ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
№ 5-АПА19-154
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Москва 23 октября 2019 года
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Калининой Л.А. и Кириллова В.С.
при секретаре Горенко А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы на решение Московского городского суда от 26 июня 2019 года о частичном удовлетворении административного искового заявления ООО «Ист-Энд Проперти Менеджмент Кампани» о признании не действующими отдельных положений приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года № 700-ПП «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость».
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., объяснения представителя Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы ФИО1, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года № 700- ПП, размещенным 28 ноября 2014 года на официальном сайте Правительства
Москвы (Ьйр://\улу\у.то5.ги) и опубликованным 2 декабря 2014 года в издании «Вестник Мэра и Правительства Москвы» № 67, утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2015 год и последующие налоговые периоды в соответствии со статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года № 64 «О налоге на имущество организаций».
Постановлениями Правительства Москвы от 28 ноября 2017 года № 911-ПП и от 27 ноября 2018 года № 1425-ПП Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, изложен в новой редакции, действующей соответственно с 1 января 2018 года и 1 января 2019 года. В пункты 4175, 4173, 4174, 4176 Перечня 2019 года включены здания с кадастровыми номерами 77:01:0003026:1045, 77:01:0003026:1042, 77:01:0003026:1043, 77:01:0003026:1047, а в пункт 3522 Перечня 2018 года - здание с кадастровым номером 77:01 =0003026:1047.
ООО «Ист-Энд Проперти Менеджмент Кампани», будучи собственником указанных зданий, обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими названных выше пунктов Перечней 2018 и 2019 годов.
Решением Московского городского суда от 26 июня 2019 года административное исковое заявление удовлетворено частично - недействующими признаны: пункт 3522 Перечня 2018 года с 1 января 2018 года; пункты 4175, 4174, 4176 Перечня 2019 года с 1 января 2019 года. В остальной части в удовлетворении требований отказано. С Правительства Москвы в пользу ООО «Ист-Энд Проперти Менеджмент Кампани» в счет возмещения судебных расходов взыскано 9000 рублей.
В апелляционной жалобе Правительством Москвы и Департаментом экономической политики и развития города Москвы ставится вопрос об отмене решения суда в части удовлетворенных требований в отношении пунктов 4174 и 4176 Перечня 2019 года, пункта 3522 Перечня 2018 года, а также в части распределения судебных расходов.
В остальной части решение суда первой инстанции не оспаривается.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, прокуратурой города Москвы представлены возражения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает, решение суда в части распределения судебных расходов изменить, снизив их размер до 4 500 рублей.
Выводы суда в части признании недействующими пункта 3522 Перечня 2018 года и пунктов 4174, 4176 Перечня 2019 года Судебная коллегия считает обоснованными, они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, подтверждаются доказательствами, правильно оценёнными судом по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства
Российской Федерации, и согласуются с нормами права, регулирующими спорные правоотношения.
Особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций отдельных объектов недвижимого имущества, в качестве которой выступает их кадастровая стоимость, установлены статьей 3782 Налогового кодекса Российской Федерации. Данное законоположение предусматривает, что в перечень указанных объектов недвижимого имущества включаются в том числе административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1 пункта 1 статьи 3782).
В целях статьи 378 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения (подпункт 1 пункта 3); здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения (подпункт 2 пункта 3).
Торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (подпункт 1 пункта 4); здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (подпункт 2 пункта 4).
На территории города Москвы в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года № 64 «О налоге на имущество организаций» налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в том числе в отношении: административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных
участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 1000 кв. метров и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения утвержден постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 года № 257-ПП.
Принадлежащее административному истцу нежилое здание с кадастровым номером 77:01:0003026:1043, расположенное по адресу: <...>, включено в оспариваемый пункт 4174 Перечня на 2019 год на основании подпункта 1 пункта 4 статьи 3782 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку расположено на четырех земельных участках, один из которых, с кадастровым номером 77:01:0003026:17, имеет вид разрешенного использования «эксплуатация здания под административно-торговые цели», предусматривающий размещение торговых объектов.
Однако судом, бесспорно, установлено, что три из четырех земельных участков, на которых расположено указанное здание, имеют вид разрешенного использования, не предполагающий размещения на них офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, а вид разрешенного использования участка с кадастровым номером 77:01:0003026:17 - «эксплуатация здания под административно-торговые цели», вопреки доводам апелляционной жалобы, не является определенным и не позволяет сделать вывод о размещении на нем объектов в целях, указанных в статье 3782 Налогового кодекса Российской Федерации, и, как следствие диктует необходимость фактического обследования здания, которое определялось лишь в 2016 году (акт Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы от 27 мая 2016 года № 9010135/ОФИ) и не выявило фактов использования здания для размещения офисов, торговых объектов, объектов питания и общественного обслуживания.
В отношении здания с кадастровым номером 77:01:0003026:1047, расположенного по адресу: <...>, включенного в пункт 4176 Перечня на 2019 год и пункт 3522 Перечня на 2018 год, судом также сделаны правильные выводы.
Ссылки в апелляционной жалобе на акт Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы от 27 мая 2016 года № 9010136/ОФИ правового значения не имеют, поскольку не
опровергают вывод суда относительно видов разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами 77:01:0003026:21 и 77:01:0003026:66, не предполагающих размещения на них офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, а равно о порочности указанного документа, установленной решением Московского городского суда от 2 июля 2018 года, оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2018 года № 5-АПГ18-120.
Исходя из изложенного, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Московского городского суда от 26 июня 2019 года изменить, снизив размер взысканных с Правительства Москвы в пользу ООО «Ист-Энд Проперти Менеджмент Кампани» судебных расходов до 4500 рублей.
В остальной части решение Московского городского суда от 26 июня 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Москвы и Департамента экономической политики и развития города Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи