ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 51-АПА19-21 от 05.02.2020 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 51-АПА19-21

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва 5 февраля 2020 г. 

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации в составе 

председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д. и Нефедова ОН.
при секретаре Котович Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному  исковому заявлению первого заместителя прокурора Алтайского края о  признании не действующим в части решения управления Алтайского края по  государственному регулированию цен и тарифов от 20 июля 2015 г. № 106 «Об  установлении тарифов на водоотведение, оказываемое обществом с  ограниченной ответственностью «Барнаульский водоканал» потребителям  муниципального образования город Барнаул Алтайского края, на  2015-2019 годы» 

по апелляционному представлению первого заместителя прокурора  Алтайского края на решение Алтайского краевого суда от 21 августа 2019 г.,  которым в удовлетворении административного искового заявления отказано. 

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации  Нефедова ОН., возражения представителей управления Алтайского края по  государственному регулированию цен и тарифов - Есиной Н.В., общества с  ограниченной ответственностью «Барнаульский водоканал» - Симаковой О.Н.,  заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации  Гончаровой Н.Ю., полагавшей, что решение суда подлежит отмене, Судебная  коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации 

установила:

решением управления Алтайского края по государственному регулированию  цен и тарифов (далее также - Управление по тарифам, тарифный орган) 


от 20 июля 2015 г. № 106 «Об установлении тарифов на водоотведение,  оказываемое обществом с ограниченной ответственностью «Барнаульский  водоканал» потребителям муниципального образования город Барнаул  Алтайского края, на 2015-2019 годы» (далее - Решение № 106) утверждена  производственная программа общества с ограниченной ответственностью  «Барнаульский водоканал» (далее - ООО «Барнаульский водоканал»,  Общество), осуществляющего на территории муниципального образования  город Барнаул Алтайского края деятельность в сфере водоотведения,  на 2015-2019 гг. согласно приложению 1; установлены долгосрочные  параметры регулирования тарифов на водоотведение для ООО «Барнаульский  водоканал» на 2015-2019 гг., в том числе базовый уровень операционных  расходов на долгосрочный период регулирования в размере 322 062,82 тыс.  руб., согласно приложению 2; установлены тарифы на водоотведение,  оказываемое ООО «Барнаульский водоканал» потребителям муниципального  образования город Барнаул Алтайского края, с календарной разбивкой согласно  приложению 3. 

Решением управления Алтайского края по государственному  регулированию цен и тарифов от 27 ноября 2018 г. № 276 «О корректировке  тарифов на водоотведение, оказываемое обществом с ограниченной  ответственностью «Барнаульский водоканал» потребителям муниципального  образования город Барнаул Алтайского края, на 2019 год» (далее - Решение   № 276) в Решение № 106 внесены изменения, в том числе произведена  корректировка необходимой валовой выручки (далее также - НВВ) и тарифов  на водоотведение на 2019 г. 

Первый заместитель прокурора Алтайского края, действующий в  интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в  Алтайский краевой суд с административным исковым заявлением о признании  Решения № 106 не действующим в части определения базового уровня  операционных расходов и в части установления (корректировки) тарифов на  водоотведение на 2019 г., ссылаясь на несоответствие этого решения  положениям Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения  (далее также - Основы ценообразования), утвержденных постановлением  Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. № 406  «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и  водоотведения», и Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в  сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных приказом Федеральной  службы по тарифам от 27 декабря 2013 г. № 1746-э (далее также - Методические указания). 

По мнению административного истца, тарифным органом неверно  определен базовый уровень операционных расходов в связи с включением  расходов на дополнительное премирование, экономическая обоснованность  которых не подтверждена; тарифы на водоотведение на 2019 г. установлены на  основании неверно определенного размера НВВ. В нарушение пункта 14  Методических указаний в необходимой валовой выручке не учтены доходы 


Общества от взимания платы за нарушение нормативов по объему и (или)  составу сточных вод и от взимания платы за негативное воздействие на работу  централизованной системы водоотведения. В расчете нормативной прибыли  приняты расходы на социальные нужды в соответствии с коллективным  договором, которые по своему составу не соотносятся со статьей 270  Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). 

Решением Алтайского краевого суда от 21 августа 2019 г. в  удовлетворении административного искового заявления отказано. 

В апелляционном представлении первый заместитель прокурора  Алтайского края просит решение суда отменить, как вынесенное с нарушением  и неправильным применением норм материального права, принять новый  судебный акт об удовлетворении требований. Не соглашается с выводом суда  об обоснованности расчета размера дополнительного премирования,  определенного административным ответчиком на основании фактических  выплат Общества за 2013 г., поскольку на момент принятия оспариваемого  Решения № 106 регулируемая организация располагала сведениями о  фактических расходах на оплату труда за 12 месяцев 2014 г. Обращает  внимание, что на момент установления тарифов Управление по тарифам  какими-либо документами, подтверждающими целевое расходование средств,  полученных от взимания платы за нарушение нормативов по объему и (или)  составу сточных вод, а также от взимания платы за негативное воздействие на  работу централизованной системы водоотведения, не располагало. Полагает,  что полученные в ходе судебного разбирательства документы такое целевое  расходование не подтверждают. Судом не принято во внимание, что порядок  определения величины нормативной прибыли регламентирован подпунктом  «в» пункта 78 Основ ценообразования, согласно которому нормативная  прибыль включает величину экономически обоснованных расходов на  выплаты, предусмотренные коллективными договорами, не учитываемых при  определении налоговой базы налога на прибыль (расходов, относимых на  прибыль после налогообложения) в соответствии с НК РФ

Относительно изложенных в апелляционном представлении доводов  управлением Алтайского края по государственному регулированию цен и  тарифов и ООО «Барнаульский водоканал» представлены возражения. 

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения представления  в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме. 

Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в  соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного  судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ). 

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления  и возражений на него, заслушав заключение прокурора Генеральной  прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным  делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что решение суда  первой инстанции подлежит оставлению без изменения исходя из следующего. 


В сфере водоснабжения и водоотведения государственное регулирование  тарифов осуществляется в соответствии с Федеральным законом  от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении), Основами ценообразования в сфере  водоснабжения и водоотведения и Правилами регулирования тарифов в сфере  водоснабжения и водоотведения (далее - Правила регулирования тарифов),  утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации  от 13 мая 2013 г. № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере  водоснабжения и водоотведения», и Методическими указаниями по расчету  регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения,  утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам  от 27 декабря 2013 г. № 1746-э. 

Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Закона о водоснабжении и  водоотведении установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения  относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов  Российской Федерации. 

Из Положения об управлении Алтайского края по государственному  регулированию цен и тарифов, утвержденного постановлением Администрации  Алтайского края от 30 ноября 2011 г. № 695, следует, что названное управление  является органом исполнительной власти Алтайского края, осуществляющим  государственное регулирование и контроль применения цен, тарифов, в том  числе в сфере водоотведения. 

Как правильно установлено судом первой инстанции и подтверждается  материалами дела, Решение № 106 и Решение № 276 приняты уполномоченным  органом, с соблюдением установленных законом требований к форме,  процедуре принятия и порядку опубликования. 

В соответствии с пунктом 1 части 7, пунктом 1 части 8 статьи 31 Закона о  водоснабжении и водоотведении водоотведение относится к регулируемым  видам деятельности в сфере водоотведения, а тариф на водоотведение - к  регулируемым тарифам. 

Расчет тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется  исходя из объема поставленных товаров, оказанных услуг и величины  необходимой валовой выручки, рассчитанной одним из методов,  предусмотренных статьей 32 Закона о водоснабжении и водоотведении, в том  числе методом индексации, при котором расчет осуществляется с учетом  изменения цен на используемые при осуществлении регулируемых видов  деятельности товары, работы, услуги. 

В соответствии с пунктом 80 Основ ценообразования необходимая валовая  выручка регулируемой организации и тарифы, установленные с применением  метода индексации, ежегодно корректируются с учетом отклонения  фактических значений параметров регулирования тарифов, учитываемых при  расчете тарифов (за исключением долгосрочных параметров регулирования  тарифов), от их плановых значений. Корректировка осуществляется в  соответствии с формулой корректировки необходимой валовой выручки, 


установленной в методических указаниях и включающей показатели,  предусмотренные подпунктами «а»-«д» пункта 73, а также с учетом положений  пункта 78 Основ ценообразования. 

В соответствии с пунктом 25 Правил регулирования тарифов орган  регулирования тарифов проводит экспертизу предложений об установлении  тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов,  корректности определения параметров расчета тарифов и отражает ее  результаты в своем экспертном заключении. 

Решения правления (коллегии) органа регулирования тарифов  принимаются на основании представляемых регулируемой организацией  материалов и экспертного заключения органа регулирования тарифов. 

Согласно пункту 30 Правил регулирования тарифов орган регулирования  отказывает регулируемой организации во включении в цены (тарифы)  отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, в случае если  экономическая обоснованность таких расходов в соответствии с Основами  ценообразования и Методическими указаниями не подтверждена. 

Отказывая в удовлетворении заявленных административных требований,  суд первой инстанции исходил из того, что произведенные тарифным органом  расчеты являются обоснованными, сделаны на основании норм, определяющих  тарифное регулирование; оспариваемое в части в рамках данного  административного дела Решение № 106 (в редакции Решения № 276) по  своему содержанию соответствует нормативным правовым актам, имеющим  большую юридическую силу. 

Судебная коллегия полагает возможным согласиться с выводами суда  первой инстанции. 

Как усматривается из материалов дела и установлено судом,  ООО «Барнаульский водоканал» осуществляет регулируемые виды  деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения на территории  муниципального образования город Барнаул Алтайского края. 

На основании заявления ООО «Барнаульский водоканал» от 18 мая 2015 г.  об изменении метода регулирования тарифов на водоотведение, установлении  названных тарифов на долгосрочный период регулирования 2015-2019 гг. с  применением метода индексации, 20 июля 2015 г. по результатам проведения  специалистами тарифного органа экспертизы предложения Общества на  заседании правления принято Решение № 106. 

Согласно экспертному заключению базовый уровень операционных  расходов на долгосрочный период регулирования определен в размере  322 062,82 тыс. руб., необходимая валовая выручка на 2015 г. - 537 310,16 тыс.  руб. 

Доводы административного истца о неверном определении тарифным  органом базового уровня операционных расходов ввиду отсутствия  экономического обоснования включенных в фонд оплаты труда Общества  расходов на дополнительное премирование работников в размере 15%  правомерно признаны судом первой инстанции необоснованными. 


Согласно пунктам 29, 74 Основ ценообразования тарифы в сфере  водоснабжения и водоотведения устанавливаются на основании необходимой  валовой выручки, определенной для соответствующего вида регулируемой  деятельности, и расчетного объема отпуска воды. При установлении тарифов с  применением метода индексации необходимая валовая выручка регулируемой  организации включает в себя текущие расходы, расходы на амортизацию  основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль  регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль  гарантирующей организации. 

В соответствии с пунктами 58, 75, подпунктом «а» пункта 79 Основ  ценообразования при применении метода индексации регулируемые тарифы  устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов,  к которым в том числе относится базовый уровень операционных расходов,  включаемых в текущие расходы регулируемой организации. 

Текущие расходы регулируемой организации включают в себя  операционные расходы, неподконтрольные расходы и расходы на приобретение  электрической энергии и топлива. 

Величина текущих расходов регулируемой организации определяется в  соответствии с пунктами 58-65 Основ ценообразования. 

К числу таких расходов отнесены расходы на плату труда и отчисления на  социальные нужды производственного, ремонтного и административно- управленческого персонала (пункты 39-41 Основ ценообразования). 

В соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования при определении  расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку,  размер фонда оплаты труда определяется в соответствии с методическими  указаниями с учетом отраслевых тарифных соглашений, коллективных  договоров, заключенных регулируемой организацией, и плановым и (или)  фактическим уровнем фонда оплаты труда, сложившимся за последний  расчетный период регулирования в регулируемой организации и других  регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные виды  регулируемой деятельности в сопоставимых условиях, а также с учетом  прогнозного индекса потребительских цен. 

Согласно пункту 17 Методических указаний при определении расходов на  оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, размер фонда  оплаты труда определяется в соответствии с приложениями 2.2, 2.2.1 к данным  Методическим указаниям. 

Приложение 2.2 Методических указаний предусматривает включение в  фонд оплаты труда выплат, связанных с режимом работы и условиями труда на  1 работника в месяц (строка 2.7), текущего премирования (строка 2.8),  дополнительного премирования, включая вознаграждение за выслугу лет  (строка 2.9). 

При определении расходов на оплату труда в порядке приоритетности  используются следующие сведения: параметры отраслевого тарифного  соглашения; параметры трехстороннего соглашения, заключенного 


представителями работников, работодателей и органов исполнительной власти  субъектов Российской Федерации или местного самоуправления (региональное  отраслевое соглашение); размер фонда оплаты труда в последнем расчетном  периоде регулирования и фондов оплаты труда в других регулируемых  организациях, осуществляющих аналогичные регулируемые виды деятельности  в сопоставимых условиях, плановое значение индекса потребительских цен;  условия коллективного договора; прогнозный индекс потребительских цен. 

Действовавшее на момент принятия Решения № 106 Отраслевое тарифное  соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на  2014-2016 гг., утвержденное Министерством регионального развития  Российской Федерации, Общероссийским отраслевым объединением  работодателей «Союз коммунальных предприятий», Общероссийским  профсоюзом работников жизнеобеспечения 9 сентября 2013 г. (далее - Отраслевое тарифное соглашение), предусматривало в пункте 2.8 включение в  расходы (средства), направляемые на оплату труда, тарифной составляющей  расходов, которая рассчитывается исходя из суммы месячных тарифных ставок  (должностных окладов) (подпункт 2.8.1), и средств, направляемых на  премирование работников, доплат, надбавок и других выплат в составе средств  на оплату труда, которые формируются согласно коллективным договорам  (подпункт 2.8.2), в том числе доплат (надбавок) к тарифным ставкам и  должностным окладам стимулирующего и (или) компенсационного характера,  связанных с режимом работы и условиями труда, доплат (надбавок)  стимулирующего характера, размер и порядок установления которых  определяется в организации, премий за основные результаты производственно- хозяйственной деятельности, по итогам работы за год по результатам  деятельности в отчетном периоде; ежемесячного вознаграждения за выслугу  лет согласно коллективному договору, в пределах 15% тарифной составляющей  расходов, направляемых на оплату труда (подпункт 2.8.2.5); иных видов  премирования, выплат компенсационного характера за работу вне места  постоянного проживания или в местностях с особыми климатическими  условиями (подпункты 2.8.2.6, 2.8.2.7). 

В части 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), содержащей основные понятия и определения, раскрывается  содержание заработной платы (оплаты труда работника), состоящей из  вознаграждения за труд в зависимости от квалификации работника, сложности,  количества, качества и условий выполняемой работы, а также  компенсационных и стимулирующих выплат. 

Исходя из положений статьи 135 ТК РФ, системы оплаты труда, включая  размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок  компенсационного характера и надбавок стимулирующего характера, и  системы премирования устанавливаются коллективными договорами,  соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым  законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими  нормы трудового права. 


Из содержания приведенных норм следует, что премии, предусмотренные  коллективными договорами, включены в систему оплаты труда. 

При определении фонда оплаты труда в составе базового уровня  операционных расходов тарифный орган исходил из численности персонала,  заявленного ООО «Барнаульский водоканал» при обращении с заявлением об  установлении тарифов на 2015-2019 гг., анализа представленных заявителем  штатного расписания, Свода по видам начислений за 2013 г., предложения  Общества на 2015 г., фактических данных по выплатам за 2013 г., плановых  расчетов на 2014 г., приказа генерального директора ООО «Барнаульский  водоканал» от 29 октября 2010 г. № 473 «О вводе в действие с 1 января 2011 г.  показателей премирования для работников ООО «Барнаульский водоканал»,  которым предусмотрен размер соответствующих выплат от 40 до 60%; расчет  произведен тарифным органом исходя из минимальной месячной тарифной  ставки рабочего первого разряда с применением индекса потребительских цен,  также учтены средний тарифный коэффициент, выплаты, связанные с режимом  работы и условиями труда работников, текущее и дополнительное  премирование. 

При определении общего размера премирования Управлением по тарифам  был проанализирован фактический уровень выплат за 2013 г. и учтены расходы  Общества на выплату персональных надбавок к окладу за совмещение  должностей (профессий), увеличение объема работ, расширение зоны  обслуживания, руководство бригадой, дополнительный отпуск за работу в  тяжелых, вредных и опасных условиях труда, месячные и разовые премии,  дополнительные выплаты. 

Из общего размера премирования, определенного тарифным органом как  соотношение суммы расходов к сумме тарифной составляющей (25,3%),  10% Управлением по тарифам отнесено к текущему премированию и 15% к  дополнительному премированию, что согласуется с положениями пункта  2.8.2.5 Отраслевого тарифного соглашения и с разделом 3.1.3 Положения об  оплате труда работников ООО «Барнаульский водоканал», утвержденного  приказом генерального директора ООО «Барнаульский водоканал»  от 13 октября 2010 г. № 442. 

Таким образом, включение в фонд оплаты труда расходов на  дополнительное премирование произведено тарифным органом на основании  положений Методических указаний, Отраслевого тарифного соглашения, а их  размер определен на основании фактических данных Общества за 2013 г.  (последний расчетный период регулирования), что соответствует требованиям  экономической обоснованности расходов, предусмотренным пунктом 52 Основ  ценообразования. 

Тем самым, правовые основания для признания не действующим Решения   № 106 в части определения тарифным органом долгосрочного параметра  регулирования - базового уровня операционных расходов на 2015-2019 гг.  у суда первой инстанции отсутствовали. 


В соответствии с пунктом 90 Методических указаний необходимая валовая  выручка регулируемой организации и тарифы, установленные с применением  метода доходности инвестированного капитала или метода индексации,  ежегодно корректируются (начиная со второго года первого долгосрочного  периода регулирования) с учетом отклонения фактических значений  параметров регулирования тарифов, учитываемых при расчете тарифов (за  исключением долгосрочных параметров регулирования тарифов), от их  плановых значений. 

По заявлению ООО «Барнаульский водоканал» от 28 апреля 2018 г. о  корректировке тарифов на водоотведение на 2019 г. (ранее установленных  Решением № 106), 27 ноября 2018 г. на основании экспертного заключения,  составленного специалистами тарифного органа по предложению Общества, на  заседании правления принято Решение № 276. 

Оспариваемым решением утверждена произведенная Управлением по  тарифам корректировка необходимой валовой выручки, которая определена на  2019 г. в размере 597 926,09 тыс. руб., путем внесения изменений в Решение   № 106. 

Полагая неверным определение размера НВВ, административный истец  ссылался, в том числе на нарушение тарифным органом пункта 14  Методических указаний, поскольку в необходимой валовой выручке не учтены  доходы Общества от взимания платы за нарушение нормативов по объему и  (или) составу сточных вод и от взимания платы за негативное воздействие на  работу централизованной системы водоотведения. 

Отклоняя указанные доводы, суд первой инстанции исходил из  следующего. 

В соответствии с частью 10 статьи 7 Закона о водоснабжении и  водоотведении в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в  централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества,  иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой  системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей  водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных  веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы  водоотведения, в размере и порядке, которые установлены правилами  холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством  Российской Федерации. 

Такой порядок установлен Правилами холодного водоснабжения и  водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской  Федерации от 29 июля 2013 г. № 644 (далее - Правила № 644). 

Согласно положениям пункта 1235 Правил № 644 (введенного в действие с  1 января 2017 г. постановлением Правительства Российской Федерации  от 3 ноября 2016 г. № 1134 «О вопросах осуществления холодного  водоснабжения и водоотведения») средства, полученные организациями,  осуществляющими водоотведение, в виде платы за негативное воздействие на  работу централизованной системы водоотведения, используются целевым 


образом в качестве источника финансирования производственной и (или)  инвестиционной программ организации, осуществляющей водоотведение, на  выполнение иных мероприятий, связанных с ремонтом, реконструкцией или  строительством объектов централизованных систем водоотведения, а также в  качестве средств на возврат займов и кредитов, процентов по займам и  кредитам, привлекаемым на реализацию производственной и (или)  инвестиционной программ. 

В соответствии с пунктом 14 Методических указаний доходы  регулируемой организации от взимания платы за нарушение нормативов по  объему и (или) составу сточных вод не учитываются при расчете необходимой  валовой выручки в случае, если они направляются целевым образом на  внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду,  компенсацию вреда, причиненного водному объекту, и финансирование  мероприятий инвестиционной программы по строительству, реконструкции и  модернизации объектов централизованной системы водоотведения. 

Доходы от взимания платы за негативное воздействие на работу  централизованной системы водоотведения не учитываются при расчете  необходимой валовой выручки регулируемой организации в случае, если они  направляются целевым образом на финансирование мероприятий  инвестиционной и (или) производственной программы регулируемой  организации. 

Из системного толкования приведенных правовых норм следует, что  доходы регулируемой организации от взимания платы за нарушение  нормативов по объему и (или) составу сточных вод, от взимания платы за  негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения  признаются экономически не обоснованными доходами, подлежащими учету  при расчете необходимой валовой выручки, только в случае, если они не  расходованы целевым образом. 

Как установлено судом, расходы, произведенные за счет доходов от  целевой деятельности (платы за превышение нормативов загрязняющих  веществ, платы за негативное воздействие на работу централизованной  системы водоотведения), не заявлялись ООО «Барнаульский водоканал» при  установлении тарифов и их корректировке, что подтверждается раздельным  учетом доходов и расходов по деятельности, осуществляемой за счет тарифных  источников. 

Из пояснений, данных в суде первой инстанции представителями  административного ответчика и заинтересованного лица (Общества),  свидетелями, допрошенными судом, следует, что доходы в виде полученной  Обществом от абонентов платы за превышение нормативов загрязняющих  веществ, а также платы за негативное воздействие на работу централизованной  системы водоотведения не являются плановыми доходами и анализируются по  факту их получения. 

В целях проверки доводов административного ответчика судом  исследованы документы по раздельному учету доходов и расходов 


за 2015-2017 гг., фактические сметы расходов ООО «Барнаульский Водоканал»  за 2015, 2016 гг., планы текущего и капитального ремонтов на 2015-2016 гг.,  отчеты о выполнении планов текущего и капитального ремонтов  за 2015-2016 гг., планы о мероприятиях и отчеты о целевом расходовании  средств в виде платы за превышение нормативов сброса загрязняющих веществ  за 2015-2017 гг., отчеты о выполнении мероприятий о целевом расходовании  средств в виде платы за негативное воздействие на работу централизованной  системы водоотведения за 2015-2016 гг. (согласованные Комитетом по  энергоресурсам и газификации города Барнаула (далее - Комитет по  энергоресурсам) и утвержденные Администрацией города Барнаула). 

Данные документы свидетельствуют о раздельном учете доходов и  расходов по регулируемым видам деятельности и деятельности Общества по  сбору компенсации расходов организации водопроводно-канализационного  хозяйства при сбросе абонентами сточных вод, оказывающих негативное  воздействие на работу централизованной системы водоотведения, за  сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы  канализации населенных пунктов Алтайского края, а также о расходовании  собранных средств. 

Поскольку доходы за счет взимания платы за нарушение нормативов по  объему и (или) составу сточных вод и от взимания платы за негативное  воздействие на работу централизованной системы водоотведения, полученные  Обществом, имели целевое использование и были направлены на внесение  платы за негативное воздействие на окружающую среду, компенсацию вреда,  причиненного водному объекту, что подтверждается также письмом Комитета  по энергоресурсам от 23 мая 2019 г. № 162/отв-718, согласно которому  перечень выполненных ООО «Барнаульский водоканал» мероприятий,  подтвержденных отчетами, соответствует перечню мероприятий, включенных в  планы использования средств, собранных с абонентов, при этом доходы  Общества за 2015-2016 гг. в виде собранной с абонентов платы за сброс  сточных вод с превышением нормативов не превысили расходы Общества за те  же периоды, у тарифного органа отсутствовали основания для учета при  определении размера НВВ на 2019 г. указанных доходов Общества. 

При этом, как правильно указал суд первой инстанции, отсутствие у  Управления по тарифам приведенных документов не привело к установлению  тарифа в экономически необоснованном размере и нарушению прав  потребителей с учетом заявки Общества на установление тарифа исходя из  затрат на водоотведение без включения затрат, финансируемых за счет платы за  превышение нормативов, а также с учетом установленных в ходе рассмотрения  административного дела обстоятельств, свидетельствующих об утверждении  контролирующими органами отчетов о целевом расходовании Обществом  средств в виде указанной платы. Достоверность представленных в ходе  рассмотрения административного дела в качестве дополнительных к  материалам тарифного дела доказательств сторонами не оспаривалась. 


Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с приведенными  выводами суда первой инстанции. Иной подход будет свидетельствовать о  непропорциональном вмешательстве в деятельность уполномоченного органа,  что не будет отвечать целям и принципам государственного регулирования цен  в сфере водоотведения. 

Кроме того, Судебная коллегия также учитывает, что Федеральной  антимонопольной службой в ходе внеплановых документарных проверок в  отношении Управления по тарифам и ООО «Барнаульский водоканал»  не установлено нарушений тарифным органом пункта 14 Методических  указаний при корректировке тарифов на 2016-2018 гг., обусловленных  неучетом в НВВ Общества доходов от взимания платы за нарушение  нормативов по объему и (или) составу сточных вод и от взимания платы за  негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения. 

Полагая установленные тарифы на водоотведение на 2019 г.  завышенными, административный истец ссылался также на включение в НВВ  Общества в составе нормативной прибыли расходов на социальные нужды,  предусмотренные коллективным договором, в экономически необоснованном  размере. 

Отклоняя названные доводы, суд первой инстанции исходил из положений  пункта 78 Основ ценообразования, пункта 86 Методических указаний, согласно  которым величина нормативной прибыли регулируемой организации включает  в себя: величину расходов на капитальные вложения (инвестиции),  определяемую на основе утвержденных инвестиционных программ; величину  иных экономически обоснованных расходов на социальные нужды, не  учитываемых при определении налоговой базы налога на прибыль (расходов,  относимых на прибыль после налогообложения), в соответствии с Налоговым  кодексом Российской Федерации. 

Расходы, не учитываемые при исчислении налога на прибыль, приведены в  статье 270 НК РФ

Коллективным договором ООО «Барнаульский водоканал» предусмотрены  выплаты, связанные с предоставлением материальной помощи в связи с  рождением ребенка, смертью работника и его близких родственников, по иным  основаниям (в том числе к празднику «День Победы», в связи с болезнью),  присвоением почетных званий, достижением пенсионного возраста, на  организацию конкурсов профессионального мастерства и спортивно- оздоровительных мероприятий. 

Суд пришел к выводу о правомерности включения указанных расходов в  НВВ Общества ввиду того, что их расчет осуществлен тарифным органом по  регулируемому виду деятельности, в той части, в которой такие выплаты  предусмотрены положениями Отраслевого тарифного соглашения в жилищно- коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017-2019 гг.,  утвержденного Общероссийским отраслевым объединением работодателей  сферы жизнеобеспечения, Общероссийским профсоюзом работников 


жизнеобеспечения 8 декабря 2016 г., экономическая обоснованность данных  расходов подтверждена соответствующими документами. 

Таким образом, поскольку величина экономически обоснованных расходов  на названные выплаты, предусмотренные коллективным договором,  не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль в  соответствии с пунктами 23, 29 статьи 270 НК РФ, входит в состав  нормативной прибыли (подпункт «в» пункта 78 Основ ценообразования), у  тарифного органа не имелось правовых оснований для исключения названных  расходов из состава НВВ Общества. 

Ссылки апелляционного представления на необоснованное включение в  состав нормативной прибыли расходов, не связанных с выплатами в пользу  работников (на перечисления Совету Ветеранов, конкурсы профессионального  мастерства, спортивно-оздоровительные мероприятия), не могут быть приняты  во внимание, поскольку названные расходы ввиду их незначительности на  итоговый размер тарифов не повлияли. 

Кроме того, названные расходы могут быть учтены тарифным органом при  корректировке тарифов на следующий период регулирования в соответствии с  положениями подпункта «а» пункта 16 Основ ценообразования. 

Доводы апелляционного представления аналогичны позиции  административного истца в суде первой инстанции, получившей надлежащую  правовую оценку, аргументированно изложенную в обжалуемом судебном  акте, не согласиться с которой у Судебной коллегии оснований не имеется. 

Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, подтверждаются  доказательствами, проверенными и оцененными судом по правилам статьи 84  КАС РФ, и согласуются с нормами Закона о водоснабжении и водоотведении. 

Предусмотренные статьей 310 КАС РФ основания для отмены решения в  апелляционном порядке отсутствуют. 

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного  судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по  административным делам Верховного Суда Российской Федерации 

определила:

решение Алтайского краевого суда от 21 августа 2019 г. оставить без  изменения, апелляционное представление /Первого заместителя прокурора  Алтайского края - без удовлетворения.

Председательствующий