ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 5-АПА19-98 от 02.10.2019 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

 № 5-АПА19-98

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 

город Москва 2 октября 2019 года 

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации в составе 

председательствующего Калининой Л.А.,
судей Корчашкиной Т.Е. и Горчаковой Е.В.,
при секретаре Виноградовой Е.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по  административному исковому заявлению Публичного акционерного  общества «Научно-производственное объединение «Алмаз» имени академика  А.А. Расплетина о признании недействующими с 1 января 2019 года пункта  22161 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября  2014 года № 700-ПП «Об определении перечня объектов недвижимого  имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их  кадастровая стоимость» в редакции постановления Правительства Москвы от  27 ноября 2018 года № 1425-ПП по апелляционной жалобе Правительства  Москвы на решение Московского городского суда от 30 мая 2019 года,  которым удовлетворено административное исковое заявление Публичного  акционерного общества «Научно-производственное объединение «Алмаз»  имени академика А.А. Расплетина. 

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации  Корчашкиной Т.Е., объяснения представителя Правительства Москвы  ФИО1, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражений  на апелляционную жалобу представителей Публичного акционерного  общества «Научно-производственное объединение «Алмаз» имени академика 


А.А. Расплетина - Шварцмана Я.Е. и Шевеля Д.В., заключение прокурора  Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю.,  полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения,  Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации 

установила:

Правительство Москвы постановлением от 28 ноября 2014 года № 700- ПП «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в  отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая  стоимость» в редакции постановления Правительства Москвы от 27 ноября  2018 года № 1425-ПП (далее - постановление Правительства Москвы № 700- ПП) утвердило согласно приложению 1 перечень объектов недвижимого  имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых  налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень) в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской  Федерации и статьей 1.1 Закона Москвы от 5 ноября 2003 года № 64 «О  налоге на имущество организаций» (далее - Закон города Москвы № 64). 

Постановление Правительства Москвы № 700-ПП опубликовано  28 ноября 2014 года на официальном сайте Правительства Москвы  (Ьпр://\ууугуу.то5.ш) и 2 декабря 2014 года в издании «Вестник Мэра и  Правительства Москвы» № 67. 

Постановлением Правительства Москвы от 27 ноября 2018 года №  1425-ПП «О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от  28 ноября 2014 года № 700-ПП» Перечень изложен в новой редакции и  определен по состоянию на 1 января 2019 года. 

Постановление Правительства Москвы № 1425-ПП опубликовано  29 ноября 2018 года на официальном сайте Правительства Москвы  ( № р://упу\у.то8.ш) и 13 декабря 2018 года в издании «Вестник Мэра и  Правительства Москвы» № 69. 

По состоянию на 1 января 2019 года в указанный Перечень включен в  пункт 22161 здание с кадастровым номером 77:09:0002006:1031,  расположенное по адресу: <...>. 

Публичное акционерное общество «Научно-производственное  объединение «Алмаз» имени академика А.А. Расплетина (далее - ПАО «НПО  «Алмаз»), являясь собственником нежилого здания с кадастровым номером  77:09:0002006:1031, обратилось в суд с административным иском о  признании недействующим с 1 января 2019 года пункта 22161 Перечня на  2019 год, полагая, что здание не отвечает требованиям статьи 378.2  Налогового кодекса Российской Федерации, так как расположено на  земельном участке, разрешенный вид использования которого не  предусматривает размещение на них офисных зданий делового,  административного и коммерческого назначения, торговых объектов, 


объектов общественного питания, бытового обслуживания. Здание  фактически не используется для указанных целей, помещения в здание  предназначены для складских целей. Включение этого объекта в Перечень  противоречит статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее  - НК РФ) и нарушает законные интересы административного истца,  необоснованно возлагая на него обязанность по уплате налога на имущество  в завышенном размере. 

Решением Московского городского суда от 30 мая 2019 года  административное исковое заявление общества удовлетворено. 

В апелляционной жалобе Правительство Москвы просит решение суда  отменить и принять по административному делу новое решение об отказе в  удовлетворении административного иска, ссылаясь на неправильное  определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела,  несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и неправильное  применение норм материального права. 

По мнению административного ответчика, здание расположено на  земельном участке с кадастровым номером 77:09:0002006:106 с видом  разрешенного использования «разработка акта разрешенного использования  под строительство многофункционального торгового комплекса,  строительства и его последующей эксплуатации», что подтверждается  письмом Департамента городского имущества города Москвы от 27 августа  2018 года № ДГИ-Э-74796/18-1, представленным до момента формирования  Перечня. Данные сведения внесены в Единый государственный реестр  недвижимости в январе 2019 года, то есть после формирования Перечня,  однако данное обстоятельство не отменяет того факта, что здание в  действительности располагалось на земельном участке с кадастровым  номером 77:09:0002006:106. 

Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе,  прокуратурой города Москвы представлены возражения. 

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и  возражений на нее, Судебная коллегия не находит оснований для отмены  судебного решения. 

Принимая во внимание положения статей 72 и 76 Конституции  Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального  закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации  законодательных (представительных) и исполнительных органов  государственной власти субъектов Российской Федерации», статьи 372  Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 44 Закона города Москвы  от 28 июня 1995 года «Устав города Москвы», пункта 9 статьи 11 и статьи 19  Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года № 65 «О Правительстве  Москвы», суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что  постановление Правительства Москвы № 700-ПП, которым утвержден  Перечень, а также последующие изменяющие его акты приняты  уполномоченным органом в установленной форме и размещены на  официальном сайте Правительства Москвы в сроки, предусмотренные 


подпунктом 3 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской  Федерации. 

В силу статей 14, 372 Налогового кодекса Российской Федерации налог  на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается  и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской  Федерации и законами субъектов Российской Федерации и с момента  введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего  субъекта Российской Федерации. 

На территории города Москвы налог на имущество организаций,  исчисляемый исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества,  введен Законом города Москвы от 5 ноября 2003 года № 64 «О налоге на  имущество организаций», статьей 1.1 которого установлены особенности  определения налоговой базы по налогу на имущество организаций в  отношении отдельных объектов недвижимого имущества. 

В соответствии с пунктом 1 статьи 1.1 Закона города Москвы налоговая  база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества  определяется в отношении административно-деловых центров и торговых  центров (комплексов) и помещений в них (кроме помещений, находящихся в  оперативном управлении органов государственной власти, автономных,  бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания  (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов,  расположены на земельных участках, один из видов разрешенного  использования которых предусматривает размещение офисных зданий  делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений),  расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования  которых предусматривает размещение промышленных или  производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых  объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания. 

В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового  кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент  принятия Перечня на 2019 год) налоговая база определяется с учетом  особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость  имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении  следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом  налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры  (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение которых в  соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или  документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости  предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов  общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически  используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов  общественного питания и бытового обслуживания. 

Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 3 названной статьи административно- деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение,  сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким 


собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:  здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из  видов разрешенного использования которого предусматривает размещение  офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;  здание (строение, сооружение) предназначено для использования или  фактически используется в целях делового, административного или  коммерческого назначения. 

Торговым центром (комплексом) в силу подпунктов 1 и 2 статьи 378.2  Налогового кодекса Российской Федерации признается отдельно стоящее  нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат  одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному  из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на  земельном участке, один из видов разрешенного использования которого  предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного  питания и (или) бытового обслуживания; здание (строение, сооружение)  предназначено для использования или фактически используется в целях  размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или)  объектов бытового обслуживания. 

Судом установлено, что ПАО «НПО «Алмаз» является собственником  нежилого здания с кадастровым номером 77:09:0002006:1031,  расположенного по адресу: <...>. 

Согласно выписке из Единого государственного реестра  недвижимости, техническому паспорту, экспликации и поэтажному плану  данное здание площадью 151,4 кв.м. имеет назначение «насосная оборотного  водоснабжения», и используется фактически по назначению. 

Удовлетворяя требование о признании недействующим пункта 22161  Перечня на 2019 год, суд исходил из того, что на момент утверждения  Перечня в Едином государственном реестре недвижимости содержались  сведения о нахождении здания в пределах границ земельного участка с  кадастровым номером 77:09:0002006:2335 с адресным ориентиром: <...> вл.ПО, строения 21, 32, 73, с видом  разрешенного использования «эксплуатация для осуществления  производственной и административно-хозяйственной деятельности»; запись  о нахождении здания в пределах границ двух земельных участков, в том  числе земельного участка с кадастровым номером 77:09:0002006:106 с видом  разрешенного использования «разработка акта разрешенного использования  под строительство многофункционального торгового комплекса,  строительства и его последующей эксплуатации», внесена в Единый  государственный реестр недвижимости только 19 февраля 2019 года, то есть  после принятия оспариваемого в части нормативного правового акта. 

Судебная коллегия не может не согласиться с такими выводами суда  первой инстанции, поскольку они соответствуют требованиям закона и  обстоятельствам дела. 


Согласно пункту 1 части 2 статьи 7 Федерального закона от 13 июля  2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»  Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод  достоверных систематизированных сведений в текстовой форме  (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и  состоит, в том числе из реестра объектов недвижимости (далее также - кадастр недвижимости). 

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 13 июля  2015 года № 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся основные и  дополнительные сведения об объекте недвижимости. 

Согласно пункту 26 части 4 и пункту 4 части 5 статьи 8 Федерального  закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся  основные сведения об объекте недвижимости, в том числе кадастровые  номера расположенных в пределах земельного участка объектов  недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок. В  кадастр недвижимости вносятся дополнительные сведения об объекте  недвижимого имущества, в том числе вид или виды разрешенного  использования земельного участка, здания, сооружения, помещения. 

Изложенные правовые положения свидетельствуют о том, что сведения  об объектах недвижимости, расположенных на конкретном земельном  участке, должны содержаться в Едином государственном реестре  недвижимости. 

Частью 6 статьи 62 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ  предусмотрено, что сведения, содержащиеся в Едином государственном  реестре недвижимости, предоставляются в форме электронного документа  или в форме документа на бумажном носителе в виде копии документа, на  основании которого сведения внесены в Единый государственный реестр  недвижимости, выписки из Единого государственного реестра недвижимости  или ином виде, установленном органом нормативно-правового  регулирования. 

Как установлено судом, на момент принятия оспариваемого  нормативного правового акта в Едином государственном реестре  недвижимости содержались сведения о нахождении здания с кадастровым  номером 77:09:0002006:1031 в пределах границ земельного участка с  кадастровым номером 77:09:0002006:2335 с адресным ориентиром: <...> вл.ПО, строения 21, 32, 73, с видом  разрешенного использования «эксплуатация для осуществления  производственной и административно-хозяйственной деятельности». 

Данные обстоятельства подтверждаются письмами филиала ФГБУ  «ФКП Росреестра» по Москве от 16 апреля 2019 года № 2.16/08530 и от 25  апреля 2019 года № 2.16/09271. 

Поскольку приведенный вид разрешенного использования земельного  участка с кадастровым номером 77:09:0002006:2335, на котором  располагается нежилое здание с кадастровым номером 77:09:0002006:1031,  не предусматривает размещения на нем офисных зданий, объектов торговли, 


общественного питания, бытового обслуживания, то указанный объект  недвижимости не может быть отнесен к административно-деловому и (или)  торговому центрам по данному основанию. 

Сведения, содержащиеся в письме Департамента городского имущества  города Москвы от 27 августа 2018 года № ДГИ-Э-74796/18, о том, что здание  расположено в пределах земельного участка с кадастровым номером  77:09:0002006:106, обоснованно не приняты судом во внимание, поскольку  письмо не является документом, исходя из которого возможно сделать вывод  о расположении нежилого здания на том или ином земельном участке. 

При таких обстоятельствах судебная коллегия считает обоснованным  вывод суда первой инстанции об отсутствии законных оснований для  включения здания в Перечень 2019 года. 

Доводы апелляционной жалобы, как основанные на неправильном  толковании норм материального права, регулирующих отношения в сфере  налогообложения имущества физических лиц, несостоятельны и выводов  суда первой инстанции не опровергают. 

При таких обстоятельствах, суд верно определил юридически  значимые обстоятельства, сделал выводы на основании материалов дела,  нарушений норм материального и процессуального права, которые бы  привели к неправильному разрешению дела, не допустил. 

Обстоятельств, влекущих безусловную отмену решения суда первой  инстанции, по административному делу не установлено. 

Исходя из изложенного, Судебная коллегия по административным  делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями  309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской  Федерации, 

определила:

решение Московского городского суда от 30 мая 2019 года оставить без  изменения, апелляционную жалобу Правительства Москвы - без  удовлетворения. 

Председательствующий
Судьи