ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 5-АПА19-125 от 13.09.2019 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 5-АПА19-125

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Москва 13 сентября 2019 года 

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации в составе 

председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Калининой Л.А. и Корчашкиной Т.Е.
при секретаре Горенко А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по  апелляционной жалобе Правительства Москвы и Департамента  экономической политики и развития города Москвы на решение  Московского городского суда от 27 июня 2019 года об удовлетворении  административного искового заявления акционерного общества  «Академинвест» о признании не действующим пункта 5198 Перечня  объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в  отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая  стоимость, утверждённого постановлением Правительства Москвы от  28 ноября 2014 года № 700-1Ш, в редакции постановления Правительства  Москвы от 27 ноября 2018 года № 1425-ПП. 

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации  Калининой Л.А., объяснения представителя Правительства Москвы и  Департамента экономической политики и развития города Москвы  Вовка А.С., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения  относительно доводов апелляционной жалобы представителя АО  «Академинвест» Овчинникова О.В., заключение прокурора Генеральной  прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей решение  законным и обоснованным и поэтому не подлежащим отмене, Судебная  коллегия по административным делам Верховного Суда Российской  Федерации 

установила:

постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года   № 700-1Ш определён Перечень объектов недвижимого имущества (зданий, 


строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется  как их кадастровая стоимость, на 2015 год и последующие налоговые  периоды в соответствии со статьёй 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября  2003 года № 64 «О налоге на имущество организаций». 

Постановлением Правительства Москвы от 27 ноября 2018 года   № 1425-ПП «О внесении изменений в постановление Правительства Москвы  от 28 ноября 2014 года № 700-ПП», опубликованным на официальном сайте  Правительства Москвы (п1:ф:/Лу\у\у.то5.ги), 29 ноября 2017 года, в издании  «Вестник Мэра и Правительства Москвы», № 69, Приложение 1 к  постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года № 700-ПП  изложено в новой редакции, действующей с 1 января 2019 года. 

Согласно пункту 5198 Перечня налоговая база как кадастровая  стоимость объекта недвижимости определяется в отношении здания с  кадастровым номером 77:01:0004018:1051, общей площадью 16 453,5 кв. м,  расположенного по адресу: г. Москва, ул. 1-я Тверская-Ямская, д. 19. 

Административный истец, являясь собственником указанного здания,  обратился в Московский городской суд с административным исковым  заявлением о признании не действующим с 1 января 2019 года пункта 5198  Перечня. В обоснование указал, что включение здания в Перечень объектов  недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется  как их кадастровая стоимость на 2019 год, привело к увеличению налоговой  нагрузки, тогда как правовых оснований для его включения в Перечень не  имелось, поскольку здание не обладает теми признаками, что определены  положениями статьи 1.1 Закона города Москвы «О налоге на имущество  организаций» и статьи 3782 Налогового кодекса Российской Федерации. 

Решением Московского городского суда от 27 июня 2019 года  заявленное требование удовлетворено. 

В апелляционной жалобе Правительство Москвы и Департамент  экономической политики и развития города Москвы просят решение суда  первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об отказе в  удовлетворении административного искового заявления. 

Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе,  административным истцом и прокуратурой города Москвы представлены  возражения. 

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в  апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме. 

Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела,  Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации полагает решение суда первой инстанции не  подлежащим отмене. 

Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, подтверждаются  доказательствами, оценёнными судом по правилам статьи 84 Кодекса  административного судопроизводства Российской Федерации, и согласуются  с нормами материального права, регулирующими спорное правоотношение. 


Особенности определения налоговой базы по налогу на имущество  организаций отдельных объектов недвижимого имущества, в качестве  которой выступает их кадастровая стоимость, установлены статьёй 3782  Налогового кодекса Российской Федерации. Данное законоположение  предусматривает, что в перечень указанных объектов недвижимого  имущества включаются в том числе административно-деловые центры и  торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1 пункта 1  статьи 3782). 

Торговым центром (комплексом) признаётся отдельно стоящее  нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат  одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному  из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на  земельном участке, один из видов разрешённого использования которого  предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного  питания и (или) бытового обслуживания (подпункт 1 пункта 4); здание  (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически  используется в целях размещения торговых объектов, объектов  общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания  (подпункт 2 пункта 4). 

Статьёй 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года № 64 «О  налоге на имущество организаций» к объектам недвижимого имущества, в  отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая  стоимость, отнесены, в частности, административно-деловые центры,  торговые центры (комплексы) и помещения в них (кроме помещений,  находящихся в оперативном управлении органов государственной власти,  автономных, бюджетных и казённых учреждений), если соответствующие  здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов,  расположены на земельных участках, один из видов разрешённого  использования которых предусматривает размещение офисных зданий  делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений),  расположенных на земельных участках, вид разрешённого использования  которых предусматривает размещение промышленных или  производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых 


объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания  (пункт 1). 

Принадлежащее административному истцу нежилое здание с  кадастровым номером 77:01:0004018:1051, общей площадью 16 453,5 кв. м,  расположенное по адресу: г. Москва, ул. 1-я Тверская-Ямская, д. 19,  включено в оспариваемый пункт Перечня на 2019 год на основании  подпункта 1 пункта 4 статьи 378 Налогового кодекса Российской Федерации,  поскольку расположено на двух земельных участках, один из которых, с  кадастровым номером 77:01:0004018:117, имеет вид разрешенного  использования «эксплуатация части здания под административные цели и  торговлю непродовольственными товарами», предусматривающий  размещение торговых объектов. 

При установлении факта нахождения объекта недвижимости на  указанном выше земельном участке административный ответчик  руководствовался письмом Департамента городского имущества города  Москвы. 

Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами  административного ответчика. 

Сведения об объектах недвижимости, расположенных на конкретном  земельном участке, должны содержаться в Едином государственном реестре  недвижимости (пункт 1 части 2 статьи 7, пункт 26 части 4 и пункт 4 части 5  статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О  государственной регистрации недвижимости») и предоставляются в форме  электронного документа или в форме документа на бумажном носителе в  виде копии документа, на основании которого сведения внесены в ЕГРН,  выписки из ЕГРН или ином виде, установленном органом нормативно- правового регулирования (часть 6 статьи 62 этого же федерального закона).  При таких данных письмо Департамента городского имущества города  Москвы не может являться документом, исходя из которого можно сделать  однозначный вывод о расположении нежилого здания на том или ином  земельном участке. 

Вместе с тем, согласно имеющейся в материалах дела выписке из  Единого государственного реестра недвижимости от 30 ноября 2018 года,  здание с кадастровым номером 77:01:0004018:1051 расположено лишь на  одном земельном участке, с кадастровым номером 77:01:0004018:90,  имеющим вид разрешённого использования «эксплуатация здания под  гостиницу», не предусматривающий размещение офисных зданий делового,  административного и коммерческого назначения, торговых объектов,  объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, а выписка  из Единого государственного реестра недвижимости от 30 ноября 2018 года  на земельный участок с кадастровым номером 77:01:0004018:117, вопреки  доводам апелляционной жалобы, содержит сведения, что в пределах данного  земельного участка расположено иное здание, с кадастровым номером  77:01:0004018:1032. 


Учитывая изложенное выше, а также положения пункта 7 статьи 3  Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающие, что все  неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о  налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика, суд первой  инстанции пришёл к обоснованному выводу об отсутствии предусмотренных  законом оснований для включения здания с кадастровым номером  77:01:0004018:1051 в оспариваемый пункт Перечня на 2019 год по виду  разрешённого использования земельного участка, на котором оно  расположено. 

Исходя из изложенного и принимая во внимание, что доводов,  влекущих безусловную отмену решения суда первой инстанции, в  апелляционной жалобе не приводится, Судебная коллегия по  административным делам Верховного Суда Российской Федерации,  руководствуясь статьями 307, 308, 309, 310 и 311 Кодекса  административного судопроизводства Российской Федерации, 

определила:

решение Московского городского суда от 27 июня 2019 года оставить  без изменения, апелляционную жалобу Правительства Москвы и  Департамента экономической политики и развития города Москвы - без  удовлетворения. 

Председательствующий
Судьи