ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
№ 53-АПА19-26
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Москва 10 июля 2019 г.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д. и Нефедова ОН.
при секретаре Дарькине АО.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кравцова Дмитрия Алексеевича о признании не действующими в части Правил землепользования и застройки городского округа город Красноярск, утвержденных решением Красноярского городского Совета депутатов от 7 июля 2015 г. № В-122, по апелляционной жалобе Красноярского городского Совета депутатов на решение Красноярского краевого суда от 5 марта 2019 г., которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И. Д., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Русакова И.В., полагавшего, что решение суда не подлежит отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
решением Красноярского городского Совета депутатов от 7 июля 2015 г. № В-122 «О Правилах землепользования и застройки городского округа город Красноярск и о признании утратившими силу отдельных решений Красноярского городского Совета депутатов» (далее - Решение № В-122) утверждены Правила землепользования и застройки городского округа город Красноярск (далее также - ПЗЗ г. Красноярска, Правила землепользования и застройки), которые включают карту градостроительного зонирования территории городского округа город Красноярск с отображением границ территориальных зон (приложение № 1).
ФИО1 обратился в Красноярский краевой суд с административным исковым заявлением о признании не действующим названного нормативного правового акта в части отнесения земельного участка с кадастровым номером 24:50:0000000:191555 к двум территориальным зонам: зоне городской рекреации (Р-3) и зоне территорий объектов автомобильного транспорта (ИТ).
В обоснование требований административный истец указал на несоответствие оспариваемого нормативного правового акта положениям статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее также - ЗК РФ) и статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также -ГрКРФ).
Решением Красноярского краевого суда от 5 марта 2019 г. административное исковое заявление удовлетворено: признано не действующим с момента вступления в силу судебного акта приложение № 1 к ПЗЗ г. Красноярска в части отнесения земельного участка с кадастровым номером 24:50:0000000:191555 к двум территориальным зонам.
В апелляционной жалобе Красноярский городской Совет депутатов, ссылаясь на неправильное определение и недоказанность обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение норм материального права, просит отменить судебный акт и принять новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления. По мнению административного ответчика, Правила землепользования и застройки соответствуют действующему законодательству. Доводы административного истца о нарушении его прав не подтверждены. Судом не дана оценка факту отнесения Генеральным планом городского округа город Красноярск, утвержденным решением Красноярского городского Совета депутатов от 13 марта 2015 г. № 7-107 (далее - Генеральный план), части названного земельного участка к функциональной зоне территорий общего пользования
в границах коридоров красных линий в связи с планируемым размещением автомобильной дороги.
Относительно изложенных в апелляционной жалобе доводов прокурором, участвовавшим в деле, представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Законодательство о градостроительной деятельности состоит из Градостроительного кодекса Российской Федерации, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации (статья 3 ГрК РФ).
Согласно пункту 26 части 1 статьи 16, части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статье 32 ГрК РФ подготовка и утверждение правил землепользования и застройки относятся к вопросам местного значения городского округа, по которым представительным органом местного самоуправления городского округа принимаются муниципальные правовые акты.
Муниципальное образование город Красноярск наделено статусом городского округа (статья 1 Закона Красноярского края от 25 февраля 2005 г. № 13-3148 «О наделении муниципального образования город Красноярск статусом городского округа»).
Решением № В-122 утверждены Правила землепользования и застройки, включающие карту градостроительного зонирования территории городского округа город Красноярск.
Как правильно установлено судом первой инстанции, оспариваемые Правила землепользования и застройки приняты уполномоченным органом в рамках предоставленной компетенции с соблюдением формы принятия нормативного правового акта, порядка его принятия и утверждения, а также официального опубликования. Решение суда по этим основаниям не обжалуется.
Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения
такого документа и порядок внесения в него изменений (пункт 8 статьи 1 ГрК РФ). Составной частью правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования (пункт 2 части 2 статьи 30 ГрК РФ), отражающая границы территориальных зон (часть 4 статьи 30 ГрК РФ).
Под территориальными зонами понимаются зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (пункт 7 статьи 1 ГрК РФ).
В соответствии с картой градостроительного зонирования территории городского округа город Красноярск (приложение № 1 к Правилам землепользования и застройки) в отношении земельного участка с кадастровым номером 24:50:0000000:191555 установлены следующие территориальные зоны: зона городской рекреации (Р-3) и зона территорий объектов автомобильного транспорта (ИТ).
Статьей 85 ЗК РФ предусмотрено, что земельные участки в составе зон инженерной и транспортной инфраструктур предназначены для застройки объектами железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта, связи, инженерной инфраструктуры, а также объектами иного назначения согласно градостроительным регламентам (пункт 8 статьи 85 ЗК РФ).
Частью 8 статьи 35 ГрК РФ также предусмотрено, что производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур предназначены для размещения промышленных, коммунальных и складских объектов, объектов инженерной и транспортной инфраструктур, в том числе сооружений и коммуникаций железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта, связи, а также для установления санитарно-защитных зон таких объектов в соответствии с требованиями технических регламентов.
В рассматриваемом случае градостроительный регламент зоны территорий объектов автомобильного транспорта (ИТ), установленный в статье 32 Правил землепользования и застройки, к основным видам разрешенного использования относит среди прочего земельные участки (территории) общего пользования.
Территорией общего пользования признается территория, используемая беспрепятственно неограниченным кругом лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары), границы которой обозначаются красными линиями (пункты И и 12 статьи 1 ГрК РФ).
На земельные участки в границах территорий общего пользования действие градостроительного регламента не распространяется (часть 4 статьи 36 ГрК РФ).
Земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации (пункт 12 статьи 85 ЗК РФ).
Исходя из пункта 3.37 СП 42.13330.2016 «Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*», утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30 декабря 2016 г. № 1034/пр, улично-дорожная сеть - это система объектов капитального строительства, включая улицы и дороги различных категорий и входящие в их состав объекты дорожно- мостового строительства (путепроводы, мосты, туннели, эстакады и другие подобные сооружения), предназначенные для движения транспортных средств и пешеходов, проектируемые с учетом перспективного роста интенсивности движения и обеспечения возможности прокладки инженерных коммуникаций, границы улично-дорожной сети закрепляются красными линиями. Территория, занимаемая улично-дорожной сетью, относится к землям общего пользования транспортного назначения.
Анализ приведенных норм позволяет сделать вывод, что в отношении территории общего пользования в документах градостроительного зонирования не предполагается установление территориальной зоны и градостроительного регламента.
Следовательно, довод апелляционной жалобы о том, что суд не принял во внимание отнесение Генеральным планом части земельного участка к функциональной зоне территорий общего пользования в границах коридоров красных линий в связи с планируемым размещением автомобильной дороги, на правильность обжалуемого решения не влияет.
Таким образом, установленное Правилами землепользования и застройки градостроительное зонирование в отношении земельного участка с кадастровым номером 24:50:0000000:191555 нельзя считать соответствующим градостроительному и земельному законодательству.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Красноярского краевого суда от 5 марта 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу красноярского городского Совета депутатов без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи