ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 55-АПА19-3 от 18.04.2019 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дело № 55-АПА19-3

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Москва 18 апреля 2019 г.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации в составе 

председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д., Нефедова О.Н.
при секретаре Дарькине А.О.

рассмотрела в открытом судебном заседании путем использования  систем видеоконференц-связи административное дело по  административному исковому заявлению публичного акционерного  общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири»  о признании не действующими в части приложений № 1, 2 к приказу  Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия от  25 декабря 2017 г. № 9-п «Об утверждении платы за техническое  присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых  организаций Республики Хакасия на 2018 год» по апелляционному  представлению прокурора Республики Хакасия и апелляционной жалобе  Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия на  решение Верховного Суда Республики Хакасия от 30 октября 2018 г.,  которым административное исковое заявление удовлетворено. 

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации  Александрова В.Н., объяснения представителей ПАО «МРСК Сибири»  Белоглазовой М.В., Пашкина Д.Н. и Шалманова Е.Г., представителя  Министерства экономического развития Республики Хакасия  Манишевой И. А., представителей МУП «АЭС» Дегтеревой Н.В.,  Ожиговой СО., заключение прокурора Генеральной прокуратуры  Российской Федерации Русакова И.В., Судебная коллегия по  административным делам Верховного Суда Российской Федерации 


установила:

публичное акционерное общество «Межрегиональная  распределительная сетевая компания Сибири» обратилось в суд с  административным исковым заявлением о признании не действующими в  части приложений № 1, 2 к приказу Государственного комитета по тарифам и  энергетике Республики Хакасия от 25 декабря 2017 г. № 9-п  «Об утверждении платы за техническое присоединение к электрическим  сетям территориальных сетевых организаций Республики Хакасия на 2018  год». 

Решением Верховного Суда Республики Хакасия от 30 октября 2018 г.  административное исковое заявление удовлетворено. 

Не согласившись с решением суда первой инстанции,  прокурор Республики Хакасия и Государственный комитет по тарифам и  энергетике Республики Хакасия обратились в Судебную коллегию по  административным делам Верховного Суда Российской Федерации с  апелляционным представлением и апелляционной жалобой, в которых  просят судебный акт отменить и отказать в удовлетворении  административного искового заявления. 

Представители ООО «МРЭС», 000 «РЖД», 000 «Энергосервис»,  извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного  разбирательства, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не  явились. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие  неявившихся лиц. 

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы,  заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, заключение  прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная  коллегия по административным делам Верховного Суда Российской  Федерации считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене  исходя из следующего. 

Согласно статье 23 Федерального закона от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ  «Об электроэнергетике» государственное регулирование цен (тарифов),  надбавок осуществляется в порядке, установленном Основами  ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике  (далее - Основы ценообразования) и Правилами государственного  регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике  (далее - Правила регулирования тарифов), утвержденными постановлением  Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. № 1178. 

В соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования при установлении  регулируемых цен (тарифов) регулирующие органы принимают меры,  направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных  расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность. 

Согласно пунктам 16-18 Основ ценообразования определение состава  расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их 


экономической обоснованности производятся в соответствии с  законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми  актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета. 

В силу пункта 87 Основ ценообразования размер платы за  технологическое присоединение, в том числе величина стандартизированных  тарифных ставок, и состав расходов, включаемых в плату за технологическое  присоединение, определяются в соответствии с методическими указаниями  по определению размера платы за технологическое присоединение к  электрическим сетям, утверждаемыми Федеральной антимонопольной  службой. 

В соответствии с пунктом 16 Методических указаний по определению  размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям,  утвержденных приказом Федеральной антимонопольной службы  от 29 августа 2017 г. № 1135/17, для расчета платы за технологическое  присоединение к электрическим сетям учитываются расходы на выполнение  сетевой организацией обязательных мероприятий, в том числе на подготовку  и выдачу сетевой организацией технических условий и их согласование с  системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в  технологически изолированных территориальных электроэнергетических  системах), а в случае выдачи технических условий электростанцией - согласование их с системным оператором (субъектом оперативно- диспетчерского управления в технологически изолированных  территориальных электроэнергетических системах) и со смежными сетевыми  организациями (подпункт «а»); а также на проверку сетевой организацией  выполнения заявителем технических условий в соответствии с разделом IX  Правил технологического присоединения (подпункт «б»). 

Пунктом 25 Методических указаний предусмотрено, что  стандартизированная тарифная ставка С, рассчитывается по мероприятиям,  указанным в пункте 16 (кроме подпункта «б») Методических указаний, в  разбивке по мероприятиям в соответствии с пунктом 21 Методических  указаний. 

В соответствии с приложениями № 2 и № 3 к Методическим указаниям  на основании информации, представленной сетевыми организациями,  регулирующим органом определяется величина фактических экономически  обоснованных расходов отдельно по мероприятиям, указанным в пункте 16  (кроме подпункта «б») Методических указаний, на одно технологическое  присоединение по каждой сетевой организации за каждый из трех  предшествующих периодов регулирования. 

Из материалов судебного и тарифного дел следует, что 30 октября  2017 г. общество обратилось в Комитет по тарифам с заявлением об  установлении платы за технологическое присоединение к электрическим  сетям энергопринимающих устройств (энергетических установок)  юридических и физических лиц к электрическим сетям филиала ПАО  «МРСК Сибири» - «Хакасэнерго» на 2018 год в порядке действовавших на 


момент обращения Методических указаний по определению размера платы  за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденным  приказом Федеральным службы по тарифам от 11 сентября 2012 г. № 209-э/1. 

С 31 октября 2017 г. вступили в силу новые Методические указания по  определению размера платы за технологическое присоединение к  электрическим сетям, утвержденные приказом Федеральной  антимонопольной службы от 29 августа 2017 г. № 1135/17 (далее - Методические указания № 1135/17). 

В соответствии с Методическими указаниями № 1135/17 регулируемая  организация направила новые расчеты вместе с сопроводительным письмом  от 31 октября 2017 г., согласно приложению: 1) расходы на строительство  введенных в эксплуатацию объектов электросетевого хозяйства для целей  технологического присоединения и для целей реализации иных мероприятий  инвестиционной программы общества за 2014-2016 гг.; 2) расходы на  выполнение мероприятий по технологическому присоединению (руб. на одно  ТП) за 2014-2016 гг.; 3) расчет фактических расходов на выполнение  мероприятий по технологическому присоединению за 2014-2016 гг.;  сведения о строительстве линий электропередачи при технологическом  присоединении энергопринимающих устройств максимальной мощностью  менее 8 900 кВт и на уровне напряжения ниже 35 кВ за 2014-2016 гг. 

В силу пункта 12 Правил регулирования тарифов обосновывающие  материалы должны быть представлены регулируемой организацией в  подлинниках или заверенных копиях. 

Поскольку в отношении новых расчетных таблиц обществом не  соблюдены правила их оформления, то административный ответчик  14 ноября 2017 г. вновь запросил у общества подтверждающие документы. 

Согласно ответу административного истца от 17 ноября 2017 г.  материалы по установлению платы за технологическое присоединение  энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и  физических лиц к электрическим сетям филиала ПАО «МРСК Сибири»«Хакасэнерго» на 2018 год согласно приложениям № 1, 2, 3, 5 к  Методическим указаниям № 1135/17 представлены ранее 31 октября 2017 г.  Общество приложило аналогичную информацию на электронном носителе,  подписанную электронной цифровой подписью. 

Оспариваемым нормативным правовым актом Комитета по тарифам  утверждены стандартизированные тарифные ставки, в том числе С) «Ставка  на покрытие расходов при технологическом присоединении по  мероприятиям, не включающим в себя строительство объектов  электросетевого хозяйства» в размере 145,60 (171,81) руб. за одно  присоединение; С^^ «Ставка на осуществление мероприятий по  технологическому присоединению, не включающих в себя строительство  объектов электросетевого хозяйства» в размере 6,53 (7,71) руб./кВт. 

Расчеты выполнены органом регулирования в соответствии с  Методическими указаниями № 1135/17 методом сравнения аналогов на 


основании сведений за три предыдущих года о фактических расходах  регулируемой организации, понесенных на вспомогательные материалы  (автомобильное топливо). 

Удовлетворяя административное исковое заявление, суд первой  инстанции посчитал, что общество представило органу регулирования  достаточно документов для расчета регулируемой цены исходя из других  статей затрат, помимо вспомогательных материалов, в частности, энергии на  хозяйственные нужды, оплаты труда производственного персонала,  отчислений на страховые взносы, прочих расходов. При этом суд первой  инстанции сослался на первоначально представленную документацию на 729  листах. 

Между тем судом апелляционной инстанции исследованы материалы  тарифного дела и установлено, что экономическое обоснование исходных  данных полностью отсутствовало; в соответствии с приложениями 1, 2, 3, 5 к  Методическим указаниям № 1135/17 общество представило лишь расчеты в  форме таблиц без подтверждающей документации. 

Ранее направленные в адрес административного ответчика документы  представлены не по правилам новых методических указаний,  свидетельствуют о заявленных плановых расходах, а фактические затраты  общества не подтверждают. Вместе с тем из пункта 25 Методических  указаний № 1135/17 следует, что для расчета стандартизированной ставки С]  должна использоваться величина фактических экономически обоснованных  расходов за каждый из трех предшествующих периодов регулирования. 

Расходы регулируемой организации на вспомогательные материалы  ранее были признаны экономически обоснованными при утверждении ставок  платы за технологическое присоединение для общества на 2014, 2015 и 2016  годы, которые в этой части не оспаривались, в связи с чем административный  ответчик правомерно руководствовался соответствующими величинами при  расчете регулируемых цен на 2018 год. 

По мнению Судебной коллегии, Комитетом по тарифам не допущено  каких-либо нарушений порядка ценообразования, повлекших установление  экономически необоснованных ставок платы за технологическое  присоединение. 

Руководствуясь статьями 309, 310, 311 Кодекса административного  судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по  административным делам Верховного Суда Российской Федерации 

определила:

решение Верховного Суда Республики Хакасия от 30 октября 2018 г.  отменить. 

В удовлетворении административного искового заявления публичного  акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая  компания Сибири» о признании не действующими приложения № 1 к 


приказу Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики  Хакасия от 25 декабря 2017 г. № 9-п «Об утверждении платы за техническое  присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых  организаций Республики Хакасия на 2018 год» в части, устанавливающей  ставку С; «Ставка на покрытие расходов при технологическом  присоединении по мероприятиям, не включающим в себя строительство  объектов электросетевого хозяйства» в размере 145,60 (171,81) руб. за одно  присоединение; приложения № 2 к названному приказу в части,  устанавливающей ставку С1ШахК «Ставка на осуществление мероприятий по  технологическому присоединению, не включающих в себя строительство  объектов электросетевого хозяйства»/-в размере 6,53 (7,71) руб./кВт., - отказать. 

Председательствующий
Судьи