ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 5-АПА19-60 от 02.08.2019 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 5-АПА19-60

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Москва 2 августа 2019 года 

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации в составе 

председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Калининой Л.А. и Горчаковой Е.В.
при секретаре Виноградовой Е.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело  по апелляционной жалобе Правительства Москвы и Департамента  экономической политики и развития города Москвы на решение  Московского городского суда от 3 апреля 2019 года о признании  недействующими отдельных положений Перечня объектов недвижимого  имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых  налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утверждённого  постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года № 700-ПП. 

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации  Калининой ЛА., объяснения представителя Правительства Москвы и  Департамента экономической политики и развития города Борисовой К.И.,  поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения относительно  доводов апелляционной жалобы представителя ОАО «ОПТОВАЯ КНИГА»  ФИО1, заключение прокурора Генеральной прокуратуры  Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей решение суда первой  инстанции не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным  делам Верховного Суда Российской Федерации 


установила:

постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года   № 700-1111 утверждён Перечень объектов недвижимого имущества (зданий,  строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется  как их кадастровая стоимость, на 2015 год и последующие налоговые  периоды в соответствии со статьёй 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября  2003 года № 64 «О налоге на имущество организаций». 

Постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года   № 789-ПП Перечень изложен в новой редакции, действующей с 1 января  2017 года. 

Постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2017 года   № 911-ПП Перечень изложен в новой редакции, действующей с 1 января  2018 года. 

Постановлением Правительства Москвы от 27 ноября 2018 года   № 1425-ПП Перечень изложен в новой редакции, действующей с 1 января  2019 года. 

Принадлежащее ОАО «ОПТОВАЯ КНИГА» на праве собственности  здание с кадастровым номером 77:02:0003002:1122, расположенное по  адресу: <...> а, строение 2, включено в перечень на  2017 год под пунктом 6106, в перечень на 2018 год под пунктом 6333, в  Перечень на 2019 год под пунктом 7179. 

Открытое акционерное общество «ОПТОВАЯ КНИГА» обратилось в  суд с административным исковым заявлением о признании недействующими  перечисленных выше пунктов, указывая, что здание не соответствует  критериям объектов налогообложения, предусмотренным статьей 1.1 Закона  города Москвы от 5 ноября 2003 года № 64 «О налоге на имущество  организаций» и статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.  Здание расположено на земельном участке с кадастровым номером  77:02:000302:7 с видом разрешённого использования «использование  территории и дальнейшая эксплуатация зданий под административный и  складской корпуса», который не предусматривает размещение офисных  зданий делового и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов  общественного питания и (или) бытового обслуживания. 

Решением Московского городского суда от 3 апреля 2019 года  административное исковое заявление удовлетворено. 

В апелляционной жалобе Правительство Москвы и Департамент  экономической политики и развития города Москвы просит решение суда  первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об отказе в  удовлетворении заявленных требований. 

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в  апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме. 

Изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, проверив  материалы дела, Судебная коллегия полагает решение суда первой  инстанции не подлежащим отмене. 


Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, подтверждаются  доказательствами, проверенными и оценёнными судом по правилам  статьи 84 Кодекса административного судопроизводства, и не противоречат  нормам налогового законодательства, устанавливающим особенности  определения налоговой базы по налогу на имущество организаций в  отношении отдельных объектов недвижимого имущества. 

Как следует из пунктов 3 и 4 статьи 3782 Налогового кодекса  Российской Федерации, административно-деловыми центрами и торговыми  центрами (комплексами) признаются отдельно стоящие нежилые здания  (строения, сооружения), помещения в которых принадлежат одному или  нескольким собственникам и которые отвечают хотя бы одному из условий,  содержащихся в указанных пунктах. Одним из таких условий является  расположение здания (строения, сооружения) на земельном участке с  определённым видом разрешённого использования. В случае если вид  разрешённого использования земельного участка, на котором располагается  объект недвижимости, предусматривает размещение офисных зданий  делового, административного и коммерческого назначения, то для целей  статьи 3782 Налогового кодекса Российской Федерации такой объект  признаётся административно-деловым центром, если же предусматривается  размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или)  бытового обслуживания, то такой объект считается торговым центром  (комплексом). 

Из материалов дела усматривается, что спорное здание включено в  оспариваемые пункты названных Перечней по виду разрешённого  использования земельного участка, на котором оно расположено, земельный  участок предоставлен административному истцу на основании договора  аренды от 22 июня 1995 года для эксплуатации существующих зданий с  целью хранения, экспедирования и реализации печатной продукции и  товаров народного потребления (т. 1 л.д. 44-59). 

Согласно распоряжению Департамента городского имущества города  Москвы от 28 августа 2015 года № 14562 указанному земельному участку  установлен вид разрешенного использования «деловое управление (4.1)  (земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий  делового и коммерческого назначения (1.2.7)); склады (6.9) земельные  участки, предназначенные для размещения производственных и  административных зданий, строений, сооружений промышленности,  коммунального хозяйства материально-технического, продовольственного  снабжения, сбыта и заготовок (1.2.9)); легкая промышленность (6.3)  (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и  административных зданий, строений сооружений промышленности,  коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного  снабжения сбыта и заготовок (1.2.9))» (т. 1 л.д. 19). 

Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от  7 ноября 2017 года по делу № А40-77624/17 распоряжение Департамента 

з


городского имущества города Москвы от 28 августа 2015 № 14562 признано  недействительным. На уполномоченный орган возложена обязанность внести  в государственный кадастр недвижимости изменения в сведения о виде  разрешённого использования земельного участка с кадастровым номером  77:02:0003002:7, исключив из него виды разрешённого использования 1.2.7 и  6.3. 

Во исполнение вышеприведённого судебного постановления  Департаментом городского имущества г. Москвы 11 июля 2018 г. принято  распоряжение № 22467 об установлении земельному участку с кадастровым  номером 77:02:0003002:7 вида разрешенного использования: «склады (6.9)». 

Согласно актам обследования Госинспекции от 5 октября 2016 года   № 9020702/ОФИ, от 29 мая 2018 года № 9021780/ОФИ здание фактически не  используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов  общественного питания и бытового обслуживания. Вся площадь здания  фактически используется под склады (не связанные с торговлей). 

Решением Московского городского суда от 9 октября 2018 года  вступившим в законную силу, пункт 5469 приложения 1 к постановлению  Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. № 700-ПП «Об определении  перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая  база определяется как их кадастровая стоимость» (в ред. от 26 ноября 2015 г.   № 786-1111), под которым в Перечень включено спорное здание, признан  недействующим с 1 января 2016 г. 

Принимая во внимание, что указанным выше постановлением Девятого  арбитражного апелляционного суда, вступившим в законную силу 7 ноября  2017 г. распоряжение Департамента городского имущества г. Москвы от 28  2015 г. № 14562 признано недействительным и в силу этого не подлежало  применению с момента его принятия, суд обоснованно посчитал, что на  момент наступления налоговых периодов 2017-2019 годов, вид разрешённого  использования земельного участка, на котором расположено спорное здание  не предусматривал размещение офисных зданий делового и коммерческого  назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или)  бытового обслуживания, и как следствие здание по адресу: <...> д. ЗА, с кадастровым номером 77:02:0003002:1122 не  соответствует критериям, предусмотренным статьей 378.2 Налогового  кодекса Российской Федерации и статьей 1.1 Закона города Москвы «О  налоге на имущество организаций». 

В связи с изложенным, учитывая, что доводов, влекущих безусловную  отмену судебного постановления, в апелляционной жалобе не приводится,  Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации, руководствуясь статьями 307, 308, 309, 310 и 311  Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, 


определила:

решение Московского городского суда от 3 апреля 2019 года оставить  без изменения, апелляционную жалобу Правительства Москвы и  Департамента экономической политики и развития города Москвы - без  удовлетворения. 

Председательствующий
Судьи