ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 5-АПА19-95 от 08.08.2019 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 5-АПА19-95

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Москва 8 августа 2019 года 

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации в составе 

председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Калининой Л.А. и Корчашкиной Т.Е.
при секретаре Виноградовой Е.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело  по апелляционной жалобе Енгалычевой Екатерины Александровны на  решение Московского городского суда от 26 июля 2019 года об отказе ей в  удовлетворении административного искового заявления о признании  незаконным и отмене решения окружной избирательной комиссии по  выборам депутата Московской городской Думы седьмого созыва по  одномандатному избирательному округу № 42 от 12 июля 2019 года № 8/1  «О регистрации кандидата в депутаты Московской городской Думы седьмого  созыва Коршуновой ОС». 

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации  Калининой Л.А., возражения относительно доводов апелляционной жалобы  представителей окружной избирательной комиссии по выборам депутата  Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному  избирательному округу № 42 Тимченко Д.И., Гришаева М.М., заключение  прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации  Гончаровой Н.Ю., полагавшей решение законным и обоснованным и поэтому  не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам  Верховного Суда Российской Федерации 


установила:

решением окружной избирательной комиссии по выборам депутата  Московской городской Думы седьмого созыва по одномандатному  избирательному округу № 42 от 12 июля 2019 года № 8/1 Коршунова ОС.  зарегистрирована кандидатом в депутаты Московской городской Думы  седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 42. 

Кандидат в депутаты Московской городской Думы седьмого созыва по  тому же избирательному округу Енгалычева Е.А., обратилась в Московский  городской суд с вышеназванным административным исковым заявлением,  считая, что на день, предшествующий дню заседания избирательной  комиссии, на котором должен был рассматриваться вопрос о регистрации  кандидата, среди документов, представленных для уведомления о  выдвижении и регистрации кандидата, имелись документы, оформленные с  нарушением требований Федерального закона, Избирательного Кодекса  города Москвы; избирательной комиссией не проводилась проверка  подписей избирателей, на предмет наличия подписавшихся лиц в регистре  избирателей, административный истец не был допущен к присутствию и  ознакомлению с документами данной проверки, избирательной комиссией не  проверялась достоверность собранных подписей, что позволяет их считать  недостоверными. 

Решением Московского городского суда от 26 июля 2019 года в  удовлетворении административного искового заявления отказано. 

В апелляционной жалобе административный истец просит решение  суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об  удовлетворении заявленных требований. 

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в  апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме. 

Изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, проверив  материалы дела, Судебная коллегия полагает решение суда первой  инстанции не подлежащим отмене. 

В силу пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года   № 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка  кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может  быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в  регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной  комиссией в порядке, предусмотренном статьёй 75 настоящего Федерального  закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов)  избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в  отношении которых вынесено такое решение, кандидата,  зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного  объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же  избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято  избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных  пунктами 24-26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных 


требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным  законом. 

Аналогичные положения содержатся в части 6 статьи 87 Закона города  Москвы от 6 июля 2005 года № 38 «Избирательный кодекс города Москвы». 

Таких нарушений судом не усматривается.

Регистрация кандидата осуществляется соответствующей  избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2,  2.2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной  власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации,  выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также  документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального  закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в  соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении  и регистрации кандидата, а также при наличии необходимого количества  подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата  (пункт 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ) 

Судом достоверно установлено, что вместе с заявлением о согласии  баллотироваться Коршуновой ОС. в ОИК № 42 одновременно и в  установленный законом срок были представлены документы,  предусмотренные пунктами 1 и 2 части 1.1, частями 3, 3.1 статьи 32  Избирательного кодекса города Москвы. 

Для регистрации Коршуновой ОС. в ОИК № 42 представлены  документы, предусмотренные положениями части 5 статьи 35  Избирательного кодекса города Москвы, в их числе 5 274 подписи  избирателей в двух сброшюрованных папках на 563 листах. 

Оплата изготовления подписных листов подтверждается копией  платежного поручения и выпиской с лицевого счёта. 

Первый финансовый отчёт кандидата подписан им, соответствует по  форме приложению 6 к Инструкции о порядке формирования и расходования  денежных средств избирательных фондов, формах учёта и отчётности  кандидатов при проведении выборов депутатов Московской городской  Думы, утверждённой решением Московской городской избирательной  комиссии от 23 мая 2019 года № 92/7 (далее - Инструкция). Оформление  данного отчёта проведено также с соблюдением требований указанной  Инструкции. 

В соответствии с решением Московской городской избирательной 


комиссии от 23 мая 2019 года № 92/2 «О количестве подписей избирателей,  необходимом для регистрации кандидата в депутаты Московской городской  Думы седьмого созыва, выдвинутого по соответствующему одномандатному  избирательному округу» количество подписей избирателей, необходимое для  регистрации кандидата в депутаты, выдвинутого по избирательному округу   № 42, составляет 4803 подписи. Коршунова ОС представила 4898  достоверных подписей. 

Поскольку порядок выдвижения кандидата соответствовал  Избирательному кодексу Москвы, необходимое количество достоверных  подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата,  имелось, 12 июля 2019 года ОИК № 42 приняла решение № 8/1 о  регистрации Коршуновой ОС. кандидатом в депутаты Московской  городской Думы седьмого созыва. 

Проверка достоверности сведений об избирателях и подписей  избирателей, содержащихся в подписных листах, представленных  Коршуновой ОС, подтверждается итоговым протоколом проверки  подписных листов от 10 июля 2019 года, из содержания которого видно, что  рабочая группа провела проверку соблюдения порядка сбора подписей  избирателей и оформления подписных листов, достоверности содержащихся  в подписных листах сведений об избирателях и их подписей в поддержку  выдвижения кандидата. В итоговом протоколе отражены результаты  проверки подписей в поддержку выдвижения кандидата, а именно заявлено  5274 подписи, представлено и проверено такое же количество подписей5274. В результате проверки подписных листов признаны  недействительными и (или) недостоверными 376 подписей, что составило  7,13 процента. 

Для установления достоверности сведений, содержащихся в подписных  листах, достоверности подписей, проставленных в листах поддержки  кандидата, ОИК № 42 использовалась ГАС «Выборы». После выявления  расхождений между персональными данными граждан, содержащимися в  подписном листе и в Регистре, а также выявления отсутствия в Регистре  таковых, ОИК № 42 направлен запрос в отношении указанных избирателей в  Центр адресно-справочной работы Управления по вопросам миграции  Главного управления Министерства внутренних дел России по городу  Москве. 

Согласно заключению специалиста по проверке подписных листов,  составленному Экспертно-криминалистическим центром УВД по ЗАО ГУ  МВД России по городу Москве от 6 июля 2019 года, на исследование  эксперту были представлены 100% подписей избирателей, в результате  проведённого исследования однозначно установленных нарушений,  влекущих недостоверность подписей, выявлено не было. 

Таким образом, поскольку выводы суда соответствуют  обстоятельствам дела, подтверждаются доказательствами, проверенными и  оценёнными судом по правилам статьи 84 Кодекса административного 


судопроизводства Российской Федерации, у Судебной коллегии нет поводов  для отмены правильного по существу судебного постановления. 

В связи с изложенным и принимая во внимание, что доводов, влекущих  безусловную отмену решения, в апелляционной жалобе не приводится,  Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации, руководствуясь статьями 307, 308, 309, 310 и 311  Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, 

определила:

решение Московского городского суда от 26 июля 2019 года оставить  без изменения, апелляционную жалобу Енгалычевой Екатерины  Александровны - без удовлетворения. 

Председательствующий
Судьи