ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
№ 5-АПА 19-81
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Москва 28 августа 2019 года
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В. Б. судей Кириллова ВС. и Корчашкиной Т.Е.
при секретаре Луговой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Московского городского суда от 14 мая 2019 года, которым отказано в удовлетворении его административного иска о признании недействующими отдельных положений постановления правительства Москвы от 29 декабря 2014 года № 833-ГТП «Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории города Москвы» в редакции постановления правительства Москвы от 4 декабря 2018 года № 1498-ПП «О внесении изменения в постановление правительства Москвы от 29 декабря 2014 года № 833-ПП».
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Кириллова В.С, объяснения ФИО1, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения против удовлетворения апелляционной жалобы представителей правительства Москвы ФИО2, ФИО3 и ФИО4, представляющей также департамент капитального ремонта города Москвы, заключение прокурора Генеральной
прокуратуры Российской Федерации Власовой ТА., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Пунктом 2 названного постановления в редакции постановления правительства Москвы от 1 декабря 2015 года № 799-1Ш установлен минимальный размер взноса на капитальный ремонт с 1 июля 2015 года в размере 15 рублей на квадратный метр общей площади жилого (нежилого) помещения в многоквартирном доме в месяц и предусмотрено, что минимальный размер взноса на капитальный ремонт подлежит ежегодной корректировке с учетом изменения индекса потребительских цен.
Постановлением правительства Москвы от 13 декабря 2016 года № 851-1111 минимальный размер взноса на капитальный ремонт с 1 июля 2017 года установлен в размере 17 рублей на квадратный метр общей площади жилого (нежилого) помещения в многоквартирном доме.
ФИО1, являющийся собственником жилого помещения в многоквартирном доме, расположенном в городе Москве, обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 2 постановления правительства Москвы от 29 декабря 2014 года № 833-ПП в редакции постановления правительства Москвы от 4 декабря 2018 года № 1498-ПП в части слов «с 1 января 2019 года в размере 18,19 рубля», ссылаясь на то, что он противоречит части 8.1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации и Методическим рекомендациям по установлению субъектом Российской Федерации минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, утвержденным приказом Министерства строительства и жилищно- коммунального хозяйства Российской Федерации от 7 февраля 2014 года № 41/пр (далее - Методические рекомендации от 7 февраля 2014 года).
По мнению административного истца, оспариваемый нормативный правовой акт нарушает его право на оплату взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах в порядке и размерах, подлежащих определению в соответствии с названными Методическими
рекомендациями от 7 февраля 2014 года, а также приведет к оплате взносов на капитальный ремонт в повышенном и необоснованном размере.
Решением Московского городского суда от 14 мая 2019 года отказано в удовлетворении административного искового заявления.
В апелляционной жалобе административный истец ФИО1 просит решение суда отменить как незаконное, ввиду неправильного определения судом обстоятельств, имеющих значение для дела, и принять по административному делу новое решение об удовлетворении административных исковых требований.
Относительно доводов апелляционной жалобы правительством Москвы, департаментом капитального ремонта города Москвы, а также прокуратурой города Москвы представлены письменные возражения о законности и обоснованности судебного акта.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующим выводам.
Пункт «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации устанавливает, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Жилищный кодекс Российской Федерации регулирует отношения, в том числе по поводу внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, а также уплаты взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (далее - взнос на капитальный ремонт) (пункт 11 части 1 статьи 4); относит к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений наряду с другими установление минимального размера взноса на капитальный ремонт (пункт 8.2 статьи 13, часть 1 статьи 167 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Минимальный размер взноса на капитальный ремонт устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными уполномоченным правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, исходя из занимаемой общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику такого помещения, и может быть дифференцирован в зависимости от муниципального образования, в котором расположен многоквартирный дом, с учетом его типа и этажности, стоимости проведения капитального ремонта отдельных элементов строительных конструкций и инженерных систем многоквартирного дома, нормативных сроков их эффективной эксплуатации до проведения очередного капитального ремонта (нормативных межремонтных сроков), а также с учетом установленного настоящим Кодексом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации перечня работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (пункт 8.1 части 1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в
многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, частью 8 статьи 170 и частью 5 статьи 181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере (часть 1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, которое в соответствии с пунктом 1 постановления правительства Российской Федерации от 14 июня 2013 года № 505 «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление мониторинга использования жилищного фонда и обеспечения его сохранности» является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на утверждение методических рекомендаций по установлению минимального размера взноса на капитальный ремонт, приказом от 7 февраля 2014 года № 41/пр утвердило Методические рекомендации по установлению минимального размера взноса на капитальный ремонт, разработанные в целях методического обеспечения деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации по установлению минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах (далее - Методические рекомендации от 7 февраля 2014 года). В последующем приказом Минстроя России от 27 июня 2016 года № 454/пр также были утверждены Методические рекомендации (далее - Методические рекомендации от 27 июня 2016 года).
В соответствии с пунктом 6.2 Методических рекомендаций от 27 июня 2016 года, который воспроизводит положения пункта 6.2 Методических рекомендаций от 7 февраля 2014 года, субъекту Российской Федерации рекомендуется устанавливать минимальный размер взноса на каждый очередной год реализации региональной программы капитального ремонта.
При изменении минимального размера взноса в течение срока реализации региональной программы капитального ремонта рекомендуется учитывать изменение уровня платежеспособности населения, стоимости услуг и работ, входящих в перечень минимально необходимых услуг и работ по капитальному ремонту многоквартирных домов в рамках региональной программы капитального ремонта (пункт 6.2).
Для обоснованного установления минимального размера взноса в течение срока реализации региональной программы капитального ремонта субъекту Российской Федерации рекомендуется через каждые три года (до начала очередного трехлетнего плана реализации региональной программы капитального ремонта) осуществлять переоценку значений необходимого размера взноса на капитальный ремонт и предельного размера взноса на капитальный ремонт в соответствии с настоящими методическими рекомендациями и устанавливать минимальный размер взноса на основе проведенной переоценки (пункт 6.3 Методических рекомендаций от 27 июня 2016 года).
В период между переоценками значений необходимого размера взноса на капитальный ремонт и предельного размера взноса на капитальный ремонт
минимальный размер взноса на очередной год реализации региональной программы капитального ремонта рекомендуется устанавливать на основе размера такого взноса в предшествующий год региональной программы капитального ремонта с применением повышающего коэффициента, отражающего планируемое сближение значений минимального размера взноса и необходимого размера взноса на капитальный ремонт для сокращения потребности в финансовой бюджетной поддержке, а также индекса изменения стоимости услуг и работ по капитальному ремонту (пункт 6.4 Методических рекомендаций от 27 июня 2016 года).
На территории города Москвы вопросы организации и проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах регулируются постановлением правительства Москвы от 29 декабря 2014 года № 833-ПП, при этом в пункте 1 этого же постановления правительства Москвы предусмотрено, что минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории города Москвы рассчитывается в рублях на квадратный метр общей площади помещения в многоквартирном доме на основе оценки потребности в средствах на финансирование услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах на территории города Москвы, входящих в перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме на территории города Москвы.
В силу пункта 2 данного постановления (в оспариваемой редакции) минимальный размер взноса на капитальный ремонт с 1 января 2019 года установлен в размере 18,19 рубля на квадратный метр общей площади жилого (нежилого) помещения в многоквартирном доме в месяц. Минимальный размер взноса на капитальный ремонт подлежит ежегодной корректировке с учетом изменения индекса потребительских цен.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований ФИО1, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в рамках полномочий субъекта Российской Федерации в сфере жилищного законодательства с соблюдением требований, предъявляемых к порядку принятия и опубликования таких правовых актов, не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и права административного истца не нарушает.
Проверив и оценив представленные по делу доказательства по правилам статьи 84 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации, суд пришел к выводу о том, что оспариваемый размер взноса на капитальный ремонт не является произвольным, поскольку обоснованность такого расчета подтверждается имеющимися в деле документами.
Так, по делу установлено, что в соответствии с пунктом 6.2 Методических рекомендаций от 27 июня 2016 года, которым установлена прямая зависимость между изменением размера взноса на капитальный ремонт и сроком реализации региональной программы капитального ремонта, а также уровня платежеспособности населения, стоимости услуг и работ, входящих в перечень минимально необходимых услуг и работ по капитальному ремонту многоквартирных домов в рамках региональной программы капитального
ремонта, правительство Москвы было вправе исходить из показателей, характеризующих увеличение стоимости соответствующих работ и услуг в городе Москве, тогда как индекс потребительских цен, рассчитанный Росстатом в целом по Российской Федерации, в данном случае применению не подлежал, как не отражающий рост качественных и количественных показателей, которые предусмотрены пунктом 6.2 Методических рекомендаций от 27 июня 2016 года.
Суд первой инстанции не согласился с доводами административного истца о том, что при изменении минимального размера взноса на капитальный ремонт ответчик повторно применил индекс потребительских цен к оспариваемому периоду за 2015 год. При этом суд обоснованно указал, что при установлении первоначально минимального размера взноса на капитальный ремонт (с 1 июля 2015 года) индекс потребительских цен за 2015 год не учитывался.
Судом верно отмечено, что итоговая величина минимального размера взноса на капитальный ремонт (18.19 рубля) не превысила его расчетной величины, исчисленной с применением индекса потребительских цен за период с начала года к соответствующему периоду предыдущего года за 2015, 2016, 2017 и 2018 годы, что свидетельствует об отсутствии нарушения прав административного истца.
Выводы суда об экономической обоснованности оспариваемого правового регулирования соответствуют обстоятельствам дела и согласуются с предписаниями статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 6.4 Методических рекомендаций от 27 июня 2016 года № 454/пр, а также с действовавшими на момент первоначального установления минимального размера взноса на капитальный ремонт Методическими рекомендациями от 7 февраля 2014 года № 41/пр.
При установленных обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно признал несостоятельными утверждения административного истца о том, что оспариваемый нормативный правовой акт нарушает его право на оплату взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах в порядке и размерах, подлежащих определению в соответствии с частью 8.1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации и Методическими рекомендациями.
Поскольку оспариваемый нормативный правовой акт принят полномочным органом с соблюдением процедуры его принятия и официального опубликования, прав административного истца не нарушает, оснований для его признания недействующим у суда не имелось.
Учитывая изложенное выше, Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что нормы материального права, регулирующие рассматриваемые в данном деле правоотношения, применены и истолкованы судом первой инстанции правильно в соответствии с их содержанием, выводы суда о законности оспоренных правовых положений мотивированны.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции, при принятии решения не допущено нарушений норм
материального и процессуального права, следовательно, основания для отмены судебного акта отсутствуют.
Предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения в апелляционном порядке не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 177, 309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Московского городского суда от 14 мая 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.