ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 5-АПА19-88 от 05.08.2019 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

 № 5-АПА19-88

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 

город Москва «5» августа 2019 года 

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации в составе 

председательствующего Зинченко И.Н.,

судей Калининой Л. А. и Кириллова ВС.
при секретаре Горенко А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело  по апелляционной жалобе Абушаева Тимура Рустэмовича на решение  Московского городского суда от 12 июля 2019 года, которым удовлетворен  административный иск Шевченко Юрия Владимировича об оспаривании  решения окружной избирательной комиссии по выборам депутата  Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному  избирательному округу № 3 от 27 июня 2019 года № 5/1 «О регистрации  кандидата в депутаты Московской городской Думы седьмого созыва  Т.Р. Абушаева». 

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации  Зинченко И.Н., объяснения Абушаева Т.Р. и его представителей - Биджева М.И. и Геращенко Н.Б., поддержавших доводы апелляционной  жалобы, возражения против удовлетворения апелляционной жалобы  представителя окружной избирательной комиссии по выборам депутата  Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному  избирательному округу № 3 Голышева И.В. и представителя Шевченко Ю.В.  - Новоселовой О.А., а также заключение представителя Центральной  избирательной комиссии Российской Федерации Сахарова С.Ф. и заключение  прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации  Масаловой Л.Ф., Судебная коллегия по административным делам  Верховного Суда Российской Федерации 


установила:

постановлением Московской городской Думы от 5 июня 2019 года   № 99 на 8 сентября 2019 года назначены выборы депутатов Московской  городской Думы седьмого созыва.  

Решением окружной избирательной комиссии по выборам депутата  Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному  избирательному округу № 3 от 27 июня 2019 года № 5/1 Абушаев Т.Р.,  выдвинутый Московским городским отделением политической партии  «Коммунистическая партия Российской Федерации», зарегистрирован  кандидатом в депутаты Московской городской Думы седьмого созыва по  одномандатному избирательному округу № 3. 

Шевченко Ю.В., выдвинутый Московским городским отделением  политической партии «ЛДПР - Либерально-демократическая партия России»  и зарегистрированный кандидатом в депутаты Московской городской Думы  седьмого созыва по тому же избирательному округу, обратился в  Московский городской суд с административным исковым заявлением о  признании незаконным и отмене указанного выше решения избирательной  комиссии, ссылаясь в обоснование своих требований, среди прочего, на  отсутствие в документах, представленных для регистрации кандидата  Абушаева Т.Р., сведений, предусмотренных пунктом 3.1 статьи 33  Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях  избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской  Федерации», и нарушение, в этой связи, равенства кандидатов. 

Решением Московского городского суда от 12 июля 2019 года  административный иск удовлетворен. 

В апелляционной жалобе Абушаев Т.Р. просит решение суда отменить  и принять по административному делу новое решение об отказе в  удовлетворении административного иска. 

Против удовлетворения апелляционной жалобы Шевченко Ю.В. и  прокурором, участвующим в административном деле, представлены  письменные возражения. 

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы  апелляционной жалобы и возражений против ее удовлетворения, Судебная  коллегия по административным делам Верховного Суда Российской  Федерации пришла к следующему выводу. 

Согласно пункту 6 статьи 76 Федерального закона «Об основных  гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан  Российской Федерации» решение избирательной комиссии о регистрации  кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата,  зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет  установлено, что решение было принято избирательной комиссией с  нарушением требований, предусмотренных пунктом 24 статьи 38 настоящего  федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим  федеральным законом, иным законом. 


В соответствии с подпунктом «в.2» пункта 24 статьи 38 этого же  федерального закона основанием отказа в регистрации кандидата является  отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной  комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации  кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и  регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных пунктами  2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной  власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации,  выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также  сведений, предусмотренных пунктом 3.1) статьи 33 настоящего федерального  закона, иным законом. 

Подпунктом «а» пункта 3.1 статьи 33 названного выше федерального  закона предусмотрено, что при проведении выборов в федеральные органы  государственной власти, органы государственной власти субъектов  Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав  городских округов вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2  настоящей статьи, либо на основании пункта 14.3 статьи 35 настоящего  федерального закона в иной срок в избирательную комиссию также должны  быть представлены составленные по форме, предусмотренной указом  Президента Российской Федерации, сведения о принадлежащем кандидату,  его супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе,  находящемся за пределами территории Российской Федерации, об  источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное  имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами  территории Российской Федерации кандидата, а также сведения о таких  обязательствах его супруга и несовершеннолетних детей. 

Форма справки о принадлежащем кандидату, его супруге (супругу) и  несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за  пределами территории Российской Федерации, об источниках получения  средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об их  обязательствах имущественного характера за пределами территории  Российской Федерации, представляемой кандидатом на выборах в органы  государственной власти, выборах глав муниципальных районов и глав  городских округов, утверждена Указом Президента Российской Федерации  от 6 июня 2013 года № 546 «О проверке достоверности сведений об  имуществе и обязательствах имущественного характера за пределами  территории Российской Федерации, о расходах по каждой сделке по  приобретению объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг  и акций, представляемых кандидатами на выборах в органы государственной  власти, выборах глав муниципальных районов и глав городских округов, а  также политическими партиями в связи с внесением Президенту Российской  Федерации предложений о кандидатурах на должность высшего  должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа  государственной власти) субъекта Российской Федерации». 


Пунктом 3 данного указа Президента Российской Федерации  установлено, что в случае отсутствия у лиц, в отношении которых  представляются справки по формам, утвержденным настоящим указом,  недвижимого имущества и обязательств имущественного характера за  пределами территории Российской Федерации, а также в случае  несовершения ими сделок по приобретению земельных участков, других  объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг, акций (долей  участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) в  соответствующих графах справок проставляется запись об отсутствии  имущества, обязательств имущественного характера и сделок. 

Удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции исходил  из того, что Абушаевым Т.Р. раздел 4 справок о принадлежащем ему, его  супруге и несовершеннолетнему ребенку недвижимом имуществе,  находящемся за пределами территории Российской Федерации, об  источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное  имущество, об их обязательствах имущественного характера за пределами  территории Российской Федерации не заполнен, что свидетельствует о  наличии установленных пунктом 24 статьи 38 Федерального закона  «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в  референдуме граждан Российской Федерации» оснований для отказа в  регистрации Абушаева Т.Р. кандидатом в депутаты Московской городской  Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 3. 

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации считает указанный вывод суда первой инстанции  правильным, основанным на действующих нормах материального права. 

Как видно из материалов административного дела, раздел 4 названных  выше справок требованиям вышеприведенного пункта 3 указа Президента  Российской Федерации не отвечает, поскольку в соответствующих графах  данных справок не проставлена запись об отсутствии обязательств  имущественного характера, таким образом, сведения о наличии или об  отсутствии обязательств имущественного характера Абушаевым Т.Р. не  представлены. 

При таких обстоятельствах имелись правовые основания для признания  незаконным и отмене постановления окружной избирательной комиссии по  выборам депутата Московской городской Думы седьмого созыва по  одномандатному избирательному округу № 3 от 27 июня 2019 года № 5/1  «О регистрации кандидата в депутаты Московской городской Думы седьмого  созыва Т.Р. Абушаева». 

Ссылка в апелляционной жалобе на непринятие окружной  избирательной комиссией надлежащих мер по исполнению обязанности о  надлежащей проверке оформления представленных кандидатом документов  и об извещении кандидата о выявленных недостатках оформления  представленных им документов на правильность выводов суда первой  инстанции повлиять не может. 


Из материалов административного дела следует, что избирательная  комиссия в порядке пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона «Об основных  гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан  Российской Федерации» не известила Абушаева Т.Р. об имеющихся  недостатках в представленных им документах. 

Вместе с тем неисполнение избирательной комиссией предписаний  федерального законодательства об извещении кандидата о недостатках в  представленных им документах не освобождает кандидата в числе других  кандидатов от обязанности соблюдать требования законодательства о  выборах. 

С учетом того, что до заседания избирательной комиссии, на котором  рассматривался вопрос о регистрации кандидата Абушаева Т.Р., им не  представлены документы, оформленные в соответствии с требованиями  закона, оснований для отказа в удовлетворении административного иска  другого кандидата по этому же избирательному округу Шевченко Ю.В. не  имелось. 

Таким образом, обжалуемое решение Московского городского суда  следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по  доводам, содержащимся в апелляционной жалобе, не имеется. 

На основании изложенного, руководствуясь положениями статьи 309  Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,  Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации 

определила:

решение Московского городского суда от 12 июля 2019 года оставить  без изменения, апелляционную жалобу Абушаева Тимура Рустэмовича - без  удовлетворения. 

Председательствующий