ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 49-АПА19-29 от 09.08.2019 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 49-АПА 19-29

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Москва 9 августа 2019 года 

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации в составе 

председательствующего Зинченко И.Н.,

судей Кириллова В.С. и Корчашкиной Т.Е.,
при секретаре Горенко А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по  апелляционным жалобам Саитовой Рамили Хамитьяновны и политической  партии «Российская социалистическая партия» на решение Верховного Суда  Республики Башкортостан от 22 июля 2019 года, которым отказано в  удовлетворении административного искового заявления Саитовой Рамили  Хамитьяновны об оспаривании постановления Центральной избирательной  комиссии Республики Башкортостан от 17 июля 2019 года № 103/7-6  «Об отказе в регистрации кандидата на должность Главы Республики  Башкортостан Саитовой Рамили Хамитьяновны», обязании Центральную  избирательную комиссию Республики Башкортостан отложить дату выборов в  целях соблюдения прав на агитационный период. 

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации  Кириллова В.С, мнение прокурора Генеральной прокуратуры Российской  Федерации Масаловой Л.Ф., Судебная коллегия по административным делам  Верховного Суда Российской Федерации 

установила:

постановлением Государственного Собрания - Курултая Республики  Башкортостан от 30 мая 2019 года № ГС-478 «О назначении выборов Главы 


Республики Башкортостан» назначены выборы Главы Республики  Башкортостан на 8 сентября 2019 года. 

Постановлением Центральной избирательной комиссии Республики  Башкортостан от 17 июля 2019 года № 103/7-6 Саитовой Р.Х. отказано в  регистрации кандидата на должность Главы Республики Башкортостан (далее - постановление Центральной избирательной комиссии Республики  Башкортостан от 17 июля 2019 года № 103/7-6). 

Саитова Р.Х. обратилась в суд с административным иском о признании  незаконным указанного постановления Центральной избирательной комиссии  Республики Башкортостан от 17 июля 2019 года № 103/7-6, обязании  Центральную избирательную комиссию Республики Башкортостан отложить  дату выборов в целях соблюдения её прав на агитационный период. 

В обоснование своих требований Саитова Р.Х. указала, что оспариваемое  постановление принято председателем Центральной избирательной комиссии  Республики Башкортостан Макаренко И.А. с превышением полномочий и при  наличии неурегулированного конфликта интересов, в связи с чем  постановление Центральной избирательной комиссии Республики  Башкортостан от 30 мая 2019 года № 88/1-6 «О числе лиц, подписи которых  необходимо собрать в поддержку выдвижения кандидата на должность Главы  Республики Башкортостан, и числе муниципальных районов и городских  округов, депутатами представительных органов которых должен быть  поддержан кандидат, на выборах Главы Республики Башкортостан 8 сентября  2019 года» и иные подписанные Макаренко И.А. постановления являются  ничтожными. Центральной избирательной комиссией Республики  Башкортостан был нарушен трехдневный срок извещения о результатах  проверки, установленный частью 18 статьи 47 Кодекса Республики  Башкортостан о выборах от 6 декабря 2006 года № 380-3. Кроме этого,  Центральная избирательная комиссия Республики Башкортостан не  предоставила Саитовой Р.Х. персональные данные депутатов, чем нарушила ее  право собирать подписи депутатов со дня выдвижения на должность высшего  должностного лица субъекта Российской Федерации и её право быть  зарегистрированной при наличии необходимого количества подписей  депутатов. 

Решением Верховного Суда Республики Башкортостан от 22 июля  2019 года в удовлетворении административного иска отказано. 

В апелляционной жалобе Саитова Р.Х. просит решение суда первой  инстанции отменить и принять по административному делу новое решение об  удовлетворении заявленных требований. 

На решение суда также подана апелляционная жалоба политической  партии «Российская социалистическая партия», которая просит решение суда  первой инстанции отменить, и принять по административному делу новое  решение об удовлетворении заявленных требований, изложив доводы,  аналогичные доводам апелляционной жалобы административного истца. 


Относительно доводов, изложенных в апелляционных жалобах,  Центральной избирательной комиссией Республики Башкортостан и  прокурором, участвующим в административном деле, представлены  письменные возражения. 

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы  апелляционных жалоб и возражения на них, Судебная коллегия по  административным делам Верховного Суда Российской Федерации оснований  для отмены решения суда не установила и считает его правильным. 

При рассмотрении и разрешении административного дела суд первой  инстанции установил, что оспариваемое постановление, которым отказано  Саитовой Р.Х. в регистрации кандидата на должность Главы Республики  Башкортостан, принято в пределах полномочий Центральной избирательной  комиссии Республики Башкортостан, правомочным составом с соблюдением  установленного порядка принятия решения. 

Правовой основой регулирования отношений, связанных с  осуществлением конституционного права граждан избирать и быть избранными  в органы государственной власти, является Федеральный закон от 12 июня  2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на  участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный  закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ). 

В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня  2002 года № 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата  (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов)  может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в  регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в  порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по  заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной  комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых  вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же  избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов  которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет  установлено, что решение было принято избирательной комиссией с  нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38  настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных  настоящим Федеральным законом, иным законом. 

Подпунктом «д.1» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня  2002 года № 67-ФЗ предусмотрены основания отказа в регистрации кандидата,  к которым относится, в том числе недостаточное количество достоверных  подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и  (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных  образований, представленных для регистрации кандидата на должность  высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя  высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской  Федерации). 

В соответствии с пунктом 17 статьи 37 Федерального закона от 12 июня  2002 года № 67-ФЗ на выборах высшего должностного лица субъекта 


Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа  государственной власти субъекта Российской Федерации) в поддержку  выдвижения кандидатов собираются подписи депутатов представительных  органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных  выборах глав муниципальных образований. Число указанных подписей  определяется законом субъекта Российской Федерации в соответствии с  Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах  организации законодательных (представительных) и исполнительных органов  государственной власти субъектов Российской Федерации». Указанные  подписи могут собираться со дня выдвижения кандидата на должность  высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя  высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской  Федерации). 

Положениями пункта 3 статьи 18 Федерального закона от 6 октября  1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных  (представительных) и исполнительных органов государственной власти  субъектов Российской Федерации» предусмотрено следующее. 

Выдвижение кандидата политической партией и выдвижение кандидата в  порядке самовыдвижения должны поддержать от 5 до 10 процентов депутатов  представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на  муниципальных выборах глав муниципальных образований субъекта  Российской Федерации. Число лиц, необходимое для поддержки кандидата,  устанавливается законом субъекта Российской Федерации (абзац восьмой). 

В числе лиц, поддержавших кандидата, должны быть от 5 до 10  процентов депутатов представительных органов муниципальных районов и  городских округов и (или) избранных на муниципальных выборах глав  муниципальных районов и городских округов субъекта Российской Федерации.  Число лиц, необходимое для такой поддержки кандидата, устанавливается  законом субъекта Российской Федерации. При этом кандидат должен быть  поддержан указанными лицами не менее чем в трех четвертях муниципальных  районов и городских округов субъекта Российской Федерации (абзац девятый). 

Депутат представительного органа муниципального образования или  избранный на муниципальных выборах глава муниципального образования  может поддержать только одного кандидата, выдвинутого любой политической  партией либо в порядке самовыдвижения. Депутат представительного органа  муниципального района, состоящего из глав поселений, входящих в состав  муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных  поселений, может поддержать кандидата только как депутат представительного  органа муниципального района. Депутат представительного органа городского  округа с внутригородским делением, формируемого путем избрания из состава  представительных органов внутригородских районов этого городского округа,  может поддержать кандидата только как депутат представительного органа  городского округа с внутригородским делением (абзац тринадцатый). 

Согласно части 7 статьи 95.3 Кодекса Республики Башкортостан о  выборах от 6 декабря 2006 года № 380-3 в поддержку выдвижения кандидата  должны быть собраны подписи депутатов представительных органов 


муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах  глав муниципальных образований, находящихся на территории Республики  Башкортостан. Число таких подписей должно составлять 5 процентов от  общего числа указанных депутатов, предусмотренного уставами этих  муниципальных образований на день принятия решения о назначении выборов  Главы Республики Башкортостан, и числа избранных на муниципальных  выборах и действующих на день принятия указанного решения глав этих  муниципальных образований, находящихся на территории Республики  Башкортостан. 

В числе лиц, поставивших свои подписи в поддержку выдвижения  кандидата, должны быть депутаты представительных органов муниципальных  районов и городских округов и (или) избранных на муниципальных выборах  глав муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан.  Число подписей таких депутатов и (или) глав муниципальных образований  должно составлять 5 процентов от общего числа депутатов представительных  органов муниципальных районов и городских округов, предусмотренного  уставами этих муниципальных районов и городских округов на день принятия  решения о назначении выборов Главы Республики Башкортостан, и числа  избранных на муниципальных выборах и действующих на день принятия  указанного решения глав муниципальных районов и городских округов  Республики Башкортостан. 

Кандидат должен быть поддержан депутатами представительных органов  муниципальных районов, городских округов и (или) избранных на  муниципальных выборах главами муниципальных районов, городских округов  не менее чем в трех четвертях муниципальных районов и городских округов,  находящихся на территории Республики Башкортостан. 

В случаях, если в Республике Башкортостан не имеется избранных на  муниципальных выборах глав муниципальных районов и городских округов,  поддержка кандидата осуществляется депутатами представительных органов  указанных муниципальных образований. 

Частью 8 статьи 95.3 Кодекса Республики Башкортостан о выборах от 6  декабря 2006 года № 380-3 закреплено, что число лиц, которое (в абсолютном  выражении) необходимо для поддержки выдвижения кандидата в соответствии  с абзацем первым, вторым части 7, частями 9, 11 настоящей статьи, а также  число муниципальных образований (в абсолютном выражении), указанное в  абзацах первом, втором части 7, частях 9,11 настоящей статьи, определяется и  обнародуется Центральной избирательной комиссией Республики  Башкортостан. При этом, если полученное число лиц, которое необходимо для  поддержки выдвижения кандидата в соответствии с абзацами первым и вторым  части 7 настоящей статьи, имеет дробную часть, оно подлежит округлению в  сторону ближайшего большего целого числа. 

В силу части 10 статьи 95.3 приведенного нормативного правового акта  депутат представительного органа муниципального образования или избранный  на муниципальных выборах глава муниципального образования может  поддержать только одного кандидата, выдвинутого любой политической  партией. 


Постановлением Центральной избирательной комиссии Республики  Башкортостан от 30 мая 2019 года № 88/1-6 «О числе лиц, подписи которых  необходимо собрать в поддержку выдвижения кандидата на должность Главы  Республики Башкортостан, и числе муниципальных районов и городских  округов, депутатами представительных органов которых должен быть  поддержан кандидат, на выборах Главы Республики Башкортостан 8 сентября  2019 года» определено, что в поддержку выдвижения кандидата на должность  Главы Республики Башкортостан должно быть собрано 454 подписи депутатов  представительных органов муниципальных районов и городских округов  Республики Башкортостан (пункт 1). В числе подписей депутатов, указанном в  пункте 1 настоящего постановления, должны быть 56 подписей депутатов  представительных органов муниципальных районов и городских округов  Республики Башкортостан (пункт 2). Число подписей, представляемых в  Центральную избирательную комиссию Республики Башкортостан, может  превышать: число подписей, указанное в пункте 1 настоящего постановления,  но не более чем на 22 подписи депутатов представительных органов  муниципальных образований Республики Башкортостан; число подписей,  указанное в пункте 2 настоящего постановления, но не более чем на 2 подписи  депутатов представительных органов муниципальных районов и городских  округов Республики Башкортостан (пункт 3). Кандидат на должность Главы  Республики Башкортостан должен быть поддержан депутатами  представительных органов муниципальных районов, городских округов не  менее чем в 48 муниципальных районах и городских округах Республики  Башкортостан (пункт 4). 

Как следует из вышеприведенных правовых положений, число подписей  депутатов в поддержку выдвижения кандидата и количество представительных  органов муниципальных районов и городских округов, депутаты которых  должны поддержать кандидата на должность Главы Республики Башкортостан,  определены исходя из общего количества депутатов представительных органов,  количества депутатов муниципальных районов и городских округов,  количества муниципальных районов и городских округов, что соответствует  требованиям федерального законодательства и законодательства Республики  Башкортостан. 

Как верно посчитал суд первой инстанции, пять процентов от общего  числа депутатов представительных органов муниципальных образований  Республики Башкортостан составляет (с учетом округления) 454 депутата; пять  процентов от общего числа депутатов представительных органов  муниципальных районов и городских округов составляет (с учетом округления)  56 депутатов; не менее трех четвертей муниципальных районов и городских  округов, находящихся на территории Республики Башкортостан, составляет 48  муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан.  Число подписей, представляемых в Центральную избирательную комиссию  Республики Башкортостан, которое может превышать число подписей,  указанное в пунктах 1 и 2 постановления, установлено Центральной  избирательной комиссией Республики Башкортостан в соответствии с 


требованием федерального законодательства и законодательства Республики  Башкортостан. 

Отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд  первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что двух подписей,  представленных Саитовой Р.Х. для регистрации в качестве кандидата на  должность Главы Республики Башкортостан, недостаточно при наличии  установленного региональным избирательным законодательством  минимального значения в 454 подписи депутатов. 

Согласно пункту 6.2 Порядка приёма проверки документов,  предоставляемых кандидатами на должность Главы Республики Башкортостан  при проведении выборов Главы Республики Башкортостан, утвержденного  постановлением Центральной избирательной комиссии Республики  Башкортостан от 18 апреля 2019 года № 84/2-6, в случае предоставления  кандидатом подписей депутатов в количестве, заведомо недостаточном для  регистрации, проверка проводится в целях выявления подписей лиц,  поддержавших выдвижение более одного депутата. 

Как следует из итогового протокола проверки подписей, представленных  Саитовой Р.Х. в листах поддержки кандидата на должность Главы Республики  Башкортостан, составленного 12 июля 2019 года, одна подпись депутата  является недостоверной ввиду неуказания времени проставления подписи,  вторая подпись не была засчитана, так как депутат поставил подпись второй  раз, при этом подпись в поддержку Саитовой Р.Х. поставлена позже. 

При наличии вышеуказанных обстоятельств, суд первой инстанции  пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для признания  оспариваемого постановления избирательной комиссии незаконным. 

Довод административного истца о несоблюдении трехдневного срока для  передачи кандидату итогового протокола проверки подписей опровергается  материалами дела, согласно которым итоговый протокол проверки подписей в  день его составления, то есть 12 июля 2019 года, был направлен по адресу  электронной почты Саитовой Р.Х., указанному ею в заявлении о согласии  баллотироваться, и повторно получен административным истцом 15 июля  2019 года. 

Оценивая доводы административного истца и заинтересованного лица о  несоответствии постановления Центральной избирательной комиссии  Республики Башкортостан № 88/1-6 от 30 мая 2019 года «О числе лиц, подписи  которых необходимо собрать в поддержку выдвижения кандидата на должность  Главы Республики Башкортостан, и числе муниципальных районов и городских  округов, депутатами представительных органов которых должен быть  поддержан кандидат, на выборах Главы Республики Башкортостан 8 сентября  2019 года» статьям 6, 7, пункту 17 статьи 37, статьям 38 и 39 Федерального  закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных  прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»,  которыми, по ее мнению, установлено, что кандидатом на должность Главы  Республики Башкортостан должно быть собрано в поддержку выдвижения  кандидата две подписи депутатов, суд первой инстанции обоснованно счел  основанными на неверном толковании норм материального права, 


регулирующих спорные правоотношения. Выводы в этой части подробно  мотивированы в решении суда, оснований не согласиться с ними Судебная  коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации  не установила. 

Более того, данные доводы являлись предметом проверки судом по  административному делу, по результатам рассмотрения которого было принято  решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 4 июля 2019 года об  отказе в удовлетворении административного искового заявления Саитовой  Рамили Хамитьяновны об оспаривании постановления Центральной  избирательной комиссии Республики Башкортостан № 88/1-6 от 30 мая 2019  года, которое оставлено без изменения апелляционным определением Судебной  коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации  от 23 июля 2019 года. 

Поэтому Судебная коллегия в силу части 2 статьи 64 Кодекса  административного судопроизводства Российской Федерации полагает, что  обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по  ранее рассмотренному административному делу, не подлежат оспариванию при  рассмотрении судом настоящего административного дела. 

Доводы апелляционных жалоб о том, что Центральная избирательная  комиссия Республики Башкортостан должна была предоставить  административному истцу персональные данные депутатов представительных  органов муниципальных образований, не основаны на положениях  федерального и регионального законодательства о выборах. 

В соответствии с пунктом 1 статьи 39 Федерального закона от 12 июня  2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на  участие в референдуме граждан Российской Федерации» все кандидаты  обладают равными правами и несут равные обязанности, за исключением  случаев, установленных настоящим Федеральным законом. 

В соответствии с частью 2 статьи 5 Федерального закона от 27 июля 2006  года № 152-ФЗ «О персональных данных» обработка персональных данных  должна ограничиваться достижением конкретных, заранее определенных и  законных целей. 

Изложенные положения в своей совокупности позволяют сделать вывод о  том, что полномочия региональной избирательной комиссии по обработке  персональных данных должны быть направлены исключительно на  организацию подготовки и проведения выборов. 

Исходя из статуса Центральной избирательной комиссии Республики  Башкортостан, определенного, в том числе частью 9 статьи 20 Кодекса  Республики Башкортостан о выборах от 6 декабря 2006 года № 380-3, не  предусмотрено наличие обязанности Центральной избирательной комиссии  Республики Башкортостан по передаче персональных данных депутатов  представительных органов муниципальных образований непосредственно  кандидатам на должность Главы Республики Башкортостан. 

Аналогичные требования административного истца также были  проверены при вынесении решения Верховным Судом Республики  Башкортостан от 11 июля 2019 года, которым отказано в удовлетворении 


административного искового заявления Саитовой Р.Х. о признании незаконным  бездействия Центральной избирательной комиссии Республики Башкортостан,  обязании предоставить персональные данные депутатов представительных  органов муниципальных образований Республики Башкортостан, продлении  срока предоставления подписей депутатов представительных органов  муниципальных образований, необходимых для регистрации кандидатом на  должность Главы Республики Башкортостан. Апелляционным определением  Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской  Федерации от 30 июля 2019 года данное решение суда оставлено без  изменения. В связи с этим Судебная коллегия полагает, что вышеуказанные  обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда,  не подлежат оспариванию при рассмотрении судом настоящего  административного дела. 

Обстоятельства, на которые ссылаются административный истец и  заинтересованное лицо в своих апелляционных жалобах, относительно того,  что ко дню издания временно исполняющим обязанности Главы Республики  Башкортостан Хабировым РФ. указа от 5 апреля 2019 года № УГ-103 «О члене  Центральной избирательной комиссии Республики Башкортостан», которым  Макаренко И.А. назначена членом Центральной избирательной комиссии  Республики Башкортостан, Хабиров РФ. совершил действия по выдвижению  своей кандидатуры на должность Главы Республики Башкортостан в рамках  Устава политической партии «Единая Россия», что свидетельствует о наличии  конфликта интересов и превышении полномочий, не подлежат рассмотрению в  рамках настоящего дела об оспаривании постановления Центральной  избирательной комиссии Республики Башкортостан от 17 июля 2019 года №  103/7-6, которым Саитовой Р.Х. отказано в регистрации кандидата на  должность Главы Республики Башкортостан. 

Федеральный законодатель в части 1 статьи 178 Кодекса  административного судопроизводства Российской Федерации, определяя круг  вопросов, разрешаемых при принятии решения суда, отразил предписание о  принятии решения исключительно по заявленным административным истцом  требованиям, предоставляя право выйти за пределы заявленных требований  только в случаях, предусмотренных названным кодексом. 

Однако, оснований по которым суд может выйти за пределы требований  административного истца, заявленных в рамках настоящего дела, ни Кодексом  административного судопроизводства Российской Федерации, ни Федеральным  законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ не предусмотрено. 

Таким образом, доводы апелляционных жалоб не содержат сведений,  свидетельствующих о нарушении судом норм материального права и норм  процессуального права, и не влияют на правильность выводов суда первой  инстанции. 

Поскольку судом первой инстанции правильно определены  обстоятельства, имеющие значение для дела, и правильно применен закон,  регулирующий спорные отношения, решение суда следует признать законным  и обоснованным. 


На основании изложенного, руководствуясь статьями 307 - 311 Кодекса  административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная  коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации 

определила:

решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 22 июля  2019 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Саитовой Рамили  Хамитьяновны и политической партии «Российская социалистическая партия»  - без удовлетворения.