ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 53-АПА19-13 от 18.04.2019 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дело № 53-АПА19-13

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Москва 18 апреля 2019 г.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации в составе 

председательствующего Александрова В.Н.
судей Абакумовой И.Д., Нефедова О.Н.
при секретаре Дарькине А.О.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному  исковому заявлению Рылкина Д.Ю. о признании не действующими Правил  землепользования и застройки на территории муниципального образования - Элитовский сельсовет Емельяновского района Красноярского края,  утвержденных решением Элитовского сельского Совета депутатов от  18 августа 2009г. № 39-1р в части карты градостроительного зонирования по  апелляционным жалобам администрации Емельяновского района  Красноярского края, администрации Элитовского сельского совета  Емельяновского района Красноярского края и Рылкина Д.Ю. на решение  Красноярского краевого суда от 31 октября 2018г., которым административное  исковое заявление удовлетворено. 

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации  Александрова В.Н., пояснения представителя Рылкина Д.Ю. Шульгина Е.С.,  заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации  Коробкова Е.И., Судебная коллегия по административным делам Верховного  Суда Российской Федерации, 

установила:

Рылкин Д.Ю. обратился в Красноярский краевой суд с административным  исковым заявлением о признании не действующими Правил землепользования  и застройки на территории муниципального образования - Элитовский  сельсовет Емельяновского района Красноярского края, в части карты  градостроительного зонирования, утвержденных решением Элитовского 


сельского Совета депутатов от 18 августа 2009г. № 39-1р. 

Решением Красноярского краевого суда от 18 апреля 2018 г.  административное исковое заявление удовлетворено, оспариваемый акт  признан недействующим со дня вступления решения суда в законную силу. 

Не согласившись с решением суда, администрация Емельяновского района  Красноярского края, администрации Элитовского сельского совета  Емельяновского района Красноярского края обратились в Судебную коллегию  по административным делам Верховного суда Российской Федерации с  апелляционными жалобами, в которых просят указанный судебный акт  отменить, в удовлетворении искового заявления отказать, ссылаясь на  нарушение норм материального права. Административный истец также  обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой  инстанции изменить, признав оспариваемый акт недействующим с даты его  принятия. 

Относительно доводов, изложенных в апелляционных жалобах,  прокуратурой Красноярского края представлены возражения, истцом  представлен отзыв. 

В судебное заседание представители администрации Емельяновского  района Красноярского края, администрации Элитовского сельского совета  Емельяновского района Красноярского края, Элитовского сельского Совета  депутатов Емельяновского района, извещенные надлежащим образом о  времени и месте судебного разбирательства, не явились. Судебная коллегия по  административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает  возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц. 

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб,  заслушав объяснения представителя административного истца и заключение  прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная  коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации  установила следующее. 

В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от  06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного  самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от  06 октября 2003 г. № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа  относится, в том числе утверждение правил землепользования и застройки. 

Решением Элитовского сельского Совета депутатов от 18 августа 2009г.   № 39-1р утверждены Правила землепользования и застройки на территории  муниципального образования - Элитовский сельсовет Емельяновского района  Красноярского края. Указанное решение и утвержденные им Правила  землепользования и застройки опубликованы 19 и 26 августа 2009г. в газете  «Емельяновские вести» без карты градостроительного зонирования. 

Согласно материалам дела Рылкин Д.Ю. как многодетный гражданин  обращался в администрацию Элитовского сельсовета с заявлением о  предоставлении ему бесплатно в собственность земельного участка  расположенного в квартале 24:11:0140403 по адресу: Емельяновский район, 


п. Элита, ул. Российская, д.31, для ведения личного подсобного хозяйства. На  указанное заявление административный истец получил отказ, в связи с тем, что  испрашиваемый земельный участок, расположенный на территории  Элитовского сельсовета, находится за границей квартала жилой застройки. 

Административный истец, оспаривая нормативный акт, полагает, что  поскольку карта градостроительного зонирования, являющаяся неотъемлемой  частью Правил землепользования и застройки сельсовета в установленном  порядке не опубликована, то она не должна применяться. 

Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции исходил из  того, что при принятии Правил землепользования и застройки не соблюдена  процедура опубликования нормативного правового акта, а также нарушаются  права административного истца, имеющего право на получение бесплатно в  собственность земельного участка на территории сельсовета. 

Исследовав представленные в материалы дела документы, Судебная  коллегия полагает, что решение суда подлежит отмене исходя из следующего. 

Согласно статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации  (далее - Градостроительный кодекс) правила землепользования и застройки  включают в себя: порядок их применения и внесения изменений в указанные  правила; карту градостроительного зонирования; градостроительные  регламенты. На карте градостроительного зонирования устанавливаются  границы территориальных зон. 

Обязательным приложением к правилам землепользования и застройки  являются сведения о границах территориальных зон, которые должны  содержать графическое описание местоположения границ территориальных  зон, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат,  используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости.  Органы местного самоуправления поселения, городского округа также вправе  подготовить текстовое описание местоположения границ территориальных зон.  Формы графического и текстового описания местоположения границ  территориальных зон, требования к точности определения координат  характерных точек границ территориальных зон, формату электронного  документа, содержащего указанные сведения, устанавливаются федеральным  органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке  государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере  ведения Единого государственного реестра недвижимости, осуществления  государственного кадастрового учета недвижимого имущества,  государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним,  предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре  недвижимости. 

В соответствии с частью 2 статьи 7 Федерального закона от  31 декабря 2017г. № 507-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный  кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской  Федерации» органами государственной власти и органами местного  самоуправления, осуществившими подготовку и утверждение документов 


территориального планирования и правил землепользования и застройки до дня \ 

вступления в силу настоящего Федерального закона, должны быть 1  подготовлены сведения о границах населенных пунктов, о границах [ 

территориальных зон в соответствии со статьями 19, 23 и 30  Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего  Федерального закона) до 1 июня 2020 г. (за исключением случая, указанного в !

части 1 настоящей статьи).

Порядок подготовки и утверждения проекта правил землепользования и  застройки регламентирован статьей 31 Градостроительного кодекса

Подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется  с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в  документах территориального планирования, с учетом требований технических  регламентов, сведений Единого государственного реестра недвижимости,  сведений, документов, материалов, содержащихся в государственных  информационных системах обеспечения градостроительной деятельности,  заключения о результатах общественных обсуждений или публичных  слушаний и предложений заинтересованных лиц. 

Согласно части 3 статьи 32 Градостроительного кодекса правила  землепользования и застройки подлежат опубликованию в порядке,  установленном для официального опубликования муниципальных правовых  актов, иной официальной информации, и размещаются на официальном сайте  поселения (при наличии официального сайта поселения), официальном сайте  городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети  «Интернет». 

В соответствии со статьей 4 Устава Элитовского сельсовета нормативные  акты органов и должностных лиц местного самоуправления, затрагивающие  свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их  официального опубликования (обнародования) в газете «Емельяновские вести»,  осуществляемого в десятидневный срок со дня его подписания, если иное не  предусмотрено самим актом, настоящим уставом, действующим  законодательством. 

Согласно материалам дела главой Элитовского сельсовета принято  постановление от 18 февраля 2009 г. № 29/1 о разработке Правил  землепользования и застройки на территории муниципального образования - Элитовский сельсовет. 

Постановлением главы Элитовского сельсовета от 18 мая 2009г. № 158  принято решение о назначении и проведении публичных слушаний по  рассмотрению проекта Правил землепользования и застройки - Элитовский  сельсовет в июле 2009г., которое опубликовано 20 мая 2009г. в газете  «Емельяновские вести» № 20. Публичные слушания по проекту Правил  землепользования и застройки проведены в населенных пунктах, входящих в  состав Элитовского сельсовета 21 и 22 июля 2009г., на которых принято  решение об утверждении проекта предложенных Правил землепользования и 


застройки Элитовского сельсовета, что подтверждается протоколами и | 

заключением об одобрении проекта указанных Правил. [

Решением Элитовского сельского Совета депутатов от 18 августа 2009 г. $  утверждены Правила землепользования и застройки, согласно пункту 3 [ 

которого, решение вступает в силу с момента его опубликования в газете |  «Емельяновские вести». 

Правила землепользования и застройки сельсовета опубликованы 19 и 26  августа 2009г. в газете «Емельяновские вести», содержащие порядок их  применения и внесения изменений и градостроительные регламенты, однако  карта градостроительного зонирования не опубликована, поскольку  администрацией Емельяновского района была изъята графическая часть  материалов, ввиду их ограниченного доступа. 

В связи с отсутствием до июля 2015 года официального сайта  администрации Элитовского сельсовета, карта градостроительного  зонирования размещена на сайте администрации сельсовета в сети «Интернет»  лишь 18 ноября 2015 г, что подтверждается материалами дела. 

На момент обращения административного истца в суд с исковым  заявлением в апреле 2017 года, карты градостроительного зонирования  сельсовета были опубликованы для всеобщего доступа и соответственно  применялись. 

Разрешая спор суд первой инстанции исходил из того, что размещенные  карты территорий, входящих в состав сельсовета, представляют собой  схематичные изображения населенных пунктов, не позволяющие определить  прохождение границ территориальных зон применительно к конкретным  участкам территории. 

Вместе с тем в соответствии с частью 2 статьи 7 Федерального закона от  31 декабря 2017г. № 507-ФЗ неточности, имеющиеся в картах  градостроительного зонирования, допустимы, но должны быть приведены  уполномоченными органами в соответствие с градостроительным  законодательством до 01 июня 2020 г. 

Исходя из изложенного следует, что оспариваемый нормативный правовой  акт принят уполномоченным органом с соблюдением процедуры его принятия,  а нарушения, допущенные при его опубликовании не могут являться  существенными основаниями для признания акта не действующим. 

Руководствуясь статьями 309, 310 и 311 Кодекса административного  судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по  административным делам Верховного Суда Российской Федерации 

определила:

решение Красноярского краевого суда от 31 октября 2018 г. отменить.

В удовлетворении административного искового заявления Рылкина Д.Ю.  о признании недействующей карты градостроительного зонирования Правил  землепользования и застройки на территории муниципального образования - Элитовский сельсовет Емельяновского района Красноярского края, 


утвержденных решением Элитовского сельского Совета депутатов от
18 августа 2009г. № 39-1р отказать.
Председательствующий
Судьи