ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 5-АПА19-2 от 13.03.2019 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 5-АПА19-2

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ  город Москва 

13 марта 2019 года

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации в составе 

председательствующего Зинченко И.Н.,

судей Горчаковой ЕВ. и Калининой Л.А.  при секретаре Костереве Д.А. 

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по  административному исковому заявлению акционерного общества «Научно- исследовательский институт технического стекла им. В.Ф. Солинова»  (далее - Общество) о признании недействующими пунктов 16098 и 16396  Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая  база определяется как их кадастровая стоимость, определённого  постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года № 700-ПП в  соответствующих в редакциях на 2017 и 2018 годы соответственно (далее - Перечнь), по апелляционной жалобе Правительства Москвы на решение  Московского городского суда от 19 октября 2018 года, которым  административное исковое заявление удовлетворено. 

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации  Горчаковой Е.В., объяснения представителя Правительства Москвы  Федотова П.С., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения  представителя Общества Трофимовой Н.В., возражавшей против  удовлетворения жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры  Российской Федерации Засеевой Э.С., Судебная коллегия по  административным делам Верховного Суда Российской Федерации 


установила:

В соответствии со статьёй 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года   № 64 «О налоге на имущество организаций» (далее - Закон о налоге на  имущество организаций) постановлением Правительства Москвы от  28 ноября 2014 № 700-ПП, опубликованным 28 ноября 2014 года на  официальном сайте Правительства Москвы пи.р://\у\у\у.то$.ги и 2 декабря  2014 года в издании «Вестник Мэра и Правительства Москвы» № 67,  утверждён Перечень на 2015 год и последующие налоговые периоды. 

Согласно пунктам 16098 и 16396 Перечня на 2017 и 2018 годы  соответственно здание площадью 1 132,1 кв.м с кадастровым номером  77:06:0004002:1079, расположенное по адресу г. Москва,  ул. Кржижановского, д. 21а на земельном участке с видом разрешённого  использования на день принятия нормативного правового акта «эксплуатация  здания конструкторского бюро и офисных служб» (далее - спорное здание),  является объектом недвижимого имущества, в отношении которого  налоговая база определяется как его кадастровая стоимость. 

Общество, собственник спорного здания, обратилось с  административными исковыми заявлениями о признании недействующими  приведённых норм в обоснование заявленных требований указав, что здание  не обладает признаками объекта налогообложения, в отношении которого  налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, его включение в  Перечень не соответствует предписаниям статьи 378.2 Налогового кодекса  Российской Федерации (далее - НК РФ), поскольку здание используется для  научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских работ,  выполнения государственного оборонного заказа, нарушает законные  интересы Общества, необоснованно возлагая обязанность по уплате налога  на имущество в завышенном размере. Считает, что вид разрешённого  использования земельного участка, на котором расположено здание, не  предусматривает размещение на нём офисных зданий делового,  административного, коммерческого назначения и объектов бытового  обслуживания. 

Определением от 5 октября 2018 года административные дела об  оспаривании указанных норм объединены в одно производство 

Решением Московского городского суда от 19 октября 2018 года  заявленные требования удовлетворены. 

В апелляционной жалобе Правительство Москвы просит отменить  судебный акт и вынести решение об отказе в удовлетворении заявленных  требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм  материального права. 

Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе,  участвующим в деле прокурором и административным истцом представлены  возражения о их необоснованности и законности судебного акта. 


Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы,  возражений на неё, Судебная коллегия по административным делам  Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены  решения суда. 

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции,  основываясь на материалах дела, сделал правильный вывод о несоответствии  оспариваемых норм федеральному законодательству, обоснованно  констатировав, что признать спорное здание объектом недвижимости, в  отношении которого налоговая база определяется исходя из его кадастровой  стоимости, не позволяет ни вид разрешённого использования земельного  участка, ни техническая документация, ни фактическое использование  здания. 

Позиция суда основана на правильном применении норм  материального права, соответствует материалам дела и фактическим  обстоятельствам. 

Установление общих принципов налогообложения и сборов в  Российской Федерации находится в совместном ведении Российской  Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного  ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются  федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные  нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и  76 Конституции Российской Федерации). 

Суд первой инстанции, проанализировав предписания подпункта 33  пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ  «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и  исполнительных органов государственной власти субъектов Российской  Федерации», статьи 372 НК РФ, статьи 44 Закона города Москвы от 28 июня  1995 года «Устав города Москвы», пункта 9 статьи 11 и статьи 19 Закона  города Москвы от 20 декабря 2006 года № 65 «О Правительстве Москвы»,  сделал верный вывод о принятии оспариваемого нормативного правового  акта уполномоченным органом в пределах компетенции с соблюдением  порядка его опубликования. 

Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги,  которые должны иметь экономическое основание и не могут быть  произвольными. Налог на имущество организаций относится к региональным  налогам (статьи 3 и 14 НК РФ). 

Законом города Москвы о налоге на имущество организаций с  1 января 2014 года на территории города Москвы введён указанный налог  исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества. 

Согласно пункту 2 статьи 375 НК РФ налоговая база в отношении  отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их  кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в  соответствии со статьёй 378.2 этого кодекса. 


Виды недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база  определяется исходя из их кадастровой стоимости, перечислены в пункте 1  статьи 378.2 НК РФ, в том числе указаны административно-деловые центры  и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1). 

В силу положений пункта 3 статьи 378.2 НК РФ, административно- деловым центром признаётся отдельно стоящее нежилое здание (строение,  сооружение) при условии если 

- оно расположено на земельном участке, один из видов разрешённого  использования которого предусматривает размещение офисных зданий  делового, административного и коммерческого назначения (подпункт 1); 

назначение, разрешённое использование или наименование  помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого  здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями,  содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или  документами технического учёта (инвентаризации) таких объектов  недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей  офисной инфраструктуры, включая централизованные приёмные помещения,  комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки (абзац  второй подпункта 2 в редакции Федерального закона от 30 ноября 2016 года   № 401-ФЗ, подлежащий применению к Перечню на 2018 год; до 1 января  2017 года правовое значение имело только назначение помещений в здании в  соответствии с кадастровыми паспортами или документами технического  учёта (инвентаризации) таких объектов недвижимости); 

- фактически используется для размещения офисов и сопутствующей  офисной инфраструктуры, включая централизованные приемные помещения,  комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки не менее  20 процентов общей площади здания (абзац третий подпункта 2). 

Пунктами 1 и 2 статьи 1.1 Закона города Москвы на имущество  организаций к объектам недвижимого имущества, в отношении которых  налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, отнесены, в  частности, административно-деловые центры и помещения в них, если  соответствующие здания (строения, сооружения), расположены на  земельных участках, один из видов разрешённого использования которых  предусматривает размещение офисных зданий делового, административного  и коммерческого назначения; отдельно стоящие нежилые здания общей  площадью свыше 1000 кв. метров и помещения в них, фактически  используемые в целях делового, административного или коммерческого  назначения; отдельно стоящие нежилые здания и помещений в них,  включённые в перечень, утверждаемый Правительством Москвы в  соответствии с частью 3 статьи 2 поименованного закона, если указанные  здания (строения, сооружения) предназначены для использования в  соответствии с кадастровыми паспортами или документами технического  учёта (инвентаризации) таких объектов недвижимости и (или) фактически 


используются в целях делового, административного или коммерческого  назначения. 

По смыслу приведённых предписаний федерального и регионального  законодательства в Перечень подлежит включению такое здание, которое  отвечает одному из критериев, установленным названными выше правовыми  нормами. 

Между тем, как правильно установил суд первой инстанции,  принадлежащее административному истцу здание ни одному из  перечисленных выше условий не соответствует, что подтверждается  материалами административного дела. 

В соответствии с выпиской из ЕГРН, выданной на основании запроса  от 2 июня 2017 года, земельный участок с присвоенным 1 января 2007 года  кадастровым номером 77:06:0004002:31, на котором расположено спорное  здание, имеет вид разрешённого использования - «эксплуатация здания  конструкторского бюро и офисных служб». Такой же вид указан и в  договоре аренды земельного участка, заключённом истцом с Московским  земельным комитетом 12 февраля 1998 года. 

Порядок установления вида разрешённого использования земельного  участка применительно к городу Москве до утверждения правил  землепользования и застройки установлен в постановлении Правительства  Москвы от 28 апреля 2009 года № 363-ПП «О мерах по обеспечению  постановки на государственный кадастровый учёт земельных участков в  городе Москве», пунктом 3.2 которого в редакции 2011 года, действовавшей  на момент включения спорного здания в Перечень на 2017 год,  предусмотрено, что разрешённое использование земельных участков  указывается в соответствии с классификацией, утверждённой приказом  Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации  от 15 февраля 2007 года № 39 «Об утверждении Методических указаний по  государственной кадастровой оценке земель населённых пунктов» (далее - Методические указания). 

Методические указания предусматривали в пункте 1.2.7 такой вид  разрешённого использования земельного участка как размещение офисных  зданий делового, административного и коммерческого назначения. 

Однако спорное здание расположено на земельном участке, вид  которого разрешает эксплуатацию здания конструкторского бюро и офисных  служб, что не тождественно понятию офисного здания делового,  административного и коммерческого назначения, содержащемуся в  статье 378.2 НК РФ, следовательно, названный вид разрешённого  использования земельного участка однозначно не предусматривает  размещение перечисленных объектов. 

В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213  Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,  административный ответчик обязан доказать законность включения объекта 


в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых  налоговая база определяется как их кадастровая стоимость. 

Правительством Москвы относимых и допустимых доказательств, с  достоверностью подтверждающих соответствие спорного объекта условиям,  установленным НК РФ и необходимым для включения его в Перечень, не  представлено, не содержится их и в материалах дела. 

При таком положении суд правомерно удовлетворил  административный иск и признал недействующими оспариваемые пункты  Перечня. 

Обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судом верно,  нарушений норм материального и процессуального права, которые привели  бы к неправильному разрешению дела, не допущено. 

С учётом изложенного Судебная коллегия по административным делам  Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 309, 311  Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, 

определила:

решение Московского городского суда от 31 октября 2018 года оставить без  изменения, апелляционную жалобу Правительства Москвы - без  удовлетворения. 

Председательствующий
Судьи.