ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 5-АПА19-107 от 12.08.2019 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 5-АПА19-107

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Москва 12 августа 2019 года 

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации в составе 

председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Корчашкиной Т.Е. и Калининой Л.А.,
при секретаре Луговой Е.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по  апелляционной жалобе кандидата в депутаты Московской городской Думы  седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 44 Шуваловой  Елены Анатольевны на решение Московского городского суда от 29 июля 2019  года, которым отказано в удовлетворении административного искового  заявления Шуваловой Елены Анатольевны о признании незаконным и отмене  решения окружной избирательной комиссии по выборам депутата Московской  городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу   № 44 от 15 июля 2019 года № 8/2 «О регистрации кандидата в депутаты  Московской городской Думы седьмого созыва Шалимовой Надежды  Валерьевны». 

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации  Корчашкиной Т.Е., объяснения Шуваловой Е.А. и ее представителя Умновой  Н.И., поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения против  удовлетворения апелляционной жалобы представителей окружной  избирательной комиссии по выборам депутата Московской городской Думы  седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 44 Алиева О.В., 


Бахтиаровой Р.П., представителя заинтересованного лица Шалимовой Н.В.  Томилова АС, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской  Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшего, что решение суда подлежит  оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам  Верховного Суда Российской Федерации 

установила:

Постановлением Московской городской Думы от 5 июня 2019 года № 99  на 8 сентября 2019 года назначены выборы депутатов Московской городской  Думы седьмого созыва. 

Постановлением Московской городской избирательной комиссии от 28  марта 2019 года № 90/2 полномочия окружной избирательной комиссии по  выборам депутатов Московской городской Думы седьмого созыва по  одномандатному избирательному округу № 44 возложены на территориальную  избирательную комиссию Таганского района. 

Решением окружной избирательной комиссии по выборам депутата  Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному  избирательному округу № 44 от 15 июля 2019 года № 8/2 Шалимова Н.В.,  выдвинутая в порядке самовыдвижения, зарегистрирована кандидатом в  депутаты Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному  избирательному округу № 44. 

Шувалова Е.А., являясь зарегистрированным кандидатом в депутаты  Московской городской Думы седьмого созыва по тому же одномандатному  избирательному округу, обратилась в суд с административным исковым  заявлением об отмене данного решения, как принятого с нарушением пункта 24  статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных  гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан  Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «Об основных гарантиях  избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской  Федерации», Федеральный закон № 67-ФЗ), поскольку кандидатом Шалимовой  Н.В. в заявлении о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты указаны  недостоверные сведения, в окружную избирательную комиссию ею не были  представлены в полном объеме надлежащим образом заверенные документы,  подтверждающие указанные в заявлении сведения. 

Представленные кандидатом Шалимовой Н.В. подписные листы не  оформлены в соответствии с требованиями Федерального закона № 67-ФЗ,  достоверность и действительность всех представленных подписей избирателей  надлежащим образом окружной избирательной комиссией не проверялась. 

Указанные обстоятельства, по мнению административного истца,  являются основанием для отмены решения окружной избирательной комиссии  о регистрации кандидата в депутаты Шалимовой Н.В. 

Полагает, что регистрация кандидата, не выполнившего обязательные в  равной степени для всех кандидатов требования закона, нарушает принцип  равенства кандидатов и создает для него преимущественные условия для  участия в избирательной кампании. 


Решением Московского городского суда от 29 июля 2019 года в  удовлетворении административного искового заявления Шуваловой Е.А.  отказано. 

Не согласившись с решением суда первой инстанции, Шувалова Е.А.  обратилась в Судебную коллегию по административным делам Верховного  Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой поставлен  вопрос об отмене решения суда первой инстанции и принятии по делу нового  решения об удовлетворении заявленных административных исковых  требований. Полагает, что решение суда постановлено с нарушением норм  материального и процессуального права. Вывод суда о достаточности  представленных кандидатом Шалимовой Н.В. подписей избирателей для ее  регистрации не основан на материалах дела, поскольку достоверность и  действительность всех представленных кандидатом подписей окружной  избирательной комиссией надлежащим образом не проверялась, о чем  свидетельствует выявление 15 недействительных подписей избирателей в ходе  судебного разбирательства. 

Суд первой инстанции не учел ее доводы о том, что некоторые подписи  избирателей подделаны. Не приняты во внимание недействительность  подписей избирателей, содержащихся в подписном листе 9 папки № 8, а также  всех подписей избирателей в подписном листе 17 папки № 18. Согласно  заключению эксперта-почерковеда 91 подпись избирателей выполнена одними  и теми же лицами. Ведомость проверки подписных листов в папке № 3  подписана неустановленным лицом, расшифровка подписи проверяющего  отсутствует. Суд необоснованно отказал в удовлетворении ее ходатайства об  ознакомлении с подписными листами в ходе судебного заседания. 

Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе,  представителем окружной избирательной комиссии по выборам депутата  Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному  избирательному округу № 44, а также прокурором, участвующим в  административном деле, представлены письменные возражения. 

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и  возражений на неё, Судебная коллегия по административным делам  Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены  решения суда. 

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 32 Федерального закона № 67-ФЗ  граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным  правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе  списка кандидатов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным  законом. 

Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено  путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением. 

Пунктом 1 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ установлено, что  регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной  комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при  проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской  Федерации - также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 данного 


федерального закона, представляемых в соответствующую избирательную  комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, а также  при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в  поддержку выдвижения кандидата (если иное не предусмотрено законом  субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей  статьи). 

В соответствии с пунктами 1 и 8 статьи 35.1 указанного федерального  закона необходимым условием регистрации кандидата на выборах депутатов  законодательных (представительных) органов государственной власти субъекта  Российской Федерации является поддержка выдвижения кандидата  избирателями, что подтверждается необходимым числом подписей  избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата в количестве,  установленном статьей 37 этого же федерального закона. 

В силу пункта 1.2 статьи 37 названного федерального закона на выборах  депутатов законодательного (представительного) органа государственной  власти субъекта Российской Федерации количество подписей, которое  необходимо для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному  избирательному округу, составляет 3 процента от числа избирателей,  зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа,  указанного в схеме одномандатных избирательных округов. 

Законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения  порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов,  достоверности сведений об избирателях и их подписей (пункт 3 статьи 38  Федерального закона № 67-ФЗ). 

По результатам проверки подписей избирателей и соответствующих им  сведений об избирателях, содержащихся в подписных листах, подпись  избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной и (или)  недействительной (пункт 6.1 статьи 38 этого же федерального закона). 

Недостоверной признается подпись, выполненная от имени одного лица  другим лицом, на основании заключения эксперта, привлеченного к работе по  проверке подписей избирателей (пункт 6.3 статьи 38 Федерального закона   № 67-ФЗ). 

Исчерпывающий перечень оснований для признания подписей  избирателей недействительными предусмотрен пунктом 6.4 статьи 38  Федерального закона № 67-ФЗ, а также частью 7 статьи 37 Избирательного  кодекса города Москвы. 

Требования к форме подписных листов, порядку их заполнения и  представления в избирательные комиссии при проведении выборов депутатов  законодательных (представительных) органов государственной власти  субъектов Российской Федерации по одномандатным избирательным округам  предусмотрены пунктами 5-16 статьи 37 Федерального закона № 67-ФЗ,  приложением № 5 к нему, статьей 34 Избирательного кодекса города Москвы. 

Перечень оснований для отказа в регистрации кандидата установлен  пунктом 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ, в качестве которых  федеральный законодатель предусмотрел, в том числе, отсутствие среди  документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации 


кандидата, документов, необходимых в соответствии с названным  федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или)  регистрации кандидата (подпункт «в»); наличие на день, предшествующий дню  заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос  о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления  о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с  нарушением требований этого федерального закона, иного закона (подпункт  «в.1»); если для регистрации кандидата требуется представить 200 и более  подписей избирателей, - выявление 10 и более процентов недостоверных и  (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных  для проверки, если иное не установлено федеральным законом (подпункт  «г.1»). 

В силу пункта 6 статьи 76 Федерального закона № 67-ФЗ решение  избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом,  если будет установлено, что это решение принято с нарушением требований,  предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 названного Закона, иных  требований, предусмотренных этим Федеральным законом, иным законом. 

Как видно из материалов административного дела и установлено судом  первой инстанции при его рассмотрении, 11 июня 2019 года Шалимова Н.В.  уведомила окружную избирательную комиссию по выборам депутата  Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному  избирательному округу № 44 о согласии баллотироваться кандидатом в  депутаты Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному  избирательному округу № 44 и представила необходимые документы, в том  числе: заявление о согласии баллотироваться кандидатом, копии своего  паспорта, документа о профессиональном образовании, трудовой книжки,  сведения о размере и источниках доходов кандидата, а также об имуществе,  принадлежащем кандидату на праве собственности, о вкладах в банках, ценных  бумагах, сведения о принадлежащем кандидату, его супругу и  несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за  пределами территории Российской Федерации, сведения о своих расходах, а  также о расходах своего супруга и несовершеннолетних детей по каждой  сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости,  транспортного средства, ценных бумаг, акций. 

В соответствии с положениями пункта 1.2 статьи 37, пункта 1 статьи 38  Федерального закона № 67-ФЗ и частей 1 и 2 статьи 34 Избирательного кодекса  города Москвы решением Московской городской избирательной комиссии от  23 мая 2019 года № 92/2 «О количестве подписей избирателей, необходимом  для регистрации кандидата в депутаты Московской городской Думы седьмого  созыва, выдвинутого по соответствующему избирательному округу», исходя из  количества зарегистрированных избирателей в одномандатном избирательном  округе № 44 (159496 избирателей), установлено необходимое количество  подписей избирателей для регистрации кандидата в депутаты Московской  городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу   № 44, - 4785 подписей, при этом количество представленных подписей не  должно превышать 5263 подписи. 


6 июля 2019 года в 17 часов 20 минут Шалимовой Н.В. для регистрации в  качестве кандидата в депутаты в окружную избирательную комиссию по  выборам депутата Московской городской Думы седьмого созыва по  одномандатному избирательному округу № 44 представлено 1770 подписных  листов с 4954 подписями избирателей, прошитых и пронумерованных в  восемнадцати томах. 

Одновременно с подписными листами кандидатом представлены в  избирательную комиссию следующие документы: протокол об итогах сбора  подписей, список лиц, осуществлявших сбор подписей, на 6 листах, первый  финансовый отчет кандидата, документ, подтверждающий факт оплаты  изготовления подписных листов, а также уведомление о том, что кандидат не  имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в  иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской  Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми  инструментами. 

По результатам проведенной проверки окружная избирательная комиссия  по выборам депутата Московской городской Думы седьмого созыва по  одномандатному избирательному округу № 44 признала недействительными и  недостоверными 130 подписей избирателей (или 2,62%), представленных  Шалимовой Н.В., по основаниям, предусмотренным частью 6, пунктами 3, 4, 6,  7, 8 и 13 части 7 статьи 37 Избирательного кодекса города Москвы. 

Таким образом, достоверными были признаны 4824 подписи избирателей,  содержащиеся в подписных листах, представленных Шалимовой Н.В., что  является достаточным для ее регистрации кандидатом в депутаты Московской  городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу   № 44. 

Установив вышеизложенные обстоятельства на основании итогового  протокола проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку  выдвижения Шалимовой Н.В. от 12 июля 2019 года, ведомостей проверки  подписных листов от 7, 8 и 9 июля 2019 года, иных представленных  Шалимовой Н.В. документов, а также отсутствие предусмотренных  законодательством Российской Федерации и города Москвы о выборах  оснований для отказа в регистрации кандидата, окружная избирательная  комиссия по выборам депутата Московской городской Думы по  одномандатному избирательному округу № 44 решением от 15 июля 2019 года   № 8/2 зарегистрировала Шалимову Н.В. кандидатом в депутаты Московской  городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу   № 44. 

Разрешая заявленные административным истцом требования о признании  данного решения незаконным и его отмене, суд первой инстанции, установив,  что Шалимовой Н.В. представлены все необходимые для ее регистрации в  качестве кандидата в депутаты Московской городской Думы седьмого созыва  документы, при этом помимо указанных выше 130 подписей избирателей,  признанных недействительными и недостоверными окружной избирательной  комиссией, признал недействительными еще 15 подписей (все подписи в  подписном листе 5 папки № 2, в подписных листах 17 и 32 в папке № 16, в 


подписном листе 31 папки № 18 (по 3 подписи в каждом подписном листе);  подпись № 2 в подписном листе 34 папки № 10; подпись № 3 в подписном  листе 45 папки № 13; подпись № 1 в подписном листе 22 в папке № 16), пришел  к выводу о том, что оставшихся действительных (достоверных) подписей  достаточно для регистрации Шалимовой Н.В. кандидатом в депутаты  Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному  избирательному округу № 44, в связи с чем в удовлетворении требований  Шуваловой Е.А. отказал. 

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации соглашается с выводами суда первой инстанции об  отсутствии оснований для отмены принятого окружной избирательной  комиссией решения и отказе в регистрации Шалимовой Н.В. кандидатом в  депутаты Московской городской Думы седьмого созыва, поскольку они не  противоречат материалам дела и основаны на законодательстве Российской  Федерации и города Москвы о выборах. 

Судом не установлено обстоятельств, подтверждающих доводы  административного истца о представлении кандидатом в депутаты Шалимовой  Н.В. в заявлении о согласии баллотироваться и иных представленных ею  документах недостоверных сведений, а также наличие иных оснований для  признания подписей избирателей недостоверными или недействительными  (помимо тех, которые признаны таковыми окружной избирательной комиссией  по выборам депутата Московской городской Думы седьмого созыва по  одномандатному избирательному округу № 44 и судом при рассмотрении  настоящего административного дела). 

Вопреки доводам апелляционной жалобы, проверка достоверности и  действительности подписей избирателей, представленных кандидатом  Шалимовой Н.В., проведена в полном объеме и в соответствии с требованиями  статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ, статьи 37 Избирательного кодекса  города Москвы, Методических рекомендаций по приему и проверке подписных  листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения)  кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации,  утвержденных постановлением Центральной избирательной комиссии  Российской Федерации от 13 июня 2012 года № 128/986-6. 

При рассмотрении вопроса о регистрации Шалимовой Н.В. кандидатом в  депутаты были учтены результаты данной проверки. 

При этом, как правильно указал суд, признавая недействительными  (недостоверными) подписи избирателей на основании заключения  почерковедческого исследования подписных листов, проведенного  специалистом ЭКЦ УВД по ЦАО ГУ МВД России по г. Москве Ковалевой М.А.  от 9 июля 2019 года № 1143, окружная избирательная комиссия правомерно  исходила из пункта 9 указанных выше Методических рекомендаций, согласно  которому в случаях, когда экспертом-почерковедом в проверяемой папке  (нескольких папках) выявляются даты внесения подписи избирателя,  выполненные одним лицом (так называемые цепочки), недействительными  признаются все подписи избирателей с датами, выполненными одним лицом, за  исключением одной из них. 


Признание недостоверными (недействительными) подписей в листе 9  папки № 8 (по мотивам указания в данных об избирателях несуществующей  Большой Ямской улицы), а также подписей избирателей Тимошкина В.Н. и  Тимошкиной ЕВ., как об этом ставится вопрос в апелляционной жалобе, не  повлечет недостаточности собранных Шалимовой Н.В. подписей избирателей  для ее регистрации кандидатом, при этом 3 подписи избирателей,  содержащиеся в подписном листе 17 папки № 18, были отражены в качестве  недействительных окружной избирательной комиссией в ведомости проверки  подписных листов от 7 июля 2019 года (л.д. 138). 

Иные доводы апелляционной жалобы также не содержат сведений,  свидетельствующих о нарушении судом норм материального права и норм  процессуального права, повторяют позицию административного истца в суде  первой инстанции, сводятся к переоценке выводов суда, проверялись им и  получили правильную оценку в решении. 

При таких обстоятельствах оснований к отмене решения суда не имеется. 

На основании изложенного, руководствуясь статьями 307-311 Кодекса  административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная  коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации 

определила:

решение Московского городского суда от 29 июля 2019 года оставить без  изменения, апелляционную жалобу Шуваловой Елены Анатольевны - без  удовлетворения. 

Председательствующий
судьи