ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 49-АПА19-27 от 30.07.2019 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

 № 49-АПА19-27

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 

город Москва «30» июля 2019 года 

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации в составе 

председательствующего Зинченко И.Н.,  судей Калининой Л.А. и Кириллова В.С. 

при секретаре Виноградовой Е.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело  по апелляционной жалобе Саитовой Рамили Хамитьяновны на решение  Верховного Суда Республики Башкортостан от 8 июля 2019 года, которым  отказано в удовлетворении ее административного иска об оспаривании  части 7 статьи 95.3 Кодекса Республики Башкортостан о выборах от  6 декабря 2006 года № 380-3 и Закона Республики Башкортостан от 6 мая  2019 года № 97-3 «О внесении изменений в Кодекс Республики  Башкортостан о выборах». 

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации  Зинченко И.Н., возражение против удовлетворения апелляционной жалобы  представителя Государственного Собрания - Курултай Республики  Башкортостан Пикаловой Э.Ф., а также заключение прокурора Генеральной  прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., Судебная коллегия по  административным делам Верховного Суда Российской Федерации 

установила:


Согласно части 7 статьи 95.3 Кодекса Республики Башкортостан о  выборах, регламентирующей выдвижение кандидатов на должность главы  Республики Башкортостан, в поддержку выдвижения кандидата должны быть  собраны подписи депутатов представительных органов муниципальных  образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав  муниципальных образований, находящихся на территории Республики  Башкортостан. Число таких подписей должно составлять 5 процентов от  общего числа указанных депутатов, предусмотренного уставами этих  муниципальных образований на день принятия решения о назначении  выборов главы Республики Башкортостан, и числа избранных на  муниципальных выборах и действующих на день принятия указанного  решения глав этих муниципальных образований, находящихся на территории  Республики Башкортостан. 

В числе лиц, поставивших свои подписи в поддержку выдвижения  кандидата, должны быть депутаты представительных органов  муниципальных районов и городских округов и (или) избранных на  муниципальных выборах глав муниципальных районов и городских округов  Республики Башкортостан. Число подписей таких депутатов и (или) глав  муниципальных образований должно составлять 5 процентов от общего  числа депутатов представительных органов муниципальных районов и  городских округов, предусмотренного уставами этих муниципальных  районов и городских округов на день принятия решения о назначении  выборов главы Республики Башкортостан, и числа избранных на  муниципальных выборах и действующих на день принятия указанного  решения глав муниципальных районов и городских округов Республики  Башкортостан. 

Кандидат должен быть поддержан депутатами представительных  органов муниципальных районов, городских округов и (или) избранными на  муниципальных выборах главами муниципальных районов, городских  округов не менее чем в трех четвертях муниципальных районов и городских  округов, находящихся на территории Республики Башкортостан. 

В случаях, если в Республике Башкортостан не имеется избранных на  муниципальных выборах глав муниципальных районов и городских округов,  поддержка кандидата осуществляется депутатами представительных органов  указанных муниципальных образований. 

В частности, данным Законом Республики Башкортостан признаны  утратившими силу части 1.1 и 1.2 статьи 63 Кодекса Республики  Башкортостан о выборах, предусматривающей общие условия проведения  предвыборной агитации на каналах организаций телерадиовещания, в  периодических печатных изданиях и сетевых изданиях. 


Частью 1.1 статьи 63 Кодекса Республики Башкортостан о выборах  было предусмотрено, что избирательное объединение, выдвинувшее на  ближайших предыдущих соответствующих выборах список кандидатов,  который набрал менее 3 процентов голосов избирателей, принявших участие  в голосовании, и не был допущен к распределению депутатских мандатов,  либо кандидата, который не был избран и набрал менее 3 процентов голосов  избирателей, принявших участие в голосовании, не вправе воспользоваться  бесплатным эфирным временем, бесплатной печатной площадью. Такое  избирательное объединение вправе на основании соответствующего договора  получить из общего объема бесплатного эфирного времени, бесплатной  печатной площади причитающуюся ему долю или ее часть за плату, размер  которой не может превышать размер платы за эфирное время, печатную  площадь, резервируемые государственными и муниципальными  организациями телерадиовещания, редакциями государственных и  муниципальных периодических печатных изданий в соответствии с частью 8  статьи 64 и частью 2 статьи 65 настоящего кодекса для проведения  предвыборной агитации. Распределение эфирного времени и печатной  площади, предоставляемых на основании договора, предусмотренного  настоящей частью, должно осуществляться в порядке, установленном  Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных  гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан  Российской Федерации» для распределения бесплатного эфирного времени,  бесплатной печатной площади. 

Частью 1.2 статьи 63 Кодекса Республики Башкортостан о выборах  было предусмотрено, что на выборах в Государственное Собрание,  представительный орган муниципального образования избирательному  объединению, выдвинувшему кандидатов и (или) список кандидатов, не  может быть отказано в предоставлении бесплатного эфирного времени,  бесплатной печатной площади, если на ближайших предыдущих  соответствующих выборах: 1) список кандидатов, выдвинутый этим  избирательным объединением, получил не менее числа голосов избирателей,  принявших участие в голосовании, определяемого в соответствии с  частью 1.1 настоящей статьи; 2) избирательное объединение выдвигало  кандидатов только по одномандатным (многомандатным) избирательным  округам. 

Постановлением Государственного Собрания - Курултая Республики  Башкортостан от 30 мая 2019 года № ГС-478 на 8 сентября 2019 года  назначены выборы главы Республики Башкортостан. Данное постановление  официально опубликовано 31 мая 2019 года в печатном издании «Республика  Башкортостан» № 63 и на официальном Интернет-портале правовой  информации Республики Башкортостан. 

Саитова Р.Х., выдвинутая региональным отделением политической  партии «Российская социалистическая партия» кандидатом на должность  главы Республики Башкортостан, обратилась в Верховный Суд Республики  Башкортостан с административным исковым заявлением о признании 


недействующими части 7 статьи 95.3 Кодекса Республики Башкортостан о  выборах и Закона Республики Башкортостан от 6 мая 2019 года № 97-3  «О внесении изменений в Кодекс Республики Башкортостан о выборах». 

Положения части 7 статьи 95.3 Кодекса Республики Башкортостан о  выборах оспаривались заявителем на основании их противоречия пункту 17  статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных  гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан  Российской Федерации», а также положениям статей 6, 7, 38 и 39 этого же  федерального закона. Кроме этого, заявитель утверждала об отсутствии в  части 7 статьи 95.3 Кодекса Республики Башкортостан о выборах порядка  доступа кандидатов на должность главы Республики Башкортостан к  персональным данным депутатов представительных органов муниципальных  образований, находящихся на территории Республики Башкортостан,  которые защищены Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ  «О персональных данных», в связи с чем, сбор подписей затруднен и  невозможен без нарушения законодательства. 

Закон Республики Башкортостан от 6 мая 2019 года № 97-3  «О внесении изменений в Кодекс Республики Башкортостан о выборах»  оспаривался заявителем на основании противоречия данного закона  Республики Башкортостан пункту 1 статьи 39 и пункту 1 статьи 50  Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях  избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской  Федерации», а также положениям статей 10 и И Федерального закона от  25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». По  мнению заявителя, временно исполняющий обязанности главы Республики  Башкортостан, участвующий в процедуре выдвижения кандидатом на  должность главы Республики Башкортостан, был не вправе изменять  законодательство Республики Башкортостан о выборах либо участвовать в  этом в связи с возможностью получения преимуществ в качестве кандидата  на должность главы Республики Башкортостан. 

Решением Верховного Суда Республики Башкортостан от 8 июля  2019 года в удовлетворении административного иска отказано. 

В апелляционной жалобе Саитова Р.Х. просит решение суда отменить и  принять по административному делу новое решение об удовлетворении  административного иска. 

Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе,  Государственным Собранием - Курултаем Республики Башкортостан и  прокурором, участвующим в административном деле, представлены  письменные возражения. 

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы  апелляционной жалобы и возражений на нее, Судебная коллегия по  административным делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к  следующему выводу. 

При рассмотрении и разрешении административного дела суд первой  инстанции правильно руководствовался пунктом 17 статьи 37 Федерального 


закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях  избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской  Федерации», положениями пункта 3 статьи 18 Федерального закона от  6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации  законодательных (представительных) и исполнительных органов  государственной власти субъектов Российской Федерации» и пришел к  обоснованному выводу об отсутствии оснований для признания части 7  статьи 95.3 Кодекса Республики Башкортостан о выборах недействующей. 

Согласно пункту 17 статьи 37 Федерального закона от 12 июня  2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на  участие в референдуме граждан Российской Федерации» на выборах  высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя  высшего исполнительного органа государственной власти субъекта  Российской Федерации) в поддержку выдвижения кандидатов собираются  подписи депутатов представительных органов муниципальных образований  и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных  образований. Число указанных подписей определяется законом субъекта  Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 6 октября  1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных  (представительных) и исполнительных органов государственной власти  субъектов Российской Федерации». Указанные подписи могут собираться со  дня выдвижения кандидата на должность высшего должностного лица  субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного  органа государственной власти субъекта Российской Федерации). 

Согласно абзацам восьмому, девятому и одиннадцатому пункта 3  статьи 18 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих  принципах организации законодательных (представительных) и  исполнительных органов государственной власти субъектов Российской  Федерации» выдвижение кандидата на должность высшего должностного  лица субъекта Российской Федерации политической партией и выдвижение  такого кандидата в порядке самовыдвижения должны поддержать от 5 до 10  процентов депутатов представительных органов муниципальных  образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав  муниципальных образований субъекта Российской Федерации. Число лиц,  необходимое для поддержки кандидата, устанавливается законом субъекта  Российской Федерации и определяется в процентном отношении от общего  числа указанных депутатов, предусмотренного уставами этих  муниципальных образований на день принятия решения о назначении  выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации  (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти  субъекта Российской Федерации), и числа избранных на муниципальных  выборах и действующих на день принятия указанного решения глав этих  муниципальных образований. Депутаты представительного органа  муниципального района, состоящего из глав поселений, входящих в состав  муниципального района, и из депутатов представительных органов 


указанных поселений, а также депутаты представительного органа  городского округа с внутригородским делением, формируемого путем  избрания из состава представительных органов внутригородских районов  этого городского округа, учитываются только один раз. 

В числе лиц, поддержавших кандидата, должны быть от 5 до 10  процентов депутатов представительных органов муниципальных районов и  городских округов и (или) избранных на муниципальных выборах глав  муниципальных районов и городских округов субъекта Российской  Федерации. Число лиц, необходимое для такой поддержки кандидата,  устанавливается законом субъекта Российской Федерации и определяется в  процентном отношении от общего числа депутатов представительных  органов муниципальных районов и городских округов, предусмотренного  уставами этих муниципальных районов и городских округов на день  принятия решения о назначении выборов высшего должностного лица  субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного  органа государственной власти субъекта Российской Федерации), и числа  избранных на муниципальных выборах и действующих на день принятия  указанного решения глав муниципальных районов и городских округов  субъекта Российской Федерации. При этом кандидат должен быть поддержан  указанными лицами не менее чем в трех четвертях муниципальных районов и  городских округов субъекта Российской Федерации. 

В субъектах Российской Федерации, в которых не имеется избранных  на муниципальных выборах глав муниципальных районов и городских  округов или избранных на муниципальных выборах глав внутригородских  муниципальных образований, поддержка кандидата осуществляется  депутатами представительных органов указанных муниципальных  образований. 

Руководствуясь приведенными нормами, суд первой инстанции пришел  к закономерному выводу о том, что оспариваемые законоположения Кодекса  Республики Башкортостан о выборах приняты в пределах полномочий  Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан в  соответствии с приведенными нормами федерального законодательства и им  не противоречат, поскольку пункт 17 статьи 37 Федерального закона от 12  июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и  права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»,  предусматривающий сбор подписей депутатов представительных органов  муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах  глав муниципальных образований в поддержку выдвижения кандидатов на  выборах высшего должностного лица субъекта Российской Федерации  (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти  субъекта Российской Федерации), при определении числа указанных  подписей отсылает к законодательству субъекта Российской Федерации,  устанавливая требование соответствия данного числа рамкам, закрепленным  Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих  принципах организации законодательных (представительных) и 


исполнительных органов государственной власти субъектов Российской  Федерации». Оспариваемые законоположения Кодекса Республики  Башкортостан о выборах, как обоснованно указал суд, данным требованиям  соответствуют. 

Отклоняя доводы административного истца о противоречии части 7  статьи 95.3 Кодекса Республики Башкортостан о выборах положениям  статей 6, 7, 38 и 39 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ  «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в  референдуме граждан Российской Федерации», суд первой инстанции  правомерно исходил из того, что оспариваемые законоположения Кодекса  Республики Башкортостан о выборах права Саитовой Р.Х. на прямое и  тайное голосование, на регистрацию кандидатом и равенство кандидатов не  нарушают. Доводы административного иска в этой части основаны не  неверном истолковании норм законодательства Российской Федерации о  выборах. 

Что касается суждений административного истца об отсутствии  доступа к персональным данным депутатов представительных органов  муниципальных образований, то, признавая несостоятельными  соответствующие доводы, суд первой инстанции правомерно указал на то,  что сведения, необходимые для заполнения листа поддержки кандидата,  размещены в общедоступных официальных источниках. 

Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу  об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового  требования Саитовой Р.Х. о признании недействующей части 7 статьи 95.3  Кодекса Республики Башкортостан о выборах. 

Отказывая в удовлетворении административного искового требования  Саитовой Р.Х. о признании недействующим Закона Республики  Башкортостан от 6 мая 2019 года № 97-3 «О внесении изменений в Кодекс  Республики Башкортостан о выборах», суд первой инстанции установил, что  данный закон Республики Башкортостан принят в пределах полномочий  Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан с  соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового  акта, порядку принятия и введения его в действие. Судебная коллегия по  административным делам Верховного Суда Российской Федерации с  выводами суда в этой части согласилась. Как правомерно указал суд, данный  закон Республики Башкортостан подписан временно исполняющим  обязанности главы Республики Башкортостан в рамках осуществления им  своих действующих полномочий, неисполнение которых могло повлечь  нарушение прав, свобод и законных интересов граждан. 

Судом первой инстанции обоснованно признаны несостоятельными  доводы административного истца, ссылавшегося на противоречие Закона  Республики Башкортостан от 6 мая 2019 года № 97-3 «О внесении изменений  в Кодекс Республики Башкортостан о выборах» нормативным правовым  актам, имеющим большую юридическую силу. 


Руководствуясь подпунктом 19 статьи 2 Федерального закона от  12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и  права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», суд  первой инстанции правомерно исходил из того, что избирательная кампания  по выборам главы Республики Башкортостан была начата 31 мая 2019 года, в  то время как данный закон Республики Башкортостан был принят  Государственным Собранием - Курултаем Республики Башкортостан  26 апреля 2019 года и подписан временно исполняющим обязанности главы  Республики Башкортостан 6 мая 2019 года. При этом кандидатом на  должности главы Республики Башкортостан временно исполняющий  обязанности главы Республики Башкортостан был выдвинут 10 июня  2019 года. 

Участие временно исполняющего обязанности главы Республики  Башкортостан во внутрипартийных выборах, состоявшихся в марте  2019 года, встречи временно исполняющего обязанности главы Республики  Башкортостан с секретарями первичных и местных отделений политической  партии, состоявшиеся в апреле 2019 года, как правильно указал суд первой  инстанции, не свидетельствуют о наличии конфликта интересов и  возможности получения временно исполняющим обязанности главы  Республики Башкортостан каких-либо преимуществ в качестве кандидата на  должность главы Республики Башкортостан; сведений о получении временно  исполняющим обязанности главы Республики Башкортостан каких-либо  преимуществ при обнародовании оспариваемого закона Республики  Башкортостан суду не представлено. Действующие законодательство  Российской Федерации не содержит каких-либо ограничений и запретов,  связанных с обнародованием законов субъекта Российской Федерации  временно исполняющим обязанности высшего должностного лица субъекта  Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа  государственной власти субъекта Российской Федерации). 

Отклоняя доводы административного истца о противоречии Закона  Республики Башкортостан от 6 мая 2019 года № 97-3 «О внесении изменений  в Кодекс Республики Башкортостан о выборах» пункту 1 статьи 50  Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права  на участие в референдуме граждан Российской Федерации», суд первой  инстанции обоснованно исходил из того, что внесенные в оспариваемый  закон Республики Башкортостан изменения связаны с необходимостью  предоставления избирательным объединениям и кандидатам равного доступа  к бесплатному эфирному времени, бесплатной печатной площади независимо  от того, набрали ли они на предыдущих выборах определенный процент  голосов избирателей, принявших участие в голосовании, что существенно  улучшает гарантии всех кандидатов на использование бесплатного эфирного  времени, бесплатной печатной площади. При этом судом закономерно  отмечено, что часть 1 статьи 63 Кодекса Республики Башкортостан о  выборах указанным законом Республики Башкортостан не изменялась и  воспроизводит положения пункта 1 статьи 50 Федерального закона от 12 


июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и  права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». 

Таким образом, Судебная коллегия по административным делам  Верховного Суда Российской Федерации пришла к выводу о том, что  обжалуемое решение Верховного Суда Республики Башкортостан является  законным и обоснованным, оснований для отмены данного решения суда не  имеется. 

Доводы, приведенные Саитовой Р.Х. в апелляционной жалобе на  указанное решение суда, полностью повторяют ее правовую позицию,  изложенную в суде первой инстанции и основанную на неверном  истолковании норм материального права. Причин не согласиться с выводами  суда первой инстанции, основанными на правильном применении  законодательства Российской Федерации о выборах, Судебная коллегия по  административным делам Верховного Суда Российской Федерации не  установила. 

Пункт 4 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ  «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в  референдуме граждан Российской Федерации», не допускающий  установление квоты на сбор подписей избирателей при проведении выборов  в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, на  который в обоснование своей позиции Саитова Р.Х. ссылается в  апелляционной жалобе, регулирует иные отношения, связанные со сбором  подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов при проведении  выборов. 

На основании изложенного, руководствуясь положениями статьи 309  Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,  Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации 

определила:

решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 8 июля  2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Саитовой Рамили  Хамитьяновны - без удовлетворения. 

Председательствующий
Судьи