ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 5-АПА19-127 от 20.09.2019 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 5-АПА19-127

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва 20 сентября 2019 года 

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации в составе 

председательствующего Кириллова В.С.,
судей Калининой Л.А. и Горчаковой Е.В.
при секретаре Афониной ЮС.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело  по апелляционной жалобе Правительства Москвы и Департамента  экономической политики и развития города Москвы на решение  Московского городского суда от 30 мая 2019 года, которым удовлетворено  частично административное исковое заявление ФИО1 об оспаривании отдельных положений Перечня объектов  недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении  которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость,  утверждённого постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2014  года № 700-ПП. 

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации  Калининой Л.А., объяснения представителя Правительства Москвы и  Департамента экономической политики и развития города Москвы  ФИО2, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения  относительно доводов апелляционной жалобы представителя  ФИО1 - ФИО3, заключение прокурора Генеральной  прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей решение  законным и обоснованным и поэтому не подлежащим отмене, Судебная  коллегия по административным делам Верховного Суда Российской  Федерации 

установила:

постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года   № 700-ПП, размещённым 28 ноября 2014 года на официальном сайте  Правительства Москвы (пйр:/Лу\у\у.тоз.ги) и опубликованным 2 декабря  2014 года в издании «Вестник Мэра и Правительства Москвы» № 67, 


утверждён Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении  которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на  2015 год и последующие налоговые периоды в соответствии со статьёй 1.1  Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года № 64 «О налоге на имущество  организаций» (приложение 1). 

Постановлениями Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года   № 789-ПП, от 28 ноября 2017 года № 911-ПП, от 27 ноября 2018 года   № 1425-ПП Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении  которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, изложен  в редакции, действующей с 1 января 2017 года, с 1 января 2018 года и с  1 января 2019 года соответственно. 

В пункт 6185 Перечня на 2017 год, в пункт 6411 Перечня на 2018 год и  в пункт 7264 Перечня на 2019 год включено нежилое здание с кадастровым  номером <...>, расположенное по адресу: г. <...>

ФИО1, являясь собственником нежилого помещения в  указанном здании, обратился в суд с административным иском о признании  недействующими названных выше пунктов, указывая, что включённый в  перечни объект недвижимости не является административно-деловым или  торговым центром (комплексом), поскольку не соответствует критериям,  установленным статьёй 3782 Налогового кодекса Российской Федерации.  Включение данного здания в Перечни на 2017-2019 годы неправомерно  возлагает на административного истца обязанность по уплате налога в  завышенном размере. 

Решением Московского городского суда от 30 мая 2019 года  административное исковое заявление удовлетворено частично. Пункт 6185  Перечня объектов недвижимого имущества (зданий, строений и  сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их  кадастровая стоимость, утверждённого постановлением Правительства  Москвы от 28 ноября 2014 года № 700-ПП, в редакции от  29 ноября 2016 года № 789-ПП признан не действующим с 1 января  2017 года. В удовлетворении остальных требований отказано. 

В апелляционной жалобе Правительство Москвы и Департамента  экономической политики и развития города Москвы просят решение суда  отменить в части признания не действующим пункта 6185 Перечня на  2017 год, принять в этой части новое решение об отказе в удовлетворении  требований в полном объёме. 

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и  возражений на неё, Судебная коллегия по административным делам  Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены  решения суда и считает его правильным. 

Федеральный законодатель, устанавливая налог на имущество  физических лиц, одновременно определяет критерии объекта  налогообложения, с которыми связывает включение его в перечень объектов  недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется 


как кадастровая стоимость, используемый в том числе для целей применения  повышенной ставки налога на имущество физических лиц (статьи 3782, 402,  406 Налогового кодекса Российской Федерации). 

В частности, таким критериям соответствует торговый центр  (комплекс) и помещения в нём, признаваемый в целях статьи 3782  Налогового кодекса Российской Федерации отдельно стоящим нежилым  зданием (строением, сооружением), помещения в котором принадлежат  одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному  из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на  земельном участке, один из видов разрешённого использования которого  предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного  питания и (или) бытового обслуживания (подпункт 1 пункта 4); здание  (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически  используется в целях размещения торговых объектов, объектов  общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания  (подпункт 2 пункта 4). 

Как следует из материалов дела, здание с кадастровым номером  <...> включено в пункт 6185 Перечня на 2017 год на  основании подпункта 1 пункта 4 статьи 378 Налогового кодекса Российской  Федерации, то есть по виду разрешённого использования земельного участка  (кадастровый номер <...>), на котором оно расположено. 

Признавая недействующим названный пункт, суд первой инстанции  исходил из того, что на момент утверждения перечня на 2017 год в Едином  государственном реестре недвижимости отсутствовала информация о  вхождении спорного нежилого здания в пределы границ земельного участка  с кадастровым номером <...> сведения об этом были внесены в  Единый государственный реестр недвижимости на основании информации  Департамента городского имущества города Москвы лишь 8 июня 2017 года. 

Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, подтверждаются  доказательствами: выписками из Единого государственного реестра  недвижимости, письмом Управления Росреестра по Москве от 16 апреля  2019 года № 6686/2019, оценёнными судом по правилам статьи 84 Кодекса  административного судопроизводства Российской Федерации, и согласуются  с нормами материального права, регулирующими спорное правоотношение, в  том числе с положениями пункта 1 части 2 статьи 7, части 1 пункта 26 части  4 и пункта 4 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года   № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», согласно  которым сведения об объектах недвижимости, расположенных на  конкретном земельном участке, должны содержаться в Едином  государственном реестре недвижимости. 

Исходя из изложенного, принимая во внимание, что доводов, влекущих  безусловную отмену судебного постановления, в апелляционной жалобе не  приводится, Судебная коллегия по административным делам Верховного  Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 307, 308, 309, 310 и  311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, 


определила:

решение Московского городского суда от 30 мая 2019 года оставить без  изменения, апелляционную жалобу Правительства Москвы и Департамента  экономической политики и развития города Москвы - без удовлетворения.