ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 50-АПА19-13 от 06.09.2019 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 50-АПА19-13

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Москва 6 сентября 2019 года 

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации в составе 

председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Калининой Л.А. и Кириллова ВС.
при секретаре Тимохине И.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело  по апелляционной жалобе Виниченко Владимира Алексеевича на решение  Омского областного суда от 27 августа 2019 года об отказе в удовлетворении  административного искового заявления об отмене регистрации  Казаченко Ярослава Олеговича кандидатом на дополнительных выборах  Законодательного Собрания Омской области шестого созыва по Советскому  одномандатному округу № 4, зарегистрированного решением окружной  избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 4 по  дополнительным выборам депутатов Законодательного Собрания Омской  области шестого созыва от 22 июля 2019 года № 18-38-6. 

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации  Калининой Л.А., объяснения представителя Виниченко ВА. - Погорелой Т.Г., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения  представителя Избирательной комиссии Омской области Клименко В.И.,  представителя Казаченко Я.О. - Саенко К.Н., заключение прокурора  Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е.,  полагавшей решение не подлежащим отмене, Судебная коллегия по  административным делам Верховного Суда Российской Федерации 


установила:

постановлением избирательной комиссии Омской области от 6 июня  2019 года № 73/526-6 на 8 сентября 2019 года назначены дополнительные  выборы депутатов Законодательного Собрания Омской области шестого  созыва в одномандатных округах: Советский избирательный округ № 4,  Тюкалинский избирательный округ № 14, Кормиловский избирательный  округ № 19. 

Решением окружной избирательной комиссии одномандатного  избирательного округа № 4 по дополнительным выборам депутатов  Законодательного Собрания Омской области шестого созыва от 22 июля  2019 года № 18-38-6 Казаченко Ярослав Олегович, выдвинутый в порядке  самовыдвижения, зарегистрирован кандидатом на дополнительных выборах  депутатов Законодательного Собрания Омской области шестого созыва по  Советскому одномандатному избирательному округу № 4. 

Виниченко Владимир Алексеевич, зарегистрированный кандидатом по  тому же избирательному округу, 23 августа 2019 года обратился в суд с  административным исковым заявлением об отмене регистрации кандидата в  депутаты Казаченко Я.О. 

Административное исковое заявление мотивировано тем, что 31 июля  2019 года во время церемонии открытия детской игровой площадки,  расположенной во дворе дома 36 по улице Заозерной в городе Омске,  административный ответчик вручал благодарственные письма и подарочные  наборы конфет лицам, обладающим активным избирательным правом и  проживающим на территории Советского одномандатного избирательного  округа № 4; в ходе указанного мероприятия лицами, одетыми в одежду, на  которой была размещена фамилия и имя кандидата Казаченко Я.О.,  осуществлялась раздача агитационного материала (календарей), при этом  благодарственное письмо и жилетка-накидка, на которой нанесены фамилия  и имя административного истца и лозунг «Нефтегаз - реальные дела», не  оплачены из избирательного фонда кандидата. Указанные действия, по  мнению административного истца, подпадают под признаки подкупа  избирателей и использования преимуществ служебного положения, которые  в силу подпунктов «в» и «г» пункта 7 статьи 76 Федерального закона от  12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и  права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» являются  основанием для отмены регистрации кандидата в депутаты Казаченко Я.О. 

Решением Омского областного суда от 27 августа 2019 года в  удовлетворении административного искового заявления отказано. 

В апелляционной жалобе Виниченко ВА. просит об отмене решения  суда и принятии нового решения об удовлетворении административного  искового заявления. 

Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе,  Казаченко Я.О., избирательной комиссией Омской области и прокуратурой  Омской области представлены возражения. 


Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы,  Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации полагает решение не подлежащим отмене. 

Выводы суда об отказе в удовлетворении административного искового  заявления Виниченко В. А. соответствуют обстоятельствам дела,  подтверждаются доказательствами, проверенными и оценёнными судом по  правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства  Российской Федерации, и согласуются с нормами материального права,  регулирующими спорное правоотношение. 

В соответствии с пунктом 7 статьи 76 Федерального закона от 12 июня  2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на  участие в референдуме граждан Российской Федерации» регистрация  кандидата может быть отменена судом по заявлению кандидата,  зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случаях  неоднократного использования кандидатом преимуществ своего  должностного или служебного положения (подпункт «в» пункта 7 статьи 76);  установления факта подкупа избирателей кандидатом, его доверенным  лицом, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, а также  действующими по их поручению иным лицом или организацией  (подпункт «г» пункта 7 статьи 76). 

Пунктом 2 статьи 56 Федерального закона 12 июня 2002 года № 67-ФЗ  установлен запрет кандидатам при проведении предвыборной агитации  осуществлять подкуп избирателей: вручать им денежные средства, подарки и  иные материальные ценности, кроме как за выполнение организационной  работы (за сбор подписей избирателей, агитационную работу); производить  вознаграждение избирателей, выполнявших указанную организационную  работу, в зависимости от итогов голосования или обещать произвести такое  вознаграждение; проводить льготную распродажу товаров, бесплатно  распространять любые товары, за исключением печатных материалов (в том  числе иллюстрированных) и значков, специально изготовленных для  избирательной кампании; предоставлять услуги безвозмездно или на  льготных условиях, а также воздействовать на избирателей посредством  обещаний передачи им денежных средств, ценных бумаг и других  материальных благ (в том числе по итогам голосования), оказания услуг  иначе, чем на основании принимаемых в соответствии с законодательством  решений органов государственной власти, органов местного самоуправления. 

По смыслу приведённой нормы закона действия кандидатов могут быть  квалифицированы как подкуп избирателей только при наличии  доказательств, свидетельствующих о том, что эти действия осуществлялись  под условием голосования «за» или «против» конкретного кандидата или  ставились в зависимость от результатов выборов. 

Судом достоверно установлено, что на мероприятии, посвященном  открытию детской игровой площадки, Казаченко Я.О. принимал участие в  качестве почётного гостя с приветственной речью от ООО «Автоматика-


Сервис» в рамках исполнения соглашения о социальном партнерстве,  заключённого между ООО «Управляющая компания «Солнечный город» и  ООО «Автоматика-Сервис», его приветственная речь была связана с  открытием детской площадки и не содержала признаков агитации, указанных  в пункте 2 статьи 48 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ.  Доказательств того, что вручение шести участникам проекта «Солнечный  городок» благодарственных писем, конфет и подарочных календарей  ставилось в зависимость от участия в голосовании или сопровождалось  условием голосовать за кандидата Казаченко Я.О. в суд не представлено. 

Правомерно суд первой инстанции не усмотрел в действиях кандидата  Казаченко Я.О. случаев неоднократного использования преимуществ своего  должностного или служебного положения, исчерпывающий перечень  которых содержится в пункте 5 статьи 40 Федерального закона от 12 июня  2002 года № 67-ФЗ, поскольку ни одно из обстоятельств, приведённых в  административном исковом заявлении, к использованию преимуществ  должностного или служебного положения Казаченко Я.О. не относится.  Кроме этого, Казаченко Я.О., заместитель генерального директора  ООО «Автоматика-Сервис», не является членом органа управления  названного общества, на которого частью 1 статьи 40 распространяются  ограничения, связанные с должностным и служебным положением. 

Исходя из изложенного, принимая во внимание, что доводов, влекущих  безусловную отмену решения, в апелляционной жалобе не приводится, у  Судебной коллегии нет поводов для отмены правильного по существу  решения. 

Руководствуясь статьями 307, 308, 309, 310 и 311 Кодекса  административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная  коллегия по административным делам Верховного Суда Российской  Федерации 

определила:

решение Омского областного суда от 27 августа 2019 года оставить без  изменения, апелляционную жалобу Виниченко Владимира Алексеевича - без  удовлетворения. 

Председательствующий
Судьи