ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 53-АПА19-27 от 01.07.2019 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 53-АПА19-27

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва 3 1 июля 2019 г.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской  Федерации в составе 

председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И. Д. и Кириллова ВС.
при секретаре Дарькине АО.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по  административному исковому заявлению Слабухина Ивана Васильевича о  признании недействующим приложения № 1 к Правилам землепользования и  застройки городского округа город Красноярск, утвержденным решением  Красноярского городского Совета депутатов от 7 июля 2015 г. № В-122  «О Правилах землепользования и застройки городского округа город Красноярск и о  признании утратившим силу отдельных решений Красноярского городского Совета  депутатов», в части установления территориальных зон в границах земельного  участка с кадастровым номером <...>

по апелляционной жалобе Красноярского городского Совета депутатов на  решение Красноярского краевого суда от 27 марта 2019 г., которым  административное исковое заявление удовлетворено. 

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации  Абакумовой И.Д., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской 


Федерации Русакова ИВ., полагавшего, что решение суда не подлежит отмене,  Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской  Федерации 

установила:

решением Красноярского городского Совета депутатов от 7 июля 2015 г.   № В-122 «О Правилах землепользования и застройки городского округа город  Красноярск и о признании утратившими силу отдельных решений Красноярского  городского Совета депутатов» (далее - Решение № В-122) утверждены Правила  землепользования и застройки городского округа город Красноярск (далее также - ПЗЗ г. Красноярска, Правила землепользования и застройки), которые включают  карту градостроительного зонирования территории городского округа город  Красноярск с отображением границ территориальных зон (приложение № 1). 

Слабухин И.В. обратился в Красноярский краевой суд с административным  исковым заявлением о признании не действующим названного нормативного  правового акта в части отнесения земельного участка с кадастровым номером  <...> к двум территориальным зонам: зоне застройки индивидуальными  жилыми домами (Ж-1) и зоне территорий объектов автомобильного  транспорта (ИТ). 

В обоснование требований административный истец указал на несоответствие  оспариваемого нормативного правового акта положениям статьи 85 Земельного  кодекса Российской Федерации (далее также - ЗК РФ) и статьи 30  Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также - ГрКРФ). 

Решением Красноярского краевого суда от 27 марта 2019 г. административное  исковое заявление удовлетворено: признано не действующим с момента вступления  в силу судебного акта приложение № 1 к ПЗЗ г. Красноярска в части отнесения  земельного участка с кадастровым номером <...> к двум  территориальным зонам. 

В апелляционной жалобе Красноярский городской Совет депутатов, ссылаясь  на неправильное определение и недоказанность обстоятельств, имеющих значение  для дела, нарушение норм материального права, просит отменить судебный акт и  принять новое решение об отказе в удовлетворении административного искового  заявления. По мнению административного ответчика, Правила землепользования и  застройки соответствуют действующему законодательству. Доводы  административного истца о нарушении его прав не подтверждены. Судом не дана  оценка факту отнесения Генеральным планом городского округа город Красноярск,  утвержденным решением Красноярского городского Совета депутатов  от 13 марта 2015 г. № 7-107 (далее - Генеральный план), части названного 


земельного участка к функциональной зоне территорий общего пользования в  границах коридоров красных линий в связи с планируемым размещением  автомобильной дороги. 

Административным истцом и прокурором, участвующим в деле, представлены  возражения на апелляционную жалобу. 

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в  апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме. 

Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьей 308 Кодекса  административного судопроизводства Российской Федерации. 

Исходя из положений части 1 статьи 7, пункта 26 части 1 статьи 16  Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункта 3 части 3  статьи 8 и части 1 статьи 32 ГрК РФ утверждение правил землепользования и  застройки городского округа относится к вопросам местного значения городского  округа, по которым представительный орган местного самоуправления городского  округа принимает муниципальные правовые акты. 

С учетом названных норм, а также положений статьи 1 Закона Красноярского  края от 25 февраля 2005 г. № 13-3148 «О наделении муниципального образования  город Красноярск статусом городского округа» суд сделал правильный вывод о том,  что решение Красноярского городского Совета депутатов от 7 июля 2015 г.   № В-122, которым утверждены Правила землепользования и застройки городского  округа город Красноярск, приняты уполномоченным органом в надлежащей форме.  Нарушений порядка принятия и опубликования оспариваемого нормативного акта  судом не установлено, по этим основаниям решение суда не оспаривается. 

Законодательство о градостроительной деятельности состоит из  Градостроительного кодекса Российской Федерации, других федеральных законов и  иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных  нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам  градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты,  которые не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской  Федерации (статья 3 ГрК РФ). 

В соответствии с частью 4 статьи 7 Федерального закона от 6 ноября 2003 г.   № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в  Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить  Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам,  настоящему федеральному закону, другим федеральным законам и иным  нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям  (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской  Федерации. 


Градостроительное зонирование согласно пункту 6 статьи 1 Кодекса - это  разделение территорий городов и других муниципальных образований на зоны в  целях установления для каждой из них соответствующих градостроительных  регламентов, а к документам градостроительного зонирования относятся правила  землепользования и застройки - документ, который утверждается нормативными  правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми  актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов  федерального значения и в котором устанавливаются территориальные зоны,  градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок  внесения в него изменений (пункт 8 статьи 1 ГрК РФ). В правила землепользования  и застройки наряду с правовыми нормами включаются также карта  градостроительного зонирования, на которой отображаются границы  территориальных зон, и градостроительные регламенты - нормативные ограничения  градостроительной деятельности, вводимые в зависимости от целей  использования земельных участков (жилые, торговые, промышленные и т.д.), их  размеров, высоты и объема объектов капитального строительства, плотности  застройки (глава 4 ГрК РФ). 

Из материалов дела следует, что согласно сведениям Информационной  системы обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД) земельный участок  с кадастровым номером <...> расположен в территориальных зонах:  «Зона застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1)» и «Зона территорий  объектов автомобильного транспорта (ИТ)». 

Статьей 85 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в  состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в  соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным  зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и  транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного  использования; специального назначения; военных объектов; иным  территориальным зонам. Границы территориальных зон должны отвечать  требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.  Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный  регламент для каждой территориальной зоны индивидуально с учетом особенностей  ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания  различных видов использования земельных участков (жилого, общественно- делового, производственного, рекреационного и иных видов использования  земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной  территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент.  Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового  режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью 


земельных участков и используется в процессе застройки и последующей  эксплуатации зданий, сооружений. 

В соответствии с частью 4 статьи 30 ГрК РФ на карте градостроительного  зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы  территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого  земельного участка только к одной территориальной зоне. 

Вопреки доводам апелляционной жалобы Красноярского городского Совета  депутатов нахождение земельного участка в нескольких территориальных зонах в  рамках действующего правового регулирования создает неопределенность его  правового режима, в связи с чем могут быть нарушены права и законные интересы  административного истца на использование земельного участка в соответствии с  видом его разрешенного использования. 

Кроме того, частью 8 статьи 35 ГрК РФ также предусмотрено, что  производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур  предназначены для размещения промышленных, коммунальных и складских  объектов, объектов инженерной и транспортной инфраструктур, в том числе  сооружений и коммуникаций железнодорожного, автомобильного, речного,  морского, воздушного и трубопроводного транспорта, связи, а также для  установления санитарно-защитных зон таких объектов в соответствии с  требованиями технических регламентов. 

Градостроительный регламент зоны территорий объектов автомобильного  транспорта (ИТ), установленный в статье 32 Правил землепользования и застройки,  к основным видам разрешенного использования относит как автомобильный  транспорт, обслуживание автотранспорта, коммунальное обслуживание, объекты  гаражного назначения, так и земельные участки (территории) общего пользования. 

Территорией общего пользования признается территория, предназначенная  для беспрепятственного использования неограниченным кругом лиц (в том числе  площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего  пользования, скверы, бульвары), границы которой обозначаются красными  линиями (пункты 11 и 12 статьи 1 ГрК РФ). 

На земельные участки в границах территорий общего пользования действие  градостроительного регламента не распространяется (часть 4 статьи 36 ГрК РФ). 

Земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами,  проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами,  водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав  различных территориальных зон и не подлежат приватизации (пункт 12 статьи 85  ЗК РФ). 

Исходя из пункта 3.37 СП 42.13330.2016 «Свод правил. Градостроительство.  Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная 


редакция СНиП 2.07.01-89*», утвержденного приказом Министерства строительства  и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30 декабря 2016 г.   № 1034/пр, улично-дорожная сеть - это система объектов капитального  строительства, включая улицы и дороги различных категорий и входящие в их  состав объекты дорожно-мостового строительства (путепроводы, мосты, туннели,  эстакады и другие подобные сооружения), предназначенные для движения  транспортных средств и пешеходов, проектируемые с учетом перспективного  роста интенсивности движения и обеспечения возможности прокладки инженерных  коммуникаций, границы улично-дорожной сети закрепляются красными линиями.  Территория, занимаемая улично-дорожной сетью, относится к землям общего  пользования транспортного назначения. 

Анализ приведенных норм позволяет сделать вывод, что в отношении  территории общего пользования в документах градостроительного зонирования не  предполагается установление территориальной зоны и градостроительного  регламента. 

Таким образом, установленное оспариваемыми нормативными правовыми  актами территориальное планирование и градостроительное зонирование нельзя  считать соответствующим градостроительному и земельному законодательству. 

Довод апелляционной жалобы о том, что суд не принял во внимание  установление красных линий проектом планировки улично-дорожной сети и  территорий общественного пользования, на правильность обжалуемого решения не  влияет. 

Вопреки доводам апелляционной жалобы Красноярского городского Совета  депутатов возможность изъятия земельного участка (его части) для государственных  нужд сама по себе не опровергает изложенных ранее выводов. 

Иные доводы апелляционной жалобы также не содержат сведений,  свидетельствующих о нарушении судом норм материального права, и на вывод суда  о противоречии муниципального правового акта федеральному законодательству,  имеющему большую юридическую силу, не влияют. 

Решение суда первой инстанции вынесено с соблюдением норм  процессуального права и при правильном применении норм материального права.  Основания для отмены решения суда в апелляционном порядке, предусмотренные  статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,  отсутствуют. 

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного  судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным  делам Верховного Суда Российской Федерации 


определила:

решение Красноярского краевого суда от 27 марта 2019 г. оставить без изменения,  апелляционную жалобу Красноярского городского Совета депутатов без  удовлетворения. 

Председательствующий
Судьи