ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 5-АПА19-6 от 13.03.2019 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дело № 5-АПА19-6

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва 1 з марта 2019 года 

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации в составе 

председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Калининой Л.А. и Горчаковой Е.В.
при секретаре Костереве Д.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело  по апелляционной жалобе Правительства Москвы на решение Московского  городского суда от 25 октября 2018 года, об удовлетворении  административного искового заявления открытого акционерного общества  «Бескудниковский комбинат строительных материалов» об оспаривании  отдельных положений Перечня объектов недвижимого имущества (зданий,  строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется  как их кадастровая стоимость, утверждённого постановлением  Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года № 700-ПП. 

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации  Калининой ЛА., объяснения представителя Правительства Москвы  ФИО1, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения  относительно доводов апелляционной жалобы представителя открытого  акционерного общества «Бескудниковский комбинат строительных  материалов» ФИО2, заключение прокурора Генеральной  прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей решение  законным и обоснованным, Судебная коллегия по административным делам  Верховного Суда Российской Федерации 

установила :

постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года   № 700-ПП, размещённым 28 ноября 2014 года на официальном сайте 


правительства Москвы (ппр:\у\у\у.тоз.ги) и опубликованным 2 декабря 2014  года в издании «Вестник Мэра и Правительства Москвы», № 67, утверждён  Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых  налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2015 год и  последующие налоговые периоды в соответствии со статьёй 1.1 Закона  города Москвы от 5 ноября 2003 года № 64 «О налоге на имущество  организаций» (приложение 1). 

Постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года   № 789-ПП Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении  которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость изложено  в новой редакции, действующей с 1 января 2017 года. 

Постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2017 года   № 911-ПП указанный выше перечень изложен в новой редакции,  действующей с 1 января 2018 года. 

Согласно пунктам 6103, 6076, 6051, 6077, 6064, 6078, 6047, 6048, 6091,  6079, 6080, 6065, 6050, 6081, 6075, 6082, 6053, 6083, 6056, 6057, 6092, 6054,  6052, 6055, 6059, 6085, 6074, 6046, 6086, 6049, 6087, 6088, 6084, 6089, 6104,  6090, 6093, 6058, 6073, 6063 Перечня на 2017 год и пунктам 6330, 6305, 6282,  6306, 6294, 6307, 6278, 6279, 6320, 6308, 6295, 6281, 6310, 6304, 6311, 6284,  6312, 6287, 6288, 6321, 6285, 6283, 6286, 6290, 6314, 6303, 6277, 6315, 6280,  6316, 6317, 6313, 6318, 6331, 6319, 6322, 6289, 6302, 6293, 6309 Перечня на  2018 год в качестве объектов недвижимого имущества, в отношении которых  налоговая база определяется как их кадастровая стоимость,  включены здания с кадастровыми номерами 77:02:0003002:1118,  77:02:0003002:1065, 77:02:0003002:1012, 77:02:0003002:1066,  77:02:0003002:1037, 77:02:0003002:1067, 77:02:0003002:1008,  77:02:0003002:1009, 77:02:0003002:1093, 77:02:0003002:1069,  77:02:0003002:1070, 77:02:0003002:1038, 77:02:0003002:1011,  77:02:0003002:1071, 77:02:0003002:1064, 77:02:0003002:1072,  77:02:0003002:1014, 77:02:0003002:1073, 77:02:0003002:1017,  77:02:0003002:1018, 77:02:0003002:1094, 77:02:0003002:1015,  77:02:0003002:1013, 77:02:0003002:1016, 77:02:0003002:1020,  77:02:0003002:1075, 77:02:0003002:1063, 77:02:0003002:1007,  77:02:0003002:1076, 77:02:0003002:1010, 77:02:0003002:1077,  77:02:0003002:1078, 77:02:0003002:1074, 77:02:0003002:1079,  77:02:0003002:1119, 77:02:0003002:1080, 77:02:0003002:1095,  77:02:0003002:1019, 77:02:0003002:1062, 77:02:0003002:1035,  расположенные по адресам: <...>,  60,63. 

ОАО «БКСМ», являющееся собственником данных объектов  недвижимости, обратилось в суд с административным иском о признании  недействующими указанных выше пунктов Перечней 2017 и 2018 годов,  ссылаясь на то, что включённые в перечни здания не обладают  предусмотренными статьёй 1.1 Закона города Москвы «О налоге на 


Федерации признаками объектов, в отношении которых налоговая база по  налогу на имущество организаций исчисляется исходя из кадастровой  стоимости; включение зданий в перечни неправомерно возлагает на  административного истца обязанность по уплате налога на имущество  организаций в завышенном размере. 

Решением Московского городского суда от 25 октября 2018 года  административное исковое заявление удовлетворено, пункты 6103, 6076,  6051, 6077, 6064, 6078, 6047, 6048, 6091, 6079, 6080, 6065, 6050, 6081, 6075,  6082, 6053, 6083, 6056, 6057, 6092, 6054, 6052, 6055, 6059, 6085, 6074, 6046,  6086, 6049, 6087, 6088, 6084, 6089, 6104, 6090, 6093, 6058, 6073, 6063 Перечня  на 2017 год признаны не действующими с 1 января 2017 года, а пункты 6330,  6305, 6282, 6306, 6294, 6307, 6278, 6279, 6320, 6308, 6295, 6281, 6310, 6304,  6311, 6284, 6312, 6287, 6288, 6321, 6285, 6283, 6286, 6290, 6314, 6303, 6277,  6315, 6280, 6316, 6317, 6313, 6318, 6331, 6319, 6322, 6289, 6302, 6293, 6309  Перечня на 2018 год признаны не действующими с 1 января 2018 года. 

В апелляционной жалобе Правительство Москвы просит решение суда  отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении  административного искового заявления. 

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и  возражений на неё, Судебная коллегия по административным делам  Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены  решения суда и считает его правильным. 

Особенности определения налоговой базы по налогу на имущество  организаций отдельных объектов недвижимого имущества, в качестве  которой выступает их кадастровая стоимость, установлены статьёй 378  Налогового кодекса Российской Федерации. 

Данное законоположение предусматривает, что в перечень указанных  объектов недвижимого имущества включаются в том числе  административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и  помещения в них (подпункт 1 пункта 1). 

В целях указанной статьи Налогового кодекса Российской Федерации  торговым центром (комплексом) признаётся отдельно стоящее нежилое  здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному  или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из  следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на  земельном участке, один из видов разрешённого использования которого  предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного  питания и (или) бытового обслуживания (подпункт 1 пункта 4); здание  (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически  используется в целях размещения торговых объектов, объектов  общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (подпункт  2 пункта 4). 

Статьёй 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года № 64 «О  налоге на имущество организаций», устанавливающей особенности  определения налоговой базы по налогу на имущество организаций в 


отношении отдельных объектов недвижимого имущества, к объектам  недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется  как их кадастровая стоимость, отнесены, в частности, административно- деловые центры, торговые центры (комплексы) и помещения в них (кроме  помещений, находящихся в оперативном управлении органов  государственной власти, автономных, бюджетных и казённых учреждений),  если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением  многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов  разрешённого использования которых предусматривает размещение офисных  зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений),  расположенных на земельных участках, вид разрешённого использования  которых предусматривает размещение промышленных или  производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых  объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания  (пункт 1). 

Как усматривается из материалов дела, здания включены в  оспариваемые пункты перечня, на основании подпункта 1 пункта 4 статьи  378 Налогового кодекса Российской Федерации и пункта 1 статьи 1.1 Закона  города Москвы от 5 ноября 2003 года № 64 «О налоге на имущество  организаций», поскольку расположены на земельном участке с кадастровым  номером 77:02:0003002:58 с видом разрешенного использования «для  эксплуатации зданий под производство и реализацию строительных  материалов», предусматривающим, по мнению административного  ответчика, размещение торговых объектов. 

Вместе с тем, как правильно установлено судом первой инстанции,  данный вид разрешённого использования не является однозначно  определённым и не соответствует видам разрешённого использования,  содержащимся в пунктах 1.2.5 и 1.2.7 Методических указаний, утверждённых  приказом Министерства экономического развития и торговли Российской  Федерации от 15 февраля 2007 года № 39 «Об утверждении Методических  указаний по государственной кадастровой оценке земель населённых  пунктов», предполагающих расположение на таких землях объектов  недвижимого имущества, признаваемых объектами налогообложения, в  соответствии со статьёй 3782 Налогового кодекса Российской Федерации, в  связи с чем, безусловно, не свидетельствует о том, что этот вид разрешённого  использования предусматривает размещение на земельном участке офисных  зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых  объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания. 

Обращает на себя внимание и то обстоятельство, что согласно актам  обследования Государственной инспекции по контролю за использованием  объектов недвижимости города Москвы от 3 июля 2015 года, 30 апреля 2015  года, 11 мая 2016 года, 4 октября 2018 года, 8 октября 2018 года и 10 октября  2018 года принадлежащие административному истцу объекты недвижимости  фактически не используются для размещения офисов, торговых объектов,  объектов общественного питания и бытового обслуживания, а объекты 


недвижимости с кадастровыми номерами 77:02:0003002:1062 и  77:02:0003002:1035 отсутствуют в связи со сносом (акты обследования от  3 мая и 5 июня 2017 года соответственно). 

При таких данных выводы суда о признании недействующими пунктов  6103, 6076, 6051, 6077, 6064, 6078, 6047, 6048, 6091, 6079, 6080, 6065, 6050,  6081, 6075, 6082, 6053, 6083, 6056, 6057, 6092, 6054, 6052, 6055, 6059, 6085,  6074, 6046, 6086, 6049, 6087, 6088, 6084, 6089, 6104, 6090, 6093, 6058, 6073,  6063 Перечня на 2017 год и пунктов 6330, 6305, 6282, 6306, 6294, 6307, 6278,  6279, 6320, 6308, 6295, 6281, 6310, 6304, 6311, 6284, 6312, 6287, 6288, 6321,  6285, 6283, 6286, 6290, 6314, 6303, 6277, 6315, 6280, 6316, 6317, 6313, 6318,  6331, 6319, 6322, 6289, 6302, 6293, 6309 Перечня на 2018 год соответствуют  обстоятельствам дела, подтверждаются доказательствами, оценёнными  судом по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства  Российской Федерации, и согласуются с нормами материального права,  регулирующими спорное правоотношение. 

Исходя из изложенного и принимая во внимание, что доводов,  влекущих безусловную отмену решения суда первой инстанции, в  апелляционной жалобе не приводится, Судебная коллегия по  административным делам Верховного Суда Российской Федерации,  руководствуясь статьями 307, 308, 309, 310 и 311 Кодекса  административного судопроизводства Российской Федерации, 

определила:

решение Московского городского суда от 25 октября 2018 года  оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Москвы - без  удовлетворения. 


имущество организаций» и статьёй 3782 Налогового кодекса Российской