением Государственного Собрания - Курултая Республики  Башкортостан от 30 мая 2019 года № ГС-478 «О назначении выборов Главы  Республики Башкортостан» назначены выборы Главы Республики  Башкортостан на 8 сентября 2019 года. 

Постановлением Центральной избирательной комиссии Республики  Башкортостан от 30 мая 2019 года № 88/1-6 «О числе лиц, подписи которых  необходимо собрать в поддержку выдвижения кандидата на должность Главы  Республики Башкортостан, и числе муниципальных районов и городских  округов, депутатами представительных органов которых должен быть  поддержан кандидат, на выборах Главы Республики Башкортостан 8 сентября  2019 года» определено, что в поддержку выдвижения кандидата на должность  Главы Республики Башкортостан должно быть собрано 454 подписи депутатов  представительных органов муниципальных районов и городских округов  Республики Башкортостан (пункт 1). 

В числе подписей депутатов, указанном в пункте 1 настоящего  постановления, должны быть 56 подписей депутатов представительных органов  муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан  (пункт 2). 

Число подписей, представляемых в Центральную избирательную  комиссию Республики Башкортостан, может превышать: число подписей,  указанное в пункте 1 настоящего постановления, но не более чем на 22 подписи  депутатов представительных органов муниципальных образований Республики  Башкортостан; число подписей, указанное в пункте 2 настоящего  постановления, но не более чем на 2 подписи депутатов представительных  органов муниципальных районов и городских округов Республики  Башкортостан (пункт 3). 

Кандидат на должность Главы Республики Башкортостан должен быть  поддержан депутатами представительных органов муниципальных районов,  городских округов не менее чем в 48 муниципальных районах и городских  округах Республики Башкортостан (пункт 4). 

Саитова Р.Х., выдвинутая региональным отделением политической  партии «Российская социалистическая партия» Республики Башкортостан  кандидатом на должность Главы Республики Башкортостан, обратилась в суд с  административным иском о признании незаконным вышеуказанного  постановления Центральной избирательной комиссии Республики  Башкортостан от 30 мая 2019 года № 88/1-6. 

В обоснование своих требований заявитель указала, что оспариваемое  постановление не соответствует статьям 6, 7, пункту 17 статьи 37, статьям 38 и  39 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных  гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан  Российской Федерации», чем ухудшается ее право как выдвинутого кандидата  быть зарегистрированной. 

Как утверждала заявитель, из буквального толкования пункта 17  статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных 


гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан  Российской Федерации» следует, что на выборах высшего должностного лица  субъекта Российской Федерации в поддержку выдвижения кандидатов должно  быть собрано две подписи депутатов. По мнению административного истца,  пункты 2 и 4 оспариваемого постановления устанавливают квоты подписей  (поддержки), которые запрещены Федеральным законом от 12 июня 2002 года   № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в  референдуме граждан Российской Федерации». Постановление не содержит  персональных данных депутатов представительных органов муниципальных  образований Республики Башкортостан, не устанавливает порядок обработки  персональных данных депутатов, в связи с чем сбор кандидатом подписей  депутатов затруднен и даже невозможен в рамках действующего федерального  законодательства. 

Решением Верховного Суда Республики Башкортостан от 4 июля  2019 года в удовлетворении административного иска отказано. 

В апелляционной жалобе Саитова Р.Х. просит решение суда первой  инстанции отменить и принять по административному делу новое решение об  удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что федеральным  законодательством определена необходимость сбора не менее двух подписей  депутатов в поддержку выдвижения кандидатов на выборах высшего  должностного лица субъекта Российской Федерации; получение поддержки со  стороны определенного законом субъекта Российской Федерации в пределах,  установленных федеральным законодательством (от 5 до 10 процентов) числа  выборных лиц муниципального образования, нарушает ее избирательные  гарантии как кандидата; в нормативном правовом акте отсутствует механизм  сбора кандидатом подписей депутатов и установления их персональных  данных; оспариваемым постановлением определены квоты на сбор подписей  избирателей, что не допускается в соответствии с положениями Федерального  закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных  прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». 

Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе,  Центральной избирательной комиссией Республики Башкортостан и  прокурором, участвующим в административном деле, представлены  письменные возражения. 

При рассмотрении и разрешении административного дела суд первой  инстанции установил, что оспариваемое постановление, которым определено  число лиц, подписи которых необходимо собрать в поддержку выдвижения  кандидата на должность Главы Республики Башкортостан, и число  муниципальных районов и городских округов, депутатами представительных  органов которых должен быть поддержан кандидат, на выборах Главы  Республики Башкортостан, принято в пределах полномочий Центральной  избирательной комиссии Республики Башкортостан, правомочным составом с  соблюдением установленного порядка принятия решения. 

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы  апелляционной жалобы и возражений на нее, Судебная коллегия по 


административным делам Верховного Суда Российской Федерации оснований  для отмены решения суда не установила и считает его правильным. 

В соответствии с пунктом 17 статьи 37 Федерального закона от 12 июня  2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на  участие в референдуме граждан Российской Федерации» на выборах высшего  должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего  исполнительного органа государственной власти субъекта Российской  Федерации) в поддержку выдвижения кандидатов собираются подписи  депутатов представительных органов муниципальных образований и (или)  избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований.  Число указанных подписей определяется законом субъекта Российской  Федерации в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 года   № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных  (представительных) и исполнительных органов государственной власти  субъектов Российской Федерации». Указанные подписи могут собираться со  дня выдвижения кандидата на должность высшего должностного лица субъекта  Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа  государственной власти субъекта Российской Федерации). 

Положениями пункта 3 статьи 18 Федерального закона от 6 октября  1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных  (представительных) и исполнительных органов государственной власти  субъектов Российской Федерации» предусмотрено следующее. 

Выдвижение кандидата политической партией и выдвижение кандидата в  порядке самовыдвижения должны поддержать от 5 до 10 процентов депутатов  представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на  муниципальных выборах глав муниципальных образований субъекта  Российской Федерации. Число лиц, необходимое для поддержки кандидата,  устанавливается законом субъекта Российской Федерации (абзац восьмой). 

В числе лиц, поддержавших кандидата, должны быть от 5 до 10  процентов депутатов представительных органов муниципальных районов и  городских округов и (или) избранных на муниципальных выборах глав  муниципальных районов и городских округов субъекта Российской Федерации.  Число лиц, необходимое для такой поддержки кандидата, устанавливается  законом субъекта Российской Федерации. При этом кандидат должен быть  поддержан указанными лицами не менее чем в трех четвертях муниципальных  районов и городских округов субъекта Российской Федерации (абзац девятый). 

Депутат представительного органа муниципального образования или  избранный на муниципальных выборах глава муниципального образования  может поддержать только одного кандидата, выдвинутого любой политической  партией либо в порядке самовыдвижения. Депутат представительного органа  муниципального района, состоящего из глав поселений, входящих в состав  муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных  поселений, может поддержать кандидата только как депутат представительного  органа муниципального района. Депутат представительного органа городского  округа с внутригородским делением, формируемого путем избрания из состава  представительных органов внутригородских районов этого городского округа, 


может поддержать кандидата только как депутат представительного органа  городского округа с внутригородским делением (абзац тринадцатый). 

Согласно части 7 статьи 95.3 Кодекса Республики Башкортостан о  выборах от 6 декабря 2006 года № 380-3 в поддержку выдвижения кандидата  должны быть собраны подписи депутатов представительных органов  муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах  глав муниципальных образований, находящихся на территории Республики  Башкортостан. Число таких подписей должно составлять 5 процентов от  общего числа указанных депутатов, предусмотренного уставами этих  муниципальных образований на день принятия решения о назначении выборов  Главы Республики Башкортостан, и числа избранных на муниципальных  выборах и действующих на день принятия указанного решения глав этих  муниципальных образований, находящихся на территории Республики  Башкортостан. 

В числе лиц, поставивших свои подписи в поддержку выдвижения  кандидата, должны быть депутаты представительных органов муниципальных  районов и городских округов и (или) избранных на муниципальных выборах  глав муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан.  Число подписей таких депутатов и (или) глав муниципальных образований  должно составлять 5 процентов от общего числа депутатов представительных  органов муниципальных районов и городских округов, предусмотренного  уставами этих муниципальных районов и городских округов на день принятия  решения о назначении выборов Главы Республики Башкортостан, и числа  избранных на муниципальных выборах и действующих на день принятия  указанного решения глав муниципальных районов и городских округов  Республики Башкортостан. 

Кандидат должен быть поддержан депутатами представительных органов  муниципальных районов, городских округов и (или) избранных на  муниципальных выборах главами муниципальных районов, городских округов  не менее чем в трех четвертях муниципальных районов и городских округов,  находящихся на территории Республики Башкортостан. 

В случаях, если в Республике Башкортостан не имеется избранных на  муниципальных выборах глав муниципальных районов и городских округов,  поддержка кандидата осуществляется депутатами представительных органов  указанных муниципальных образований. 

Частью 8 статьи 95.3 Кодекса Республики Башкортостан о выборах от  6 декабря 2006 года № 380-з закреплено, что число лиц, которое (в абсолютном  выражении) необходимо для поддержки выдвижения кандидата в соответствии  с абзацем первым, вторым части 7, частями 9, 11 настоящей статьи, а также  число муниципальных образований (в абсолютном выражении), указанное в  абзацах первом, втором части 7, частях 9, 11 настоящей статьи, определяется и  обнародуется Центральной избирательной комиссией Республики  Башкортостан. При этом, если полученное число лиц, которое необходимо для  поддержки выдвижения кандидата в соответствии с абзацами первым и вторым  части 7 настоящей статьи, имеет дробную часть, оно подлежит округлению в  сторону ближайшего большего целого числа. 


В силу части 10 статьи 95.3 приведенного нормативного правового акта  депутат представительного органа муниципального образования или избранный  на муниципальных выборах глава муниципального образования может  поддержать только одного кандидата, выдвинутого любой политической  партией. 

Руководствуясь вышеизложенными положениями Федерального закона  от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и  права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»,  Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах  организации законодательных (представительных) и исполнительных органов  государственной власти субъектов Российской Федерации» и Кодекса  Республики Башкортостан о выборах от 6 декабря 2006 года № 380-3, суд  первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое  постановление принято в полном соответствии с действующим федеральным  законодательством и законодательством Республики Башкортостан, поскольку,  как правильно указал суд, число подписей депутатов в поддержку выдвижения  кандидата и количество представительных органов муниципальных районов и  городских округов, депутаты которых должны поддержать кандидата на  должность Главы Республики Башкортостан, определены исходя из общего  количества депутатов представительных органов (9062), количества депутатов  муниципальных районов и городских округов (1114), количества  муниципальных районов и городских округов (63), что соответствует  требованиям федерального законодательства и законодательства Республики  Башкортостан. 

Как верно посчитал суд первой инстанции, пять процентов от общего  числа депутатов представительных органов муниципальных образований  Республики Башкортостан составляет (с учетом округления) 454 депутата; пять  процентов от общего числа депутатов представительных органов  муниципальных районов и городских округов составляет (с учетом округления)  56 депутатов; не менее трех четвертей муниципальных районов и городских  округов, находящихся на территории Республики Башкортостан, составляет 48  муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан.  Число подписей, представляемых в Центральную избирательную комиссию  Республики Башкортостан, которое может превышать число подписей,  указанное в пунктах 1 и 2 оспариваемого постановления, установлено  Центральной избирательной комиссией Республики Башкортостан в  соответствии с требованием федерального законодательства и законодательства  Республики Башкортостан. 

Оценивая доводы административного истца о несоответствии  оспариваемого постановления статьям 6, 7, пункту 17 статьи 37, статьям 38 и 39  Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях  избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской  Федерации», которыми, по ее мнению, установлено, что кандидатом на  должность Главы Республики Башкортостан должно быть собрано в поддержку  выдвижения кандидата две подписи депутатов, суд первой инстанции  обоснованно счел данные доводы основанными на неверном толковании норм 


материального права, регулирующих спорные правоотношения. Выводы в этой  части подробно мотивированы в решении суда, оснований не согласиться с  ними Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации не установила. 

Согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации  от 24 декабря 2012 года № 32-П «По делу о проверке конституционности  отдельных положений федеральных законов «Об общих принципах  организации законодательных (представительных) и исполнительных органов  государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об основных  гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан  Российской Федерации» в связи с запросом группы депутатов Государственной  Думы» положения абзацев восьмого, девятого, десятого, одиннадцатого и  шестнадцатого пункта 3 статьи 18 Федерального закона «Об общих принципах  организации законодательных (представительных) и исполнительных органов  государственной власти субъектов Российской Федерации», а также пунктов  17-20 статьи 37 и подпункта «д1» пункта 24 статьи 38 Федерального закона «Об  основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации», предусматривающие в качестве  обязательного условия регистрации кандидата на должность высшего  должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего  исполнительного органа государственной власти субъекта Российской  Федерации) получение поддержки со стороны определенного законом субъекта  Российской Федерации в пределах, установленных федеральным  законодательством (от 5 до 10 процентов), числа выборных лиц местного  самоуправления, не противоречат Конституции Российской Федерации,  поскольку по своему конституционно-правовому смыслу предполагают  обязанность законодателя субъекта Российской Федерации при установлении  необходимого для подтверждения поддержки кандидата на соответствующую  должность числа выборных лиц местного самоуправления исходить из  конкретных условий развития партийно-политических отношений в данном  субъекте Российской Федерации, а также исключают возможность создания  искусственных препятствий выдвижению других кандидатов, сбора и  представления в этих целях подписей выборных должностных лиц местного  самоуправления в количестве, превышающем более чем на 5 процентов  установленное законом субъекта Российской Федерации число подписей. 

Число подписей депутатов в поддержку выдвижения кандидата и  количество представительных органов муниципальных районов и городских  округов, депутаты которых должны поддержать кандидата на должность Главы  Республики Башкортостан, предусмотренные оспариваемым постановлением  Центральной избирательной комиссии Республики Башкортостан от 30 мая  2019 года № 88/1-6, определены в соответствии с частями 7, 8, 10 статьи 95.3  Кодекса Республики Башкортостан о выборах от 6 декабря 2006 года № 380-3,  которыми установлен порядок определения количества подписей депутатов  представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на  выборах глав муниципальных образований, подлежащих сбору в поддержку  выдвижения кандидатов на должность Главы Республики Башкортостан. 


Данное количество составляет 5 процентов от общего числа депутатов  представительных органов муниципальных образований, предусмотренного  уставами этих муниципальных образований на день принятия решения о  назначении выборов Главы Республики Башкортостан, и числа избранных на  муниципальных выборах и действующих на день принятия указанного решения  глав этих муниципальных образований, и находится в пределах, установленных  федеральным законодательством (от 5 до 10 процентов), составляя  минимальный необходимый уровень. 

В связи с этим, названные выше доводы административного истца о  противоречии постановления Центральной избирательной комиссии  Республики Башкортостан от 30 мая 2019 года № 88/1-6 «О числе лиц, подписи  которых необходимо собрать в поддержку выдвижения кандидата на должность  Главы Республики Башкортостан, и числе муниципальных районов и городских  округов, депутатами представительных органов которых должен быть  поддержан кандидат, на выборах Главы Республики Башкортостан 8 сентября  2019 года» положениям федерального законодательства, а также доводы о  нарушении избирательных гарантий заявителя являются несостоятельными. 

Отказывая в удовлетворении заявленных Саитовой Р.Х. требований, суд  первой инстанции обоснованно указал, что доводы заявителя об отсутствии в  постановлении механизма сбора кандидатом подписей депутатов и  установления их персональных данных не свидетельствуют о незаконности  оспариваемого постановления, в котором определены числовые значения  количества депутатов и муниципальных образований, необходимых для  поддержки выдвижения кандидата на должность Главы Республики  Башкортостан. 

Доводы апелляционной жалобы о том, что пунктами 2 и 4 оспариваемого  постановления фактически установлены квоты на сбор подписей избирателей,  что не допускается в соответствии с частью 4 статьи 37 Федерального закона от  12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и  права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», основаны на  неправильном толковании норм материального права, поскольку из содержания  оспариваемого нормативного правового акта не следует установление квоты на  сбор подписей избирателей при проведении выборов Главы Республики  Башкортостан. 

Иные доводы апелляционной жалобы не содержат сведений,  свидетельствующих о нарушении судом норм материального права и норм  процессуального права, и не влияют на правильность выводов суда первой  инстанции. 

Таким образом, обжалуемое решение Верховного Суда Республики  Башкортостан является законным и обоснованным. Оснований для отмены  данного решения суда по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе, не  имеется, поскольку указанные доводы основаны на неверном толковании норм  материального права, повторяют позицию административного истца в суде  первой инстанции, сводятся к переоценке выводов суда, проверялись им и  получили правильную оценку в решении. 


На основании изложенного, руководствуясь статьями 307-311 Кодекса  административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная  коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации 

определила:

решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 4 июля 2019 года  оставить без изменения, апелляционную жалобу Саитовой Рамили  Хамитьяновны - без удовлетворения. 

Председательствующий
Судьи