ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 5-АПА19-78 от 23.08.2019 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

5-АПА19-78

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Москва

23 августа 2019 года

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации в составе 

председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Горчаковой Е.В. и Корчашкиной Т.Е.
при секретаре Горенко А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по  административному исковому заявлению общества с ограниченной  ответственностью «ПОИСК» (далее - Общество) о признании  недействующим пункта 9969 Перечня объектов недвижимого имущества, в  отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая  стоимость, определённого постановлением Правительства Москвы от  28 ноября 2014 года № 700-ПП, в редакции на 2019 год (далее - Перечень), по  апелляционной жалобе Правительства Москвы на решение Московского  городского суда от 6 июня 2019 года, которым административное исковое  заявление удовлетворено. 

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации  Горчаковой ЕВ., объяснения представителя Правительства Москвы  ФИО1, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения  представителя Общества ФИО2, заключение прокурора Генеральной  прокуратуры Российской Федерации Агбашяна К.И., Судебная коллегия по  административным делам Верховного Суда Российской Федерации 

установила:

в соответствии со статьёй 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года   № 64 «О налоге на имущество организаций» (далее - Закон о налоге на  имущество организаций) постановлением Правительства Москвы от 


28 ноября 2014 № 700-ПП, опубликованным 28 ноября 2014 года на  официальном сайте Правительства Москвы № р:/Л\г\у\у.тоз.т и 2 декабря  2014 года в издании «Вестник Мэра и Правительства Москвы» № 67,  утверждён Перечень на 2015 год и последующие налоговые периоды. 

Пунктом 9969 Перечня нежилое здание, общей площадью 3079,4  кв. метров, кадастровый номер 77:03:0002011:1088, расположенное по  адресу: <...> (далее - спорное здание) признано  объектом недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база  определяется в соответствии со статьёй 378.2 Налогового кодекса  Российской Федерации (далее - НК РФ) как кадастровая стоимость. 

Общество, собственник спорного здания, обратилось с  административным исковым заявлением о признании недействующей  приведённой нормы, в обоснование заявленных требований указав, что  здание не обладает признаками объекта налогообложения, в отношении  которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, его  включение в Перечень не соответствует предписаниям статьи 378.2 НК РФ и  нарушает законные интересы Общества, необоснованно возлагая обязанность  по уплате налога на имущество в завышенном размере. 

Решением Московского городского суда от 6 июня 2019 года  заявленные требования удовлетворены. 

В апелляционной жалобе Правительство Москвы просит отменить  судебный акт и вынести решение об отказе в удовлетворении заявленных  требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм  материального права. 

Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе,  участвующим в деле прокурором представлены возражения о их  несостоятельности и законности судебного акта. 

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы,  возражений на неё, Судебная коллегия по административным делам  Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены  решения суда. 

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции сделал  правильный вывод о несоответствии оспариваемой нормы федеральному  законодательству, обоснованно констатировав, что по фактическому  использованию спорное здание объектом недвижимости, в отношении  которого налоговая база определяется исходя из его кадастровой стоимости,  признано незаконно. 

Позиция суда основана на правильном применении норм  материального права, соответствует материалам дела и фактическим  обстоятельствам. 

Установление общих принципов налогообложения и сборов в  Российской Федерации находится в совместном ведении Российской  Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного  ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются  федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные 


нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и  76 Конституции Российской Федерации). 

Суд первой инстанции, проанализировав предписания подпункта 33  пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ  «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и  исполнительных органов государственной власти субъектов Российской  Федерации», статьи 372 НК РФ, статьи 44 Закона города Москвы от 28 июня  1995 года «Устав города Москвы», пункта 9 статьи 11 и статьи 19 Закона  города Москвы от 20 декабря 2006 года № 65 «О Правительстве Москвы»,  сделал верный вывод о принятии оспариваемого нормативного правового  акта уполномоченным органом в пределах компетенции с соблюдением  порядка его опубликования. 

Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги,  которые должны иметь экономическое основание и не могут быть  произвольными. Налог на имущество организаций относится к региональным  налогам (статьи 3 и 14 НК РФ). 

Законом о налоге на имущество организаций с 1 января 2014 года на  территории города Москвы введён указанный налог исходя из кадастровой  стоимости недвижимого имущества. 

Согласно пункту 2 статьи 375 НК РФ налоговая база в отношении  отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их  кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в  соответствии со статьёй 378.2 этого кодекса. 

Виды недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база  определяется исходя из их кадастровой стоимости, перечислены в пункте 1  статьи 378.2 НК РФ, в том числе указаны административно-деловые центры  и помещения в них (подпункт 1). 

В силу положений пункта 3 статьи 378.2 НК РФ, административно- деловым центром признаётся отдельно стоящее нежилое здание (строение,  сооружение) при условии если: 

- оно расположено на земельном участке, один из видов разрешённого  использования которого предусматривает размещение офисных зданий  делового, административного и коммерческого назначения (подпункт 1); 

назначение, разрешённое использование или наименование  помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого  здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями,  содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или  документами технического учёта (инвентаризации) таких объектов  недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей  офисной инфраструктуры, включая централизованные приёмные помещения,  комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки (абзац  второй подпункта 2); 

- фактически используется для размещения офисов и сопутствующей  офисной инфраструктуры, включая централизованные приёмные помещения, 


комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки не менее  20 процентов общей площади здания (абзац третий подпункта 2). 

Пунктами 1 и 2 статьи 1.1 Закона на имущество организаций к  объектам недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база  определяется как их кадастровая стоимость, отнесены, в частности,  административно-деловые центры и помещения в них, если  соответствующие здания (строения, сооружения), расположены на  земельных участках, один из видов разрешённого использования которых  предусматривает размещение офисных зданий делового, административного  и коммерческого назначения; отдельно стоящие нежилые здания общей  площадью свыше 1000 кв. метров и помещения в них, фактически  используемые в целях делового, административного или коммерческого  назначения; отдельно стоящие нежилые здания и помещения в них,  включённые в перечень, утверждаемый Правительством Москвы в  соответствии с частью 3 статьи 2 поименованного закона, если указанные  здания (строения, сооружения) предназначены для использования в  соответствии с кадастровыми паспортами или документами технического  учёта (инвентаризации) таких объектов недвижимости и (или) фактически  используются в целях делового, административного или коммерческого  назначения. 

По смыслу приведённых предписаний федерального и регионального  законодательства, в Перечень подлежит включению такое здание, которое  отвечает одному из критериев, установленным названными выше правовыми  нормами. 

Между тем принадлежащее административному истцу здание ни  одному из перечисленных выше условий не соответствует. 

Как следует из материалов административного дела, спорное здание  расположено на земельном участке, кадастровый номер 77:03:0002011:1684,  с установленным видом разрешённого использования - «земельные участки,  предназначенные для размещения производственных и административных  зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства»,  который не предполагает размещение на нём объектов в целях  статьи 378.2 НК РФ. 

Согласно экспликации к поэтажному плану спорное здание включает в  себя «производственные», «складские» и «прочие» помещения. 

Таким образом, документами технического учёта (инвентаризации) не  подтверждается, что спорное здание подлежало включению в Перечень  исходя из критерия предназначения расположенных в нём помещений. 

Является верным заключение суда первой инстанции об отсутствии  допустимых доказательств наличия помещений площадью более 20  процентов общей площади спорного здания, фактически используемых для  размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая  централизованные приёмные помещения, комнаты для проведения встреч,  офисное оборудование, парковки). 


Судом установлено и подтверждается материалами административного  дела, что мероприятия по определению фактического использования  спорного здания проведены 19 сентября 2018 года, на основании которых  Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов  недвижимости города Москвы составлен акт № 9032856/ОФИ (далее - Акт). 

Вместе с тем, административным ответчиком и административным  истцом в материалы административного дела представлены заверенные  начальником Управления контроля за объектами недвижимости по  Восточному административному округу Госинспекции по недвижимости  ФИО3 копии Акта, из содержания которых следуют  противоположные выводы о величине фактически используемой площади  спорного здания для целей налогообложения в соответствии со статьёй 378.2  НК РФ, имеющие юридическое значение для формирования Перечня в  соответствии с требованиями федерального законодательства. 

Оценив по правилам статьи 84 Кодекса административного  судопроизводства Российской Федерации представленные копии Акта в  совокупности с данными в судебном заседании свидетельскими показаниями  инспектора Государственной инспекции по контролю за использованием  объектов недвижимого имущества г. Москвы ФИО4, единолично  проводившего мероприятия по определению фактического использования  спорного здания, а также приняв во внимание вступившее в законную силу  решение Московского городского суда от 7 ноября 2018 года об исключении  из Перечней на 2015-2018 годы спорного здания, согласно которому  уполномоченным органом представлен поименованный выше Акт,  содержащий сведения, что для целей налогообложения в соответствии со  статьёй 378.2 НК РФ в спорном здании используется 18,13 процентов общей  площади здания, суд пришёл к правильному выводу о том, что Акт,  представленный в обоснование своих возражений административным  ответчиком о фактическом использовании 27,33 процентов общей площади  спорного здания в целях статьи 378.2 НК РФ не отвечает требованиям  статей 60 и 61 Кодекса административного судопроизводства,  предъявляемым к доказательствам, составлен с нарушением Порядка  определения вида фактического использования зданий (строений,  сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения,  установленного постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 года   № 257-ПП. 

В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213  Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,  административный ответчик обязан доказать законность включения объекта  в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых  налоговая база определяется как их кадастровая стоимость. 

Между тем Правительством Москвы относимых и допустимых  доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие спорного  здания условиям, установленным НК РФ и необходимым для включения его  в Перечень, не представлено, не содержится их и в апелляционной жалобе. 


При разрешении дела судом правильно определены юридически  значимые обстоятельства, выводы суда подтверждены материалами дела,  нарушений норм материального и процессуального права, которые привели к  неправильному разрешению дела, не допущено, обстоятельства, влекущие  безусловную отмену решения суда первой инстанции, по административному  делу не установлены. 

С учётом изложенного Судебная коллегия по административным делам  Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 309, 311  Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, 

определила:

решение Московского городского суда от 6 июня 2019 года оставить без  изменения, апелляционную жалобу Правительства Москвы - без  удовлетворения. 

Председательствующий
Судьи