ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 53-АПА19-29 от 08.08.2019 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дело № 53-АПА19-29

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

08 августа 2019 г.

г. Москва

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации в составе 

председательствующего Александрова В.Н.
судей Абакумовой И.Д., Меркулова В.П.
при секретаре Дарькине АО.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному  исковому заявлению Попова АС. о признании не действующими приложения   № 1 Положения о территориальном планировании, приложения № 3 карты  функциональных зон городского округа, проектного плана (основной чертеж) к  решению Красноярского городского Совета депутатов от 13 марта 2015 г. № 7- 107 «О генеральном плане городского округа город Красноярск и о признании  утратившими силу отдельных решений Красноярского городского Совета» и  приложения № 1 карты градостроительного зонирования территории  городского округа город Красноярск к Правилам землепользования и застройки  городского округа город Красноярск, утвержденным решением Красноярского  городского Совета депутатов от 07 июля 2015 г. № В-122 «О правилах  землепользования и застройки городского округа город Красноярск и о  признании утратившими силу отдельных решений Красноярского городского  Совета депутатов», в части установления функциональных и территориальных  зон в границах земельных участков с кадастровыми номерами  <...> по апелляционной  жалобе Красноярского городского Совета депутатов на решение Красноярского  краевого суда от 25 марта 2019 г., которым административное исковое  заявление удовлетворено. 

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации  Александрова В.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры 


Российской Федерации Русакова И.В., Судебная коллегия по  административным делам Верховного Суда Российской Федерации, 

установила:

Попов А.С. обратился в суд с административным исковым заявлением о  признании не действующими приложения № 1 Положения о территориальном  планировании, приложения № 3 карты функциональных зон городского округа,  проектного плана (основной чертеж) к решению Красноярского городского  Совета депутатов от 13 марта 2015 г. № 7-107 «О генеральном плане городского  округа город Красноярск и о признании утратившими силу отдельных решений  Красноярского городского Совета» и приложения № 1 карты  градостроительного зонирования территории городского округа город  Красноярск к Правилам землепользования и застройки городского округа город  Красноярск, утвержденным решением Красноярского городского Совета  депутатов от 07 июля 2015 г. № В-122 «О правилах землепользования и  застройки городского округа город Красноярск и о признании утратившими  силу отдельных решений Красноярского городского Совета депутатов», в части  установления двух функциональных и двух территориальных зон в границах  земельных участков с кадастровыми номерами <...><...>

В обоснование заявленных требований административный истец указал,  что нахождение названных земельных участков одновременно в двух  функциональных и двух территориальных зонах противоречит нормам  действующего законодательства и ограничивает право их использования в  соответствии с целевым назначением. 

Решением Красноярского краевого суда от 25 марта 2019 г.  административное исковое заявление удовлетворено. 

Не согласившись с решением суда первой инстанции, Красноярский  городской Совет депутатов обратился в Судебную коллегию по  административным делам Верховного Суда Российской Федерации с  апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить,  ссылаясь на нарушение и неправильное применение норм материального и  процессуального права. 

Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе,  административным истцом и прокуратурой Красноярского края представлены  возражения. 

В судебное заседание Попов А.С., представители Красноярского  городского Совета депутатов, Главы города Красноярска, извещенные  надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились. 

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и  возражений на нее, заключение прокурора Генеральной прокуратуры  Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам 


Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены  обжалуемого судебного акта исходя из следующего. 

В соответствии с пунктом 26 части 1 статьи 16, части 1 статьи 7  Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации», пунктом 3  части 3 статьи 8 и части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса утверждение  генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки  относится к вопросам местного значения городского округа, по которым  представительный орган местного самоуправления городского округа  принимает муниципальные правовые акты. 

Решением Красноярского городского Совета депутатов от 13 марта 2015 г.   № 7-107 «О Генеральном плане городского округа город Красноярск и о  признании утратившими силу отдельных Решений Красноярского городского  Совета» (далее - решение от 13 марта 2015г. № 7-107) утвержден Генеральный  план городского округа город Красноярск. Указанное решение опубликовано  25 марта 2015 г. в периодическом печатном издании «Городские новости»   № 40. 

Приложением № 1 к решению от 13 марта 2015 г. № 7-107 является  Положение о территориальном планировании, приложением № 3 - карта  функциональных зон городского округа город Красноярска, на которой  установлены функциональные зоны городского округа город Красноярск. 

Решением Красноярского городского Совета депутатов от 07 июля 2015 г.   № В-122 «О Правилах землепользования и застройки городского округа  город Красноярск и о признании утратившими силу отдельных Решений  Красноярского городского Совета депутатов» (далее - решение от  07 июля 2015 г. № В-122) утверждены Правила землепользования и застройки  городского округа город Красноярск. Указанное решение опубликовано  15 июля 2015 г. в периодическом печатном издании «Городские новости»   № 102 . 

Согласно материалам дела Попов АС. является собственником земельных  участков с кадастровыми номерами <...><...> и в соответствии с картой градостроительного зонирования  территории городского округа город Красноярск (приложение № 1 к Правилам  землепользования и застройки, утвержденным решением от 07 июля 2015 г.   № В-122 (в редакции решения от 08 июля 2017г. № 18-223)) в отношении  земельных участков установлены две территориальные зоны: зона застройки  индивидуальными жилыми домами (Ж-1) и зона территорий объектов  автомобильного транспорта (ИТ). 

Генеральным планом (приложения № 1 и № 3 к решению от  13 марта 2015г. № 7-107) указанные земельные участки отнесены к двум  функциональным зонам: зоне застройки жилыми домами (1-3 эт.) и зоне  территорий общего пользования в границах коридоров красных линий. 

Согласно части 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской  Федерации (далее - Градостроительный кодекс) на карте градостроительного 


зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы  территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого  земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование  одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных  в различных территориальных зонах не допускается. Территориальные зоны,  как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку. 

В соответствии с частью 1 статьи 35 Градостроительного кодекса в  результате градостроительного зонирования могут определяться жилые,  общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и  транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования,  зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны  специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды  территориальных зон. 

В силу статьей 12 и 32 Правил землепользования и застройки городского  округа город Красноярск зона территорий объектов автомобильного транспорта  (ИТ), является территориальной зоной и включает в себя участки территории  города, предназначенные для размещения объектов автомобильного транспорта  и установления санитарно-защитных зон и санитарных разрывов таких  объектов, установления полос отвода автомобильных дорог, а также  размещения объектов дорожного сервиса при условии соответствия  требованиям законодательства о безопасности дорожного движения. 

В соответствии с частью 2 и 3 статьи 32 к основным видам разрешенного  использования земельных участков в указанной территориальной зоне  относятся: автомобильный транспорт (код-7.2); земельные участки  (территории) общего пользования (код-12.0); обслуживание автотранспорта  (код - 4.9); коммунальное обслуживание (код - 3.1); объекты гаражного  назначения (код - 2.7.1) и условно разрешенные виды использования: связь  (код - 6.8), за исключением антенных полей; объекты придорожного сервиса  (код-4.9.1). 

Таким образом, указанная территориальная зона - территорий объектов  автомобильного транспорта, это не только территория общего пользования - дорога, но предполагаемые на ней объекты дорожной инфраструктуры,  установленные в частях 2 и 3 статьи 32 Правил землепользования и застройки  городского округа. 

Исходя из изложенного, поскольку территориальное зонирование  земельных участков с кадастровыми номерами <...> не отвечает требованиям принадлежности их только к одной территориальной зоне, то Правила  землепользования и застройки городского округа в этой части приняты в  нарушение действующего законодательства. 

Вместе с тем, согласно пункту 2 части 1 статьи 34 Градостроительного  кодекса при подготовке правил землепользования и застройки границы  территориальных зон устанавливаются, в том числе с учетом функциональных 


зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным  планом городского округа. 

Принцип соответствия правил землепользования и застройки генеральному  плану городского округа как основополагающему документу территориального  планирования, определяющего стратегию градостроительного развития  территорий и содержащего в себе долгосрочные ориентиры их развития  определен частью 3 статьи 9, частями 9 и 10 статьи 31, пунктом 2 части 1  статьи 34 Градостроительного кодекса

Территориальные зоны конкретизируют положения документов  территориального планирования в целях определения правового режима  использования земельных участков, не изменяя при этом назначение  территории, отнесенной к функциональным зонам, в соответствии с  положениями статьи 1 статьи 34 и 35 Градостроительного кодекса

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33 Градостроительного кодекса,  внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется  при их несоответствии генеральному плану муниципального образования. 

В данном случае территориальное зонирование земельных участков  административного истца, при котором каждый из участков расположен в двух  территориальных зонах, соответствует тем функциональным зонам, которые  определены Генеральным планом городского округа город Красноярск,  согласно которому каждый из земельных участков относится к  функциональным зонам - зоне застройки жилыми домами (1-3 эт.) и зоне  территорий общего пользования в границах коридоров красных линий. 

В Градостроительном кодексе отсутствует норма запрещающая  нахождение одного земельного участка в различных функциональных зонах. 

Вместе с тем такое территориальное планирование в составе Генерального  плана территории, занятой земельными участками административного истца, не  позволяет при определении территориальных зон обеспечить соблюдение  требований части 4 статьи 30 Градостроительного кодекса

При принятии решения по данному делу Судебная коллегия исходит из  того, что поскольку земельные участки, поставлены на кадастровый учет  12 сентября 2007г. с целевым назначением использование земли - для объектов  жилой застройки, то при утверждении документов градостроительного  зонирования органом местного самоуправления, в силу статьи 34  Градостроительного кодекса, учитывается сложившаяся планировка  территории и существующее землепользование. Каких-либо доказательств,  того, что административным ответчиком, учитывалось существующее  землепользование и сложившаяся планировка территории, материалы дела не  содержат. 

С учетом изложенного оснований для отмены решения суда не имеется. 

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного  судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по  административным делам Верховного Суда Российской Федерации 


определила:

решение Красноярского краевого суда от 25 марта 2019 г. оставить без  изменения, апелляционную жалобу Красноярского городского Совета  депутатов - без удовлетворения. 

Председательствующий
Судьи