ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 5-АПА19-112 от 15.08.2019 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 5-АПА19-112

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Москва 15 августа 2019 года 

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации в составе 

председательствующего Зинченко И.Н.
судей Кириллова ВС. и Корчашкиной Т.Е.
при секретаре Луговой Е.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по  апелляционной жалобе Булыкина Дмитрия Олеговича на решение Московского  городского суда от 26 июля 2019 года, которым отказано в удовлетворении его  административного иска о признании незаконным и отмене решения окружной  избирательной комиссии по выборам депутата Московской городской Думы  седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 43 от 15 июля  2019 года № 8/1 «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Московской  городской Думы седьмого созыва Булыкина Дмитрия Олеговича». 

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации  Кириллова В. С, объяснения Булыкина ДО. и его представителей  Жмуркина ВВ. и Ворожцова ЕВ., поддержавших доводы апелляционной  жалобы, возражения против удовлетворения апелляционной жалобы  представителя окружной избирательной комиссии по выборам депутата  Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному  избирательному округу № 43 Коробьянца А.А., заключение прокурора  Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., Судебная  коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации 


установила:

постановлением Московской городской Думы от 5 июня 2019 года № 99  назначены выборы депутатов Московской городской Думы седьмого созыва на  8 сентября 2019 года. 

Решением Московской городской избирательной комиссией от 28 марта  2019 года № 90/2 «О возложении полномочий окружных избирательных  комиссий по выборам депутатов Московской городской Думы седьмого созыва  на территориальные избирательные комиссии» на территориальную  избирательную комиссию района Арбат возложены полномочия окружной  избирательной комиссии по выборам в депутаты Московской городской Думы  седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 43. 

Решением окружной избирательной комиссии по выборам депутата  Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному  избирательному округу № 43 от 15 июля 2019 года № 8/1 Булыкину ДО.  отказано в регистрации кандидатом в депутаты Московской городской Думы  седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 43. 

Булыкин Д.О. обратился в Московский городской суд с  административным иском о признании незаконным и отмене решения  окружной избирательной комиссии по выборам депутата Московской  городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу   № 43 от 15 июля 2019 года № 8/1, обязании принять решение о его регистрации  в качестве кандидата в депутаты Московской городской Думы седьмого созыва. 

В обоснование своих требований административный истец указал, что в  ведомости проверки подписных листов содержатся выводы относительно 126  подписей, содержащихся на 27-42 листах в папке № 7 как недействительных на  основании пункта 8 статьи 37 Избирательного кодекса города Москвы, то есть в  силу неполного указания сборщиком своих адресных данных, а именно,  отсутствия указания субъекта федерации в адресе сборщика. Сборщик  Кравченко А.П. в подписных листах указал следующий адрес: г. Фрязино,  пр-т <...>, который соответствует адресу, указанному в нотариально заверенном списке лиц, осуществлявших сбор подписей, за  исключением указания на субъект Российской Федерации - Московскую  область. По мнению административного истца, особенности места жительства  сборщика подписей Кравченко А.П. не препятствуют однозначному  восприятию его адреса без указания на субъект РФ, поскольку город Фрязино  является уникальным населенным пунктом на территории Российской  Федерации с таким наименованием в статусе город, что позволяет однозначно  определить адрес места жительства сборщика даже при отсутствии указания на  субъект федерации в заверительной части подписного листа. В связи с этим, 


отсутствуют законные основания для признания недействительными 126  подписей избирателей. 

Решением Московского городского суда от 26 июля 2019 года в  удовлетворении административного иска отказано. 

В апелляционной жалобе Булыкин Д.О. просит решение суда первой  инстанции отменить и принять по административному делу новое решение об  удовлетворении заявленных требований. 

Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, окружной  избирательной комиссией по выборам депутата Московской городской Думы  седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 43 и  прокурором, участвующим в административном деле, представлены  письменные возражения. 

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы  апелляционной жалобы и возражений на нее, Судебная коллегия по  административным делам Верховного Суда Российской Федерации оснований  для отмены решения суда не установила и считает его правильным. 

Правовой основой регулирования отношений, связанных с  осуществлением конституционного права граждан избирать и быть избранными  в органы государственной власти, является Федеральный закон от 12 июня  2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на  участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный  закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ). 

Порядок организации и проведения выборов в органы государственной  власти города Москвы и выборов в органы местного самоуправления  внутригородских муниципальных образований в городе Москве, а также иные  вопросы проведения выборов в городе Москве, отнесенные федеральным  законодательством к ведению города Москвы, урегулированы Законом города  Москвы от 6 июля 2005 года № 38 «Избирательный кодекс города Москвы»  (далее - Избирательный кодекс города Москвы). 

Согласно пункту 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года   № 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка  кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может  быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в  регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией  в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по  заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной  комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых  вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же  избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов  которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет  установлено, что решение было принято избирательной комиссией с  нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38  настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных  настоящим Федеральным законом, иным законом. 

Пунктом 1 статьи 38 названного Федерального закона 12 июня 2002 года   № 67-ФЗ установлено, что регистрация кандидата осуществляется 


соответствующей избирательной комиссией при наличии документов,  указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы  государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской  Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов  также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального  закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в  соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и  регистрации кандидата, а также при наличии необходимого количества  подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата. 

Согласно пункту 1.2 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года   № 67-ФЗ на выборах депутатов законодательного (представительного) органа  государственной власти субъекта Российской Федерации количество подписей,  которое необходимо для регистрации кандидата, выдвинутого по  одномандатному избирательному округу, составляет 3 процента от числа  избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего  избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных  округов. 

Пунктом 12 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года   № 67-ФЗ предусмотрено, что при заверении подписного листа лицо,  осуществлявшее сбор подписей избирателей, собственноручно указывает,  среди прочего, адрес своего места жительства, под которым в силу подпункта 5  статьи 2 данного Федерального закона понимается адрес, включающий  наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного  населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры, по которому гражданин  Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах  регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в  пределах Российской Федерации. 

На основании подпункта «з» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона  от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ все подписи избирателей в подписном листе  признаются недействительными, если сведения о лице, осуществлявшем сбор  подписей избирателей, указаны в подписном листе не в полном объеме. 

В соответствии с пунктом 14 статьи 34 Избирательного кодекса города  Москвы каждый подписной лист с подписями избирателей в поддержку  выдвижения кандидата, муниципального списка кандидатов заверяется лицом,  осуществлявшим сбор подписей, которое собственноручно указывает свои  фамилию, имя, отчество, дату рождения, серию, номер и дату выдачи паспорта  или документа, заменяющего паспорт гражданина, с указанием наименования  или кода выдавшего его органа, а также адрес места жительства, ставит свою  подпись и дату ее внесения, и кандидатом (при сборе подписей в поддержку  выдвижения кандидата), уполномоченным представителем избирательного  объединения (при сборе подписей в поддержку выдвижения муниципального  списка кандидатов), которые напротив своих фамилии, имени, отчества  собственноручно ставят свою подпись и дату ее внесения. Адрес места  жительства может не содержать каких-либо из указанных в подпункте 5 статьи  2 Федерального закона реквизитов (наименование субъекта Российской  Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и 


квартиры) в случае, если это не препятствует его однозначному восприятию с  учетом фактических особенностей места жительства лица, осуществлявшего  сбор подписей избирателей. 

Согласно подпункту «г» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от  12 июня 2002 года № 67-ФЗ основанием отказа в регистрации кандидата  является выявление 10 и более процентов недостоверных и (или)  недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для  проверки. 

Согласно Закону города Москвы от 30 апреля 2014 года № 22 «О схеме  одномандатных избирательных округов по выборам депутатов Московской  городской Думы», утвердившему схему одномандатных избирательных  округов, численность избирателей по одномандатному избирательному округу   № 43 составляет 149685 человек, то есть для регистрации кандидата по  одномандатному избирательному округу № 43 необходимо представить 4491  подпись. Максимальное количество подписей избирателей, представляемых в  окружную избирательную комиссию, составляет 4940. 

Из материалов административного дела следует и судом установлено, что  в окружную избирательную комиссию Булыкиным Д.О. были представлены  документы для регистрации кандидата в депутаты Московской городской  Думы, в их числе 4928 подписей избирателей, сброшюрованных в 13 папок. 

По результатам проверки 100 процентов представленных  Булыкиным Д.О. подписей избирателей, проведенной рабочей группой,  составлен итоговый протокол, в котором подведены итоги проверки и  установлено, что из общего количества подписей избирателей признаны  недействительными и недостоверными 557 подписей, что соответствует 11,3  процентам от общего количества подписей, представленных кандидатом. 

Исходя из этих данных, а также с учетом того, что в избирательную  комиссию представлены 4371 достоверных подписей, то есть на 120 подписей  меньше установленного законом количества достоверных подписей,  необходимом для регистрации кандидата, равном 4491, окружная  избирательная комиссия своим решением отказала Булыкину Д.О. в его  регистрации кандидатом в депутаты Московской городской Думы. 

С целью проверки доводов административного истца суд первой  инстанции исследовал подлинные подписные листы, на которых не полностью  указаны адресные данные Кравченко А.П., осуществлявшего сбор подписей  избирателей, и установил, что не поименован субъект Российской Федерации в  адресе места жительства сборщика подписей, указанном как «г. Фрязино,  <...>». 

Исходя из разъяснений, указанных в пункте 30 постановления Пленума  Верховного Суда РФ от 31 марта 2011 года № 5 «О практике рассмотрения  судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации» адрес места жительства, который должен  быть указан в подписном листе независимо от уровня выборов, может не  содержать всех указанных выше реквизитов с учетом фактических  особенностей места жительства. Так, соответствующие сведения не  указываются при отсутствии наименований улиц в населенных пунктах и (или) 


нумерации домов, квартир, а также наименования населенного пункта,  например, в случае проживания гражданина в межселенной территории. 

Судом достоверно установлено, что наименование субъекта Российской  Федерации является частью адреса места жительства сборщика подписей,  следовательно, должно было указываться в подписных листах, поскольку без  указания этих данных невозможно установить действительное место  проживания указанного лица. 

Вопреки доводам административного истца данная позиция не  противоречит пункту 12 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года   № 67-ФЗ, согласно которому адрес места жительства может не содержать  каких-либо из указанных в подпункте 5 статьи 2 данного Федерального закона  реквизитов (наименование субъекта Российской Федерации, района, города,  иного населенного пункта, улицы, номеров дома и квартиры) в случае, если это  не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических  особенностей места жительства лица, осуществлявшего сбор подписей  избирателей, участников референдума. 

Так, неуказание субъекта Российской Федерации в адресе места  жительства лица, осуществляющего сбор подписей избирателей, не может не  препятствовать его однозначному восприятию с учетом фактических  особенностей места жительства данного лица. Учитывая проведение выборов в  Московскую городскую думу, населенный пункт «г. Фрязино» отсутствует в  городе Москве. Кроме того, из нотариального протокола осмотра страниц сайта  информационно-телекоммуникационной сети Интернет лу\у\у.окитю.ги  (Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований) с  приложенными распечатками страниц сайта следует, что в Российской  Федерации имеется несколько населенных пунктов с наименованием  «Фрязино», расположенных в различных областях страны. 

Таким образом, отсутствие указания в подписных листах информации,  требуемой в силу действующего законодательства, делает невозможным  полную идентификацию лица, осуществлявшего сбор подписей, и препятствует  однозначному восприятию с учетом фактических особенностей его места  жительства. 

Иное толкование свидетельствовало бы о нарушении принципа равенства  кандидатов, закрепленного пунктом 1 статьи 39 Федерального закона от  12 июня 2002 года № 67-ФЗ. 

При таких обстоятельствах, исследовав имеющиеся в деле  доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об  отсутствии правовых оснований для признания незаконным решения окружной  избирательной комиссии по выборам депутата Московской городской Думы  седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 43 от 15 июля  2019 года № 8/1 «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Московской  городской Думы седьмого созыва Булыкина Дмитрия Олеговича». 

Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку  обстоятельств, установленных и исследованных судом в соответствии с  правилами статей 14, 62 и 84 Кодекса административного судопроизводства  Российской Федерации, основаны на неверном толковании норм материального 


права, выводов суда не опровергают, в силу чего не могут служить поводом к  отмене законного и обоснованного решения. 

Поскольку судом первой инстанции правильно определены  обстоятельства, имеющие значение для дела, и правильно применен закон,  регулирующий спорные отношения, решение суда следует признать законным  и обоснованным. 

На основании изложенного, руководствуясь статьями 307-311 Кодекса  административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная  коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации 

определила:

решение Московского городского суда от 26 июля 2019 года оставить без  изменения, апелляционную жалобу Булыкина Дмитрия Олеговича - без  удовлетворения.