ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
№ 49-АПА19-25
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ город Москва 23 сентября 2019 года
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда
Российской Федерации в составе
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Горчаковой Е.В. и Калининой JI.A. при секретаре Садуновой В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 о признании недействующим абзаца пятого пункта 4 Положения о порядке предоставления многодетным малоимущим семьям ежемесячной денежной выплаты на каждого ребёнка, рождённого в 2018 году третьим или последующим, в возрасте до трёх лет включительно, утверждённого постановлением Правительства Республики Башкортостан от 28 декабря 2017 года № 645, по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 20 мая 2019 года, которым отказано в удовлетворении заявленных требований.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
постановлением Правительства Республики Башкортостан от 28 декабря 2017 года № 645 утверждено Положение о порядке предоставления многодетным малоимущим семьям ежемесячной денежной выплаты на каждого ребёнка, рождённого в 2018 году третьим или последующим, в возрасте до трёх лет включительно (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 4 Положения единовременная денежная выплата предоставляется многодетным малоимущим семьям на каждого ребёнка, рождённого (усыновленного) в 2018 году третьим или последующим, в возрасте до трёх лет включительно.
При этом абзацем пятым приведённого пункта установлено, что многодетной семьей признаётся семья, имеющая в своём составе трёх и более несовершеннолетних детей, в том числе усыновлённых.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 18 марта 2019 года № 156 «О внесении изменений в некоторые решения Правительства Республики Башкортостан» указанный абзац изложен в новой редакции, предусматривающей, что право на ЕДВ имеют многодетные семьи, имеющие в своём составе трёх и более несовершеннолетних детей, в том числе усыновлённых и принятых под опеку (попечительство), на дату подачи заявления.
ФИО1, мать троих детей (дочь, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и дочь, ДД.ММ.ГГГГ года рождения) обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим абзаца пятого пункта 4 Положения, исключающего возможность получения ЕДВ семьями, в которых не все дети являются несовершеннолетними на день рождения третьего и последующих детей, сославшись в подтверждение нарушения своих прав на решение отдела филиала Государственного казённого учреждения Республиканский центр социальной поддержки населения по г. Уфе Республики Башкортостан в Октябрьском районе об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты в связи с достижением её старшей дочерью 18 лет на момент обращения за предоставлением выплаты.
По мнению административного истца, оспариваемая норма противоречит Указу Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» (далее - Указ от 7 мая 2012 года № 606), пункту 1 Указа Главы Республики Башкортостан от 20 декабря 2017 № УГ-259 «О мерах по совершенствованию социальной поддержки многодетных семей» и ущемляет права и законные интересы её и детей на получение социальной поддержки.
Решением Верховного Суда Республики Башкортостан от 20 мая 2019 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе ФИО1 поставлен вопрос об отмене судебного акта в связи с неправильным применением судом норм материального права и принятии нового решения об удовлетворении заявленного требования.
Прокуратурой Республики Башкортостан, Министерством семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан, Правительством Республики Башкортостан поданы возражения на апелляционную жалобу, в
которых содержится просьба об оставлении судебного решения без изменения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание Судебной коллегии не явились. На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, Судебная коллегия считает решение суда подлежащим отмене в силу следующего.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришёл к выводу о соответствии оспариваемой нормы федеральному законодательству, указав, что она принята во исполнение Указа от 7 мая 2012 года № 606 и Указа Президента Российский Федерации от 5 мая 1992 года № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей», которыми урегулированы вопросы предоставления многодетным семьям мер социальной поддержки. Сославшись на отсутствие в федеральном законодательстве определения понятия многодетной семьи, сделал заключение о праве субъектов Российской Федерации самостоятельно определить критерии отнесения семей к числу многодетных с учётом национальных и культурных особенностей социально- экономического и географического развития региона.
При этом суд первой инстанции применил положения ГОСТа Р 52495-2005 «Национальный стандарт Российской Федерации. Социальное обслуживание населения. Термины и определения», утверждённого приказом Ростехрегулирования от 30 декабря 2005 года № 532-ст и пункта 1 статьи 54 Семейного кодекса Российской Федерации, согласно которым ребёнком признаётся лицо, не достигшее восемнадцати лет, сделав вывод, что оспариваемое правовое регулирование не снижает объём мер социальной поддержки нуждающихся семей с детьми по сравнению с Указом от 7 мая 2012 года № 606.
Позиция суда является ошибочной, основанной на неправильном применении норм материального права.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты; материнство и детство, семья находятся под защитой государства; каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе для воспитания детей (часть 2 статьи 7, часть 1 статьи 38, часть 1 статьи 39).
Приведённым положениям Конституции Российской Федерации корреспондируют предписания Конвенции о правах ребёнка (одобрена
Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года), которая, опираясь на принцип приоритета интересов и благосостояния детей во всех сферах жизни, обязывает подписавшие её государства принимать все законодательные и административные меры к тому, чтобы обеспечить детям необходимые для их благополучия защиту и заботу (преамбула, пункт 2 статьи 3).
Государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, направленная в том числе на повышение уровня рождаемости (за счёт рождения в семьях второго и последующих детей), предполагает, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, наличие правовых механизмов, которые обеспечивали бы институту семьи эффективную защиту, адекватную целям социальной и экономической политики Российской Федерации на конкретно-историческом этапе, а также уровню экономического развития и финансовым возможностям государства (постановления от 22 марта 2007 года № 4-П, от 15 декабря 2011 года № 28-П, от 6 декабря 2012 года № 31-П).
Защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение, отнесены к вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
Федеральный законодатель, реализуя с учётом предписаний статей 7 и части 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации свои дискреционные полномочия в этой сфере, предусмотрел меры социальной защиты граждан, имеющих детей, к числу которых относится выплата государственных пособий, в частности пособий в связи с рождением и воспитанием детей. Единая система таких пособий, обеспечивающая гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства, установлена Федеральным законом от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», предусматривающим возможность принятия органами власти субъектов Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих дополнительные виды материальной поддержки семей с детьми (статья 2).
Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года № 1351 утверждена Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, в соответствии с которой целью демографической политики государства на данном этапе является стабилизация численности населения, одной из задач, способствующих достижению данной цели, является повышение уровня рождаемости (увеличение суммарного показателя рождаемости в 1,5 раза) за счёт рождения в семьях второго ребёнка и последующих детей, решение которой включает в себя усиление государственной поддержки семей, имеющих детей.
В целях реализации демографической политики Российской Федерации Указом от 7 мая 2012 года № 606 рекомендовано высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации установить до 1 июля 2012 года нуждающимся в поддержке семьям ежемесячную денежную выплату в размере определённого в субъекте Российской Федерации прожиточного минимума для детей, назначаемую в случае рождения после 31 декабря 2012 года третьего ребёнка или последующих детей до достижения ребёнком возраста трёх лет (пункт 2).
Этим же Указом установлена обязанность Правительства Российской Федерации с 2013 года софинансировать за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета расходные обязательства субъектов Российской Федерации, возникающие при назначении выплаты, предусмотренной пунктом 2 поименованного Указа, в тех субъектах Российской Федерации, в которых сложилась неблагоприятная демографическая ситуация и величина суммарного коэффициента рождаемости не превышает 2 (подпункт «в» пункта 1).
Распоряжениями Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2017 года № 2565-р, от 24 августа 2018 года № 1747-р Республика Башкортостан включена в перечень субъектов Российской Федерации, где рождаемость ниже указанного значения, и в отношении которых в 2018 и 2019 годах за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета осуществляется софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при установлении нуждающимся в поддержке семьям ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной пунктом 2 поименованного выше Указа.
Как следует из преамбулы Указа Главы Республики Башкортостан от 20 декабря 2017 года № УГ-259 «О мерах по совершенствованию законодательства Республики Башкортостан в сфере социальной поддержки семей, имеющих детей», он принят в целях реализации Указа от 7 мая 2012 года № 606, а также создания дополнительных условий для развития и укрепления семьи, стимулирования рождаемости и совершенствования системы социальной поддержки многодетных семей в Республике Башкортостан.
Пунктом 1 названного регионального нормативного правового акта с 1 января 2018 года для многодетных семей, проживающих на территории Республики Башкортостан, среднедушевой доход которых не превышает величины прожиточного минимума для детей, установленной в соответствии с частями 1 и 2 статьи 4 Закона Республики Башкортостан от 5 июня 2001 года № 219-з «О порядке определения и установления потребительской корзины и прожиточного минимума в Республике Башкортостан», предусмотрена ежемесячная денежная выплата в размере 8993 рубля на
каждого ребёнка, рождённого после 31 декабря 2017 года третьим или последующим, в возрасте до трёх лет включительно.
Правительству Республики Башкортостан поручено определить условия и порядок предоставления указанной ежемесячной денежной выплаты (пункт 2 упомянутого Указа Главы Республики Башкортостан).
По смыслу приведённых норм, целью установления ежемесячной денежной выплаты за счёт федеральных и региональных бюджетных средств является материальная поддержка исключительно нуждающихся семей, проживающих в субъектах Российской Федерации с неблагоприятной демографической ситуацией и включённых в перечень субъектов Российской Федерации, где величина суммарного коэффициента рождаемости не превышает 2, при рождении после 31 декабря 2012 года третьего или последующих детей независимо от возраста ранее рождённых детей в такой семье, то есть право семьи на получение мер социальной поддержки не ставится в зависимость от возраста детей, рождённых до указанной даты.
Ни Указ от 7 мая 2012 года № 606, ни Указ Главы Республики Башкортостан не содержат иных условий для предоставления ежемесячной денежной выплаты.
Таким образом, иное толкование и применение Указа от 6 мая 2012 года, принятого в развитие Концепции демографической политики в Российской Федерации и направленного на стимулирование рождаемости, повлечёт предоставление предусмотренной им ежемесячной денежной выплаты только многодетным семьям, в отношении которых имеется самостоятельное правовое регулирования, направленное на социальную поддержку таких семей.
Так, Указом Президента Российской Федерации от 5 мая 1992 года № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей», а также Законом Республики Башкортостан от 24 июля 2000 года № 87-з «О государственной поддержке многодетных семей в Республике Башкортостан» установлены меры государственной поддержки в отношении семей, имеющих в своем составе трёх и более несовершеннолетних детей.
Как следует из содержания оспариваемой региональной нормы, право на ежемесячную денежную выплату ставится в зависимость от возраста детей в семье, рождённых (усыновленных) до 31 декабря 2017 года, следовательно, абзац пятый пункта 4 Положения в сравнении с федеральным правовым регулированием ограничивает круг субъектов, имеющих право на получение мер социальной поддержки, в связи с чем вывод суда о его соответствии имеющим большую силу нормативным правовым актам является ошибочным.
Учитывая, что предоставление ежемесячной денежной выплаты в связи с рождением третьего и последующих детей предусмотрено за счёт совместного финансирования из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации, критерии её предоставления определены Указом от
7 мая 2012 года № 606, орган государственной власти субъекта Российской Федерации не вправе был произвольно осуществлять правовое регулирование условий её назначения и ограничивать адресатов данной меры социальной поддержки только семьями, имеющими в своем составе трёх и более несовершеннолетних детей.
Ссылки суда первой инстанции на федеральные правовые нормы, определяющие понятие многодетной семьи и ребёнка, несостоятельны, поскольку не регулируют возникшие правоотношения.
При таком положении Судебная коллегия приходит к выводу о незаконности судебного акта, необходимости его отмены и принятии нового решения об удовлетворении административного искового заявления.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 20 мая 2019 года отменить, принять по делу новое решение, которым административное исковое заявление ФИО1 удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия абзац пятый пункта 4 Положения о порядке предоставления многодетным малоимущим семьям ежемесячной денежной выплаты на каждого ребёнка, рождённого в 2018 году третьим или последующим, в возрасте до трёх лет включительно, утверждённого постановлением Правительства Республики Башкортостан от 28 декабря 2017 года № 645, в той мере, в которой он предусматривает предоставление ежемесячной денежной выплаты малоимущим семьям при рождении третьего и последующих детей только в том случае, если рождённые ранее дети являются несовершеннолетними.