ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
№ 5-АПА19-50
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Москва 17 июля 2019 года
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составф
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Калининой Л.А. и Горчаковой ЕВ.
при секретаре Горенко А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Правительства Москвы на решение Московского городского суда от 18 февраля 2019 года, которым удовлетворён административный иск акционерного общества «Федеральная пассажирская компания» об оспаривании отдельных положений Перечня объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утверждённого постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года № 700-ПП.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., объяснения представителя Правительства Москвы ФИО1, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителя акционерного общества «Федеральная пассажирская компания» ФИО2, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей решение суда законным и обоснованным, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года № 700-ПП, размещённым 28 ноября 2014 года на официальном сайте Правительства Москвы (Ьир://\улулу.тоз.ш) и опубликованным 2 декабря
2014 года в издании «Вестник Мэра и Правительства Москвы» № 67, утверждён Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2015 год и последующие налоговые периоды в соответствии со статьёй 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года № 64 «О налоге на имущество организаций» (приложение 1).
Постановлениями Правительства Москвы от 26 ноября 2015 года № 786-ПП, от 29 ноября 2016 года № 789-ПП, от 28 ноября 2017 года № 911-ПП Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, изложен в редакции, действующей с 1 января 2016 года, с 1 января 2017 года и с 1 января 2018 года соответственно.
В пункт 3591 Перечня на 2017 год и в пункт 3719 Перечня на 2018 год включено здание с кадастровым номером 77:01:0003938:1013, расположенное по адресу: <...>.
Акционерное общество «Федеральная пассажирская компания», являясь собственником нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0003938:1013, обратилось в суд с административным иском о признании недействующими названных выше пунктов, указывая, что включённый в перечни объект недвижимости не обладает предусмотренными статьёй 1.1 Закона города Москвы «О налоге на имущество организаций» и статьёй 3782 Налогового кодекса Российской Федерации признаками объектов, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций исчисляется исходя из кадастровой стоимости. Включение данного здания в перечни на 2017-2018 годы неправомерно возлагает на административного истца обязанность по уплате налога в завышенном размере.
Решением Московского городского суда от 18 февраля 2019 года административный иск удовлетворён.
В апелляционной жалобе Правительство Москвы просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Относительно доводов апелляционной жалобы административным истцом и прокуратурой города Москвы представлены возражения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда и считает его правильным.
Особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций отдельных объектов недвижимого имущества, в качестве которой выступает их кадастровая стоимость, установлены статьёй 378 Налогового кодекса Российской Федерации.
Данное законоположение предусматривает, что в перечень указанных объектов недвижимого имущества включаются в том числе
административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1 пункта 1 статьи 3782).
В целях статьи 378 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения (подпункт 1 пункта 3); здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признаётся использование не менее 20 % его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приёмные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки) (подпункт 2 пункта 3).
В соответствии с положениями пункта 2 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года № 64 «О налоге на имущество организаций», устанавливающими особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в том числе в отношении отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 2000 кв. м и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Законом города Москвы от 18 ноября 2015 года № 60 «О внесении изменений в статьи 1.1 и 2 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года № 64 «О налоге на имущество организаций» в пункте 2 статьи 1.1 число «2000» заменено числом «1000».
Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения утверждён постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 года № 257-ПП.
Объект недвижимости с кадастровым номером 77:01:0003938:1013 включён в оспариваемые пункты перечней по фактическому использованию, то есть по критерию, установленному подпунктом 2 пункта 3 статьи 378 Налогового кодекса Российской Федерации и пункта 2 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года № 64 «О налоге на имущество организаций».
При включении в перечени по данному критерию административный ответчик руководствовался актами обследования Государственной
инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы от 19 мая 2015 года № 9016178, и 14 августа 2017 года № 9000135/ОФИ, согласно которым 100% и 38,53% здания соответственно используется под размещение офисов и торговую деятельность.
Суд первой инстанции, проанализировав положения статьи 3782 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 1.1 Закона г. Москвы от 5 ноября 2003 года № 64 «О налоге на имущество организаций», а также собранные по делу доказательства, пришел к выводу об ошибочном отнесении оспариваемого объекта недвижимости к административно- деловым и торговым центрам. Судом установлено, что указанные выше акты обследования, положенные в основу вывода об использовании здания в целях делового, административного или коммерческого назначения, содержат недостоверную информацию и составлены с нарушением требований Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, утверждённого постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 года № 257-ПП.
Так, Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы произвольно были отнесены к офисам комнаты отдыха, душевые, технические помещения, учебные кабинеты, кабинеты должностных лиц акционерного общества «Федеральная пассажирская компания», основным видом деятельности которой является перевозка пассажиров железнодорожным транспортом в междугородном сообщении; каких-либо признаков самостоятельного офисного назначения акты обследования и приложенные фотоматериалы не содержат.
При этом судом установлено, что здание имеет назначение «здание резерва проводников», расположено на земельном участке с разрешенным видом использования «для эксплуатации отделении железных дорог» и в юридически значимый период использовалось для размещения резерва проводников и их личного имущества, организации их отдыха, а также для размещения учебных классов и иных служб, обеспечивающих производственную деятельность, включая технические службы, службы по охране труда и службы охраны. В период 2017-2018 годов на территории пассажирского вагонного депо, к которому в том числе относится и здание с кадастровым номером 77:01:0003938:101, был установлен внутриобъектовый и пропускной режимы, в целях исключения несанкционированного доступа физических лиц и транспортных средств на территорию депо, что не допускает ведение свободной торговли в данном здании, а равно общедоступных объектов общественного питания и бытового обслуживания, а также предполагающих приём клиентов офисов.
При таких данных вывод суда о неправомерности включения здания с кадастровым номером 77:01:0003938:1013 в оспариваемые пункты перечней на 2017 и 2018 годы является правильным, подтверждается доказательствами, правильно оценёнными судом по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и
согласуется с нормами материального права, регулирующими спорное правоотношение
Исходя из изложенного, принимая во внимание, что доводов, влекущих безусловную отмену судебного постановления, в апелляционной жалобе не приводится, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 307, 308, 309, 310 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Московского городского суда от 18 февраля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи