ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 49-АПА19-25 от 23.09.2019 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 49-АПА19-25

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ город Москва 23 сентября 2019 года

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе
председательствующего Зинченко И.Н.,

судей Горчаковой Е.В. и Калининой JI.A. при секретаре Садуновой В.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по  административному исковому заявлению ФИО1  о признании недействующим абзаца пятого пункта 4 Положения о порядке предоставления многодетным малоимущим семьям ежемесячной денежной выплаты на каждого ребёнка, рождённого в 2018 году третьим или  последующим, в возрасте до трёх лет включительно, утверждённого  постановлением Правительства Республики Башкортостан от 28 декабря  2017 года № 645, по апелляционной жалобе ФИО1 на решение  Верховного Суда Республики Башкортостан от 20 мая 2019 года, которым  отказано в удовлетворении заявленных требований.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации  Горчаковой Е.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры  Российской Федерации Масаловой Л.Ф., Судебная коллегия по  административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

постановлением Правительства Республики Башкортостан от 28 декабря  2017 года № 645 утверждено Положение о порядке предоставления  многодетным малоимущим семьям ежемесячной денежной выплаты на  каждого ребёнка, рождённого в 2018 году третьим или последующим, в  возрасте до трёх лет включительно (далее - Положение).


В соответствии с пунктом 4 Положения единовременная денежная  выплата предоставляется многодетным малоимущим семьям на каждого  ребёнка, рождённого (усыновленного) в 2018 году третьим или  последующим, в возрасте до трёх лет включительно.

При этом абзацем пятым приведённого пункта установлено, что  многодетной семьей признаётся семья, имеющая в своём составе трёх и более  несовершеннолетних детей, в том числе усыновлённых.

Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 18 марта  2019 года № 156 «О внесении изменений в некоторые решения Правительства Республики Башкортостан» указанный абзац изложен в новой  редакции, предусматривающей, что право на ЕДВ имеют многодетные семьи,  имеющие в своём составе трёх и более несовершеннолетних детей, в том  числе усыновлённых и принятых под опеку (попечительство), на дату подачи  заявления.

ФИО1, мать троих детей (дочь, ДД.ММ.ГГГГ года рождения,  сын, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и дочь, ДД.ММ.ГГГГ года рождения)  обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании  недействующим абзаца пятого пункта 4 Положения, исключающего  возможность получения ЕДВ семьями, в которых не все дети являются  несовершеннолетними на день рождения третьего и последующих детей,  сославшись в подтверждение нарушения своих прав на решение отдела  филиала Государственного казённого учреждения Республиканский центр  социальной поддержки населения по г. Уфе Республики Башкортостан в  Октябрьском районе об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты  в связи с достижением её старшей дочерью 18 лет на момент обращения за  предоставлением выплаты.

По мнению административного истца, оспариваемая норма  противоречит Указу Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года   № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской  Федерации» (далее - Указ от 7 мая 2012 года № 606), пункту 1 Указа Главы  Республики Башкортостан от 20 декабря 2017 № УГ-259 «О мерах по  совершенствованию социальной поддержки многодетных семей» и ущемляет  права и законные интересы её и детей на получение социальной поддержки.

Решением Верховного Суда Республики Башкортостан от 20 мая  2019 года в удовлетворении административного искового заявления  отказано.

В апелляционной жалобе ФИО1 поставлен вопрос об отмене  судебного акта в связи с неправильным применением судом норм  материального права и принятии нового решения об удовлетворении  заявленного требования.

Прокуратурой Республики Башкортостан, Министерством семьи, труда  и социальной защиты населения Республики Башкортостан, Правительством  Республики Башкортостан поданы возражения на апелляционную жалобу, в


которых содержится просьба об оставлении судебного решения без  изменения.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения  апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в  судебное заседание Судебной коллегии не явились. На основании части 1  статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской  Федерации Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в  отсутствие указанных лиц.

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы  апелляционной жалобы и возражений на неё, Судебная коллегия считает  решение суда подлежащим отмене в силу следующего.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой  инстанции пришёл к выводу о соответствии оспариваемой нормы  федеральному законодательству, указав, что она принята во исполнение  Указа от 7 мая 2012 года № 606 и Указа Президента Российский Федерации  от 5 мая 1992 года № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных  семей», которыми урегулированы вопросы предоставления многодетным  семьям мер социальной поддержки. Сославшись на отсутствие в  федеральном законодательстве определения понятия многодетной семьи,  сделал заключение о праве субъектов Российской Федерации  самостоятельно определить критерии отнесения семей к числу многодетных  с учётом национальных и культурных особенностей социально-  экономического и географического развития региона.

При этом суд первой инстанции применил положения ГОСТа Р  52495-2005 «Национальный стандарт Российской Федерации. Социальное  обслуживание населения. Термины и определения», утверждённого приказом  Ростехрегулирования от 30 декабря 2005 года № 532-ст и пункта 1 статьи 54  Семейного кодекса Российской Федерации, согласно которым ребёнком  признаётся лицо, не достигшее восемнадцати лет, сделав вывод, что  оспариваемое правовое регулирование не снижает объём мер социальной  поддержки нуждающихся семей с детьми по сравнению с Указом от 7 мая  2012 года № 606.

Позиция суда является ошибочной, основанной на неправильном  применении норм материального права.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации в Российской  Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается  государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства,  устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии  социальной защиты; материнство и детство, семья находятся под защитой  государства; каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе  для воспитания детей (часть 2 статьи 7, часть 1 статьи 38, часть 1 статьи 39).

Приведённым положениям Конституции Российской Федерации  корреспондируют предписания Конвенции о правах ребёнка (одобрена


Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года), которая, опираясь на  принцип приоритета интересов и благосостояния детей во всех сферах  жизни, обязывает подписавшие её государства принимать все  законодательные и административные меры к тому, чтобы обеспечить детям  необходимые для их благополучия защиту и заботу (преамбула, пункт 2  статьи 3).

Государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства,  направленная в том числе на повышение уровня рождаемости (за счёт  рождения в семьях второго и последующих детей), предполагает, как  неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации,  наличие правовых механизмов, которые обеспечивали бы институту семьи  эффективную защиту, адекватную целям социальной и экономической  политики Российской Федерации на конкретно-историческом этапе, а также  уровню экономического развития и финансовым возможностям государства  (постановления от 22 марта 2007 года № 4-П, от 15 декабря 2011 года   № 28-П, от 6 декабря 2012 года № 31-П).

Защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита,  включая социальное обеспечение, отнесены к вопросам совместного ведения  Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт «ж»  части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).

Федеральный законодатель, реализуя с учётом предписаний статей 7 и  части 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации свои дискреционные  полномочия в этой сфере, предусмотрел меры социальной защиты граждан,  имеющих детей, к числу которых относится выплата государственных  пособий, в частности пособий в связи с рождением и воспитанием детей.  Единая система таких пособий, обеспечивающая гарантированную  государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства,  установлена Федеральным законом от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О  государственных пособиях гражданам, имеющим детей»,  предусматривающим возможность принятия органами власти субъектов  Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов,  устанавливающих дополнительные виды материальной поддержки семей с  детьми (статья 2).

Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года   № 1351 утверждена Концепция демографической политики Российской  Федерации на период до 2025 года, в соответствии с которой целью  демографической политики государства на данном этапе является  стабилизация численности населения, одной из задач, способствующих  достижению данной цели, является повышение уровня рождаемости  (увеличение суммарного показателя рождаемости в 1,5 раза) за счёт  рождения в семьях второго ребёнка и последующих детей, решение которой  включает в себя усиление государственной поддержки семей, имеющих  детей.


В целях реализации демографической политики Российской Федерации  Указом от 7 мая 2012 года № 606 рекомендовано высшим должностным  лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной  власти) субъектов Российской Федерации установить до 1 июля 2012 года  нуждающимся в поддержке семьям ежемесячную денежную выплату в  размере определённого в субъекте Российской Федерации прожиточного  минимума для детей, назначаемую в случае рождения после 31 декабря  2012 года третьего ребёнка или последующих детей до достижения ребёнком  возраста трёх лет (пункт 2).

Этим же Указом установлена обязанность Правительства Российской  Федерации с 2013 года софинансировать за счёт бюджетных ассигнований  федерального бюджета расходные обязательства субъектов Российской  Федерации, возникающие при назначении выплаты, предусмотренной  пунктом 2 поименованного Указа, в тех субъектах Российской Федерации, в  которых сложилась неблагоприятная демографическая ситуация и величина  суммарного коэффициента рождаемости не превышает 2 (подпункт «в»  пункта 1).

Распоряжениями Правительства Российской Федерации от 18 ноября  2017 года № 2565-р, от 24 августа 2018 года № 1747-р Республика  Башкортостан включена в перечень субъектов Российской Федерации, где  рождаемость ниже указанного значения, и в отношении которых в 2018 и  2019 годах за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета  осуществляется софинансирование расходных обязательств субъектов  Российской Федерации, возникающих при установлении нуждающимся в  поддержке семьям ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной  пунктом 2 поименованного выше Указа.

Как следует из преамбулы Указа Главы Республики Башкортостан от  20 декабря 2017 года № УГ-259 «О мерах по совершенствованию  законодательства Республики Башкортостан в сфере социальной поддержки  семей, имеющих детей», он принят в целях реализации Указа от 7 мая  2012 года № 606, а также создания дополнительных условий для развития и  укрепления семьи, стимулирования рождаемости и совершенствования  системы социальной поддержки многодетных семей в Республике  Башкортостан.

Пунктом 1 названного регионального нормативного правового акта с  1 января 2018 года для многодетных семей, проживающих на территории  Республики Башкортостан, среднедушевой доход которых не превышает  величины прожиточного минимума для детей, установленной в соответствии  с частями 1 и 2 статьи 4 Закона Республики Башкортостан от 5 июня 2001  года № 219-з «О порядке определения и установления потребительской  корзины и прожиточного минимума в Республике Башкортостан»,  предусмотрена ежемесячная денежная выплата в размере 8993 рубля на


каждого ребёнка, рождённого после 31 декабря 2017 года третьим или  последующим, в возрасте до трёх лет включительно.

Правительству Республики Башкортостан поручено определить условия  и порядок предоставления указанной ежемесячной денежной выплаты  (пункт 2 упомянутого Указа Главы Республики Башкортостан).

По смыслу приведённых норм, целью установления ежемесячной  денежной выплаты за счёт федеральных и региональных бюджетных средств  является материальная поддержка исключительно нуждающихся семей,  проживающих в субъектах Российской Федерации с неблагоприятной  демографической ситуацией и включённых в перечень субъектов Российской  Федерации, где величина суммарного коэффициента рождаемости не  превышает 2, при рождении после 31 декабря 2012 года третьего или  последующих детей независимо от возраста ранее рождённых детей в такой  семье, то есть право семьи на получение мер социальной поддержки не  ставится в зависимость от возраста детей, рождённых до указанной даты.

Ни Указ от 7 мая 2012 года № 606, ни Указ Главы Республики  Башкортостан не содержат иных условий для предоставления ежемесячной  денежной выплаты.

Таким образом, иное толкование и применение Указа от 6 мая  2012 года, принятого в развитие Концепции демографической политики в  Российской Федерации и направленного на стимулирование рождаемости,  повлечёт предоставление предусмотренной им ежемесячной денежной  выплаты только многодетным семьям, в отношении которых имеется  самостоятельное правовое регулирования, направленное на социальную  поддержку таких семей.

Так, Указом Президента Российской Федерации от 5 мая 1992 года   № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей», а также  Законом Республики Башкортостан от 24 июля 2000 года № 87-з «О  государственной поддержке многодетных семей в Республике  Башкортостан» установлены меры государственной поддержки в отношении  семей, имеющих в своем составе трёх и более несовершеннолетних детей.

Как следует из содержания оспариваемой региональной нормы, право на  ежемесячную денежную выплату ставится в зависимость от возраста детей в  семье, рождённых (усыновленных) до 31 декабря 2017 года, следовательно,  абзац пятый пункта 4 Положения в сравнении с федеральным правовым  регулированием ограничивает круг субъектов, имеющих право на получение  мер социальной поддержки, в связи с чем вывод суда о его соответствии  имеющим большую силу нормативным правовым актам является  ошибочным.

Учитывая, что предоставление ежемесячной денежной выплаты в связи с  рождением третьего и последующих детей предусмотрено за счёт  совместного финансирования из федерального бюджета и бюджета субъекта  Российской Федерации, критерии её предоставления определены Указом от


7 мая 2012 года № 606, орган государственной власти субъекта Российской  Федерации не вправе был произвольно осуществлять правовое  регулирование условий её назначения и ограничивать адресатов данной меры  социальной поддержки только семьями, имеющими в своем составе трёх и  более несовершеннолетних детей.

Ссылки суда первой инстанции на федеральные правовые нормы,  определяющие понятие многодетной семьи и ребёнка, несостоятельны,  поскольку не регулируют возникшие правоотношения.

При таком положении Судебная коллегия приходит к выводу о  незаконности судебного акта, необходимости его отмены и принятии нового  решения об удовлетворении административного искового заявления.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса  административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная  коллегия по административным делам Верховного Суда Российской  Федерации

определила:

решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 20 мая 2019 года  отменить, принять по делу новое решение, которым административное  исковое заявление ФИО1 удовлетворить.

Признать недействующим со дня принятия абзац пятый пункта 4  Положения о порядке предоставления многодетным малоимущим семьям  ежемесячной денежной выплаты на каждого ребёнка, рождённого в 2018  году третьим или последующим, в возрасте до трёх лет включительно,  утверждённого постановлением Правительства Республики Башкортостан от  28 декабря 2017 года № 645, в той мере, в которой он предусматривает  предоставление ежемесячной денежной выплаты малоимущим семьям при  рождении третьего и последующих детей только в том случае, если  рождённые ранее дети являются несовершеннолетними.