ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 53-АПА19-8 от 03.04.2019 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 № 53-АПА19-8

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва 3 апреля 2019 г. 

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации в составе 

председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д. и Нефедова О.Н.
при секретаре Гроховской В.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по  административному исковому заявлению общества с ограниченной  ответственностью (Белый город) о признании не действующими в части  Генерального плана городского округа город Красноярск, утвержденного  решением Красноярского городского Совета депутатов от 13 марта 2015 г.   № 7-107, приложения № 1 к Правилам землепользования и застройки  городского округа город Красноярск, утвержденным решением  Красноярского городского Совета депутатов от 7 июля 2015 г. № В-122 

(О Правилах землепользования и застройки городского округа город  Красноярск и о признании утратившими силу отдельных Решений  Красноярского городского Совета депутатов), по апелляционным жалобам  общества с ограниченной ответственностью «Белый город), Красноярского  городского Совета депутатов на решение Красноярского краевого суда от 19 


ноября 2018 г., которым административное исковое заявление удовлетворено  частично. 

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации  Абакумовой И. Д., заключение прокурора Генеральной прокуратуры  Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что решение суда не  подлежит отмене, Судебная коллегия по административным делам  Верховного Суда Российской Федерации 

установила:

общество с ограниченной ответственностью «Белый город) (далее000«Белый город), Общество) обратилось в Красноярский краевой суд с  административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнения  требований, просило признать недействующими: 

- Генеральный план городского округа город Красноярск,  утвержденный решением Красноярского городского Совета депутатов  от 13 марта 2015 г. № 7-107 (далее - Генеральный план), в части  установления в границах земельного участка с кадастровым номером  24:50:0700400:4 трех функциональных зон: зоны застройки среднеэтажными  жилыми домами (5-8 этажей), зоны застройки многоэтажными жилыми  домами (9 этажей и выше) и зоны территорий общего пользования в  границах красных линий, а также в части установления красных линий в  границах названного земельного участка; 

- приложения № 1 к Правилам землепользования и застройки  городского округа город Красноярск, утвержденным решением  Красноярского городского Совета депутатов от 7 июля 2015 г. № В-122  (О Правилах землепользования и застройки городского округа город  Красноярск и о признании утратившими силу отдельных решений  Красноярского городского Совета депутатов) (далее - Правила  землепользования и застройки), в части отнесения названного земельного  участка к трем территориальным зонам: зоне застройки среднеэтажными  жилыми домами (ЖЗ), зоне застройки многоэтажными жилыми домами (Ж4),  зоне территорий объектов автомобильного транспорта (ИТ), а также  частичного отнесения данного земельного участка к территории общего  пользования (автомобильных дорог). 

Общество полагает, что территория в границах принадлежащего ему на  праве собственности земельного участка с кадастровым номером  24:50:0700400:4 отнесена оспариваемыми нормативными правовыми актами  к нескольким территориальным и функциональным зонам с нарушением 


положений земельного и градостроительного законодательства, что нарушает  право административного истца на использование земельного участка по  назначению. 

Решением Красноярского краевого суда от 19 ноября 2018 г.  административное исковое заявление удовлетворено частично. 

Признаны недействующими с момента вступления решения суда в  законную силу: 

-Генеральный план в части отнесения земельного участка с  кадастровым номером 24:50:0700400:4 к трем функциональным зонам - зона  застройки среднеэтажными жилыми домами (5-8 этажей), зона застройки  многоэтажными жилыми домами (9 этажей и выше), зона территорий общего  пользования в границах коридоров красных линий; 

- Приложение № 1 к Правилам землепользования и застройки в части  отнесения названного земельного участка к трем территориальным зонам - зона застройки среднеэтажными жилыми домами (ЖЗ), зона застройки  многоэтажными жилыми домами (Ж4), зона территорий объектов  автомобильного транспорта (ИТ). 

В удовлетворении остальной части требований отказано. 

В апелляционной жалобе ООО «Белый город) просит отменить решение  суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требований о  признании не действующими Генерального плана и Правил  землепользования и застройки в части установления красных линий в  границах указанного земельного участка. Общество полагает, что вывод суда  об отсутствии в картографическом материале Генерального плана красных  линий не соответствует материалам дела. 

Красноярский городской Совет депутатов в апелляционной жалобе,  ссылаясь на то, что суд не учел положения Градостроительного кодекса  Российской Федерации (далее - ГрК РФ), допускающих отнесение  земельных участков, находящихся в собственности физических и  юридических лиц, к функциональным и территориальным зонам,  предусматривающим дальнейшие изъятие таких участков в целях  удовлетворения публичных интересов, в частности для строительства дорог. 

Красноярский городской Совет депутатов также полагает, что истцом не  доказано нарушение его прав оспариваемыми актами. 

Обществом представлены возражения на апелляционную жалобу  Красноярского городского Совета депутатов. 


Прокурор, участвующий в деле, представил возражения относительно  доводов, изложенных в апелляционной жалобе Красноярского городского  Совета депутатов. 

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалоб в  апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме. 

Пунктом 2 статьи 1, частью 1 статьи 9 ГрК РФ предусмотрено, что  территориальное планирование, т.е. планирование развития территорий,  осуществляется в том числе для установления функциональных зон,  определения планируемого размещения объектов федерального значения,  объектов регионального значения, объектов местного значения и направлено  на определение в документах территориального планирования назначения  территорий исходя из совокупности социальных, экономических,  экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития  территорий, развития инженерной, транспортной и социальной  инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений,  Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных  образований. 

В свою очередь, градостроительное зонирование территорий  муниципальных образований осуществляется в целях определения  территориальных зон и установления градостроительных регламентов  (пункт 6 статьи 1 ГрК РФ). 

К документам территориального планирования муниципального  образования относится генеральный план городского округа (пункт 3 части 1  статьи 18 ГрК РФ), а правила землепользования и застройки являются  документом градостроительного зонирования (пункт 8 статьи 1 ГрК РФ).  

Согласно пункту 26 части 1 статьи 16, части 1 статьи 7 Федерального  закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ«Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации), пунктам 1 и 3 части 3  статьи 8, части 1 статьи 24 и части 1 статьи 32 ГрК РФ утверждение  генеральных планов городского округа, правил землепользования и  застройки относится к вопросам местного значения городского округа, по  которым представительный орган местного самоуправления городского  округа принимает муниципальные правовые акты. При этом муниципальные  правовые акты, которые принимаются по вопросам градостроительной  деятельности, не должны противоречить ГрК РФ (часть 4 статьи 3). 

Как установлено судом и не оспаривается административным истцом,  Генеральный план и Правила землепользования и застройки приняты 


уполномоченным органом в установленной форме с соблюдением правил  официального опубликования. 

Согласно сведениям информационной системы обеспечения  градостроительной деятельности (далее - ИСОГД) красные линии, которые  пересекают границы земельного участка с кадастровым номером  24:50:0700400:4, установлены проектом планировки улично-дорожной сети  и территорий общественного пользования городского округа город  Красноярск, утвержденным постановлением администрации г. Красноярска  от 25 декабря 2015 г. № 833 (в редакции постановлений администрации  г. Красноярска от 28 апреля 2017 г. № 278 и от 19 июня 2018 г. № 398). На  картах Генерального плана и Правил землепользования и застройки  указанные красные линии не отображались. 

С учетом данных обстоятельств, исследовав картографический материал  Генерального плана, суд правомерно отказал в удовлетворении требований о  признании не действующим Генерального плана в части установления  красных линий в границах названного земельного участка. 

Как усматривается из выписки из ИСОГД, земельный участок с  кадастровым номером 24:50:0700400:4 находится в трех функциональных  зонах: зоне застройки среднеэтажными жилыми домами (5-8 этажей), зоне  застройки многоэтажными жилыми домами (9 этажей и выше) и зоне  территорий общего пользования в границах коридоров красных линий и в  территориальных зонах: застройки среднеэтажными жилыми домами (ЖЗ),  застройки многоэтажными жилыми домами (Ж4) и территорий объектов  автомобильного транспорта (ИТ), которые согласно статьям 16, 17 и 32  Правил землепользования и застройки имеют различные градостроительные  регламенты. 

Согласно пункту 5 статьи 1 ГрК РФ функциональные зоны  представляют собой зоны, для которых документами территориального  планирования определены границы и функциональное назначение.  Последнее, в свою очередь, определяется исходя из различных факторов для  обеспечения устойчивого развития соответствующих территорий (часть 1  статьи 9 ГрК РФ). В силу части 3 статьи 9 ГрК РФ положения документов  территориального планирования носят обязательный характер для органов  государственной власти, органов местного самоуправления при принятии и  реализации ими решений. В частности, из системного толкования пунктов 2,  5, 6, 7 и 8 статьи 1, пункта 2 части 1 статьи 34 и части 15 статьи 35 ГрК РФ  следует, что территориальные зоны конкретизируют положения документов  территориального планирования в целях определения правового режима 


использования земельных участков, не изменяя при этом назначение  территории, отнесенной к функциональным зонам. В данном случае  нахождение земельного участка согласно генеральному плану  муниципального образования одновременно в трех функциональных зонах не  позволяет при установлении территориальных зон соблюсти требование  принадлежности земельного участка только к одной территориальной зоне  (часть 4 статьи 30 ГрК РФ) и установить единый градостроительный  регламент в отношении такого земельного участка. 

Удовлетворяя административный иск в части признания Правил  землепользования и застройки не действующими в части отнесения  земельного участка с кадастровым номером 24:50:0700400:4 к трем  территориальным зонам, суд обоснованно руководствовался частью 2  статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации и частью 4 статьи 30  ГрК РФ, которые предписывают, что границы территориальных зон должны  отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к  одной территориальной зоне. 

Вопреки доводам апелляционной жалобы Красноярского городского  Совета депутатов нахождение земельного участка в нескольких  территориальных зонах в рамках действующего правового регулирования  создает неопределенность его правового режима, в связи с чем могут быть  нарушены права и законные интересы административного истца на  использование земельного участка в соответствии с видом его разрешенного  использования. 

В частности, это подтверждается тем, что ООО «Белый город) на  основании договоров купли-продажи от 25 декабря 2000 г. № 221 и  от 11 февраля 2010 г. № 108 принадлежит на праве собственности земельный  участок с кадастровым номером 24:50:0700400:4 и нежилое здание,  расположенное на данном земельном участке по адресу: г. Красноярск,  проспект имени газеты «Красноярский рабочий), д. 160, стр. 4. Записи о  регистрации права собственности внесены в единый государственный реестр  прав на недвижимое имущество и сделок с ним 10 февраля 2006 г. и 16 марта  2010 г. 

Администрацией г. Красноярска Обществу выдано разрешение  от 12 июля 2017 г. № 24-308-338-2017 на строительство объекта  капитального строительства: «многоэтажные жилые дома г. Красноярск,  Свердловский район, проспект имени газеты«Красноярский рабочий), д. 160). 

В связи с поступившим в адрес Департамента градостроительства  администрации города Красноярска (далее - Департамент) предписанием 


службы по контролю в области градостроительной деятельности  Красноярского края от 2 июля 2018 г. № 26 об устранении нарушений,  допущенных при выдаче указанного разрешения (нахождение земельного  участка с кадастровым номером 24:50:0700400:4 в нескольких  территориальных зонах), Департамент письмом от 17 июля 2018 г.   № 01/3013-дг рекомендовал Обществу до решения вопроса о возможности  отмены разрешения на строительство приостановить заключение договоров  долевого участия в строительстве указанного объекта и путем межевания  названного земельного участка привести его к одной территориальной  зоне Ж-4. В последствии, как следует из материалов дела, разрешение на  строительство отозвано. 

Вопреки доводам апелляционной жалобы Красноярского городского  Совета депутатов, возможность изъятия земельного участка (его части) для  государственных нужд сама по себе не опровергает изложенных ранее  выводов. 

Содержащееся в апелляционной жалобе Общества утверждение, что суд  необоснованно отказал в признании не действующим Генерального плана в  части установления красных линий в границах названного земельного  участка, поскольку красные линии, являющиеся одновременно границами  функциональной зоны, содержатся в том числе в указанном документе  территориального планирования основаны на неверном толковании норм  материального права. 

Действительно, согласно пункту 11 статьи 1 ГрК РФ красные линии  обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые)  границы территорий общего пользования и (или) границы территорий,  занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения  линейных объектов. Между тем статья 23 ГрК РФ не предусматривает, что  границы функциональных зон устанавливаются по красным линиям.  Напротив, исходя из системного толкования данной статьи и статьей 41-43  ГрК РФ следует, что даже в случае совпадения границ территории общего  пользования и функциональной зоны красные линии не являются границами  такой зоны, поскольку они устанавливаются различными документами, к  подготовке и содержанию которых предъявляются не тождественные  требования, в том числе и в части масштаба карт и отображаемых на них  объектов. 

Решение суда первой инстанции вынесено с соблюдением норм  процессуального права и при правильном применении норм материального  права. Основания для отмены решения суда в апелляционном порядке, 


предусмотренные статьей 310 Кодекса административного судопроизводства  Российской Федерации, отсутствуют. 

На основании изложенного и руководствуясь статьями 307, 309, 311  Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,  Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации 

определила:

решение Красноярского краевого суда от 19 ноября 2018 г. оставить  без изменения, апелляционные жалобы общества с ограниченной  ответственностью «Белый город)) и Красноярского городского Совета  депутатов без удовлетворения.

Председательствующий
Судьи