ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 55-АПА19-5 от 23.05.2019 Верховного Суда РФ

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дело № 55-АПА19-5

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ  г. Москва 23 мая 2019 г. 

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда  Российской Федерации в составе 

председательствующего Александрова В.Н.,
судей Нефедова О.Н., Абакумовой И.Д.
при секретаре Гроховской В.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело  по административному исковому заявлению Юнгблюда В.П., Родькина  М.В., Шульмина А.Н. об оспаривании в части решения Совета депутатов  муниципального образования Усть-Абаканский район Республики Хакасия  от 23 марта 2017 г. № 40 "Об утверждении коэффициентов вида  разрешенного использования для определения размера арендной платы за  использование земельных участков на территории муниципального  образования Усть-Абаканский район" по апелляционной жалобе  Шульмина А.Н. на решение Верховного Суда Республики Хакасия от  25 января 2019 г., которым административное исковое заявление  удовлетворено. 

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации  Александрова В.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры  Российской Федерации Русакова И.В., Судебная коллегия по  административным делам Верховного Суда Российской Федерации, 

установила:

Юнгблюд В.П. обратился в Верховный Суд Республики Хакасия с  административным исковым заявлением о признании недействующим с  момента принятия решения Совета депутатов муниципального образования 


Усть-Абаканский район Республики Хакасия от 23 марта 2017 г. № 40 "Об  утверждении коэффициентов вида разрешенного использования для  определения размера арендной платы за использование земельных участков  на территории муниципального образования Усть-Абаканский район" в части  утверждения коэффициента вида разрешенного использования земельного  участка в размере 0,0985 для земельных участков предназначенных для  размещения объектов общественного питания, установленного в таблице  "Величины коэффициентов вида разрешенного использования земельных  участков из земель населенных пунктов". 

Родькин М.В., Шульмин А.Н. обратились в Верховный Суд Республики  Хакасия с административным исковым заявлением о признании  недействующим с момента принятия решения Совета депутатов  муниципального образования Усть-Абаканский район Республики Хакасия  от 23 марта 2017 г. № 40 "Об утверждении коэффициентов вида  разрешенного использования для определения размера арендной платы за  использование земельных участков на территории муниципального  образования Усть-Абаканский район" (с учетом внесенных в него решениями  Совета депутатов Усть-Абаканского района Республики Хакасия от 11 мая  2017 г. № 57, от 15 августа 2017 г. № 83, от 21 декабря 2017 г. № 38  изменений) в части утверждения коэффициента вида разрешенного  использования земельного участка в размере 0,159 для земельных участков  предназначенных для объектов торговли и капитального строительства,  установленного в таблице "Величины коэффициентов вида разрешенного  использования земельных участков из земель населенных пунктов". 

Решением Верховного Суда Республики Хакасия от 25 января 2019 г.  административные исковые заявления удовлетворены. 

В апелляционной жалобе Шульмин А.Н. просит решение суда первой  инстанции отменить в части и признать не действующим оспариваемый  нормативный правовой акт с момента его принятия. 

Относительно изложенных в апелляционной жалобе доводов  прокуратурой Республики Хакасия представлены возражения. 

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в  апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме. 

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и  возражений на нее, заслушав заключение прокурора Генеральной  прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по  административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает,  что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения  исходя из следующего. 

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской  Федерации (далее - Земельный кодекс) использование земли в Российской  Федерации является платным. Формами платы за использование земли  являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость)  и арендная плата. 


Согласно пункту 3 статьи 39.7 Земельного кодекса порядок  определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в  государственной или муниципальной собственности и предоставленные в  аренду без торгов устанавливается органом государственной власти субъекта  Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в  собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков,  государственная собственность на которые не разграничена. 

Правительство Республики Хакасия является органом государственной  власти Республики Хакасия, осуществляющим регулирование земельных  отношений в Республике, в том числе устанавливающим порядок  определения размера арендной платы за земельные участки. 

Постановлением Правительства Республики Хакасия от  23 января 2008 г. № 05 утвержден Порядок определения размера арендной  платы за земельные участки, государственная собственность на которые не  разграничена, на территории Республика Хакасия (далее- Порядок). 

Согласно пункту 2.2 Порядка размер годовой арендной платы за  земельный участок, за исключением земельных участков, относящихся к  категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи,  радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения  космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного  специального назначения, определяется по формуле: Ап = КС х Кв х Ки, где:  Ап - размер годовой арендной платы за земельный участок, руб.; КС - кадастровая стоимость земельного участка, руб.; Кв - коэффициент,  устанавливаемый уполномоченными органами муниципальных районов,  городских округов и городских поселений в зависимости от вида  разрешенного использования и категории земельного участка с учетом  экономического обоснования; Ки - коэффициент инфляции. 

Пунктом 8 статьи 32 Устава муниципального образования Усть- Абаканский район, утвержденного решением Совета депутатов  муниципального образования Усть-Абаканский район от 20 июня 2005 г.,  предусмотрено, что установление ставок арендной платы, порядка, условий и  сроков её внесения, предоставление льгот в отношении имущества,  находящегося в собственности муниципального района отнесено к  компетенции Совета депутатов Усть-Абаканского района. 

Решением Совета депутатов муниципального образования Усть- Абаканский район Республики Хакасия от 23 марта 2017 г. № 40 утверждены  коэффициенты для определения размера арендной платы за использование  земельных участков в зависимости от вида разрешенного использования на  территории муниципального образования Усть-Абаканский район. 

В пункте 4 таблицы "Величины коэффициентов вида разрешенного  использования земельных участков из земель населенных пунктов"  приложения к вышеуказанному решению указано, что для земельных  участков с видом разрешенного использования: "Земельные участки,  предназначенные для размещения объектов капитального строительства для 


торговли "магазины", коэффициент вида разрешенного использования  земельного участка составляет 0,159 (далее - коэффициент Кв). 

Пунктом 6 вышеуказанной таблицы значение коэффициента Кв для  земельных участков с видом разрешенного использования "земельные  участки, предназначенные для размещения объектов общественного питания  и бытового обслуживания", установлено в размере 0,0985. 

Оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным на  дату его принятия органом местного самоуправления, в установленной  форме, подписан главой муниципального образования, • официально 

опубликован для всеобщего сведения.

Согласно материалам дела Родькину М.В. на основании договора  аренды от 20 июня 2014 г. принадлежит земельный участок с кадастровым  номером <...> площадью 2740 кв.м., категория земель: земли  населенных пунктов, вид разрешенного использования: для строительства  магазина. 

Шульмину А.Н. на основании договора аренды от 20 сентября 2011 г.  принадлежит земельный участок с кадастровым номером <...>  площадью 15000 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид  разрешенного использования: для строительства салона-магазина. 

В соответствии с договором аренды земельного участка от 23 июня  2014 г. Юнгблюд В.П. принадлежит на праве аренды земельный участок с  кадастровым номером <...>, площадью 2740 кв.м., категория  земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для  строительства кафе. 

Размер арендной платы за земельный участок, находящийся в  государственной или муниципальной собственности, определяется в  соответствии с основными принципами определения арендной платы,  установленными Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи  39.7 Земельного кодекса). 

Правительством Российской Федерации принято постановление от 16  июля 2009 г. № 582 "Об основных принципах определения арендной платы  при аренде земельных участков, находящихся в государственной или  муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной  платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли,  находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее 

Постановление № 582).

Указанным нормативным правовым актом предусмотрено, что размер  арендной платы определяется, в том числе, исходя из принципа  экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата  устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка  с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его  разрешенного использования, а также с учетом государственного  регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций,  осуществляющих хозяйственную деятельность на земельном участке, и 


субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность  на земельном участке. 

Ставки арендной платы, коэффициенты и их значения должны  устанавливаться в целях определения экономически обоснованной платы за  аренду земельных участков, соответствующей определенному уровню  коммерческой привлекательности, потребительскому спросу на землю,  развитию инфраструктуры, и призваны обеспечить максимальное  поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении  экономически справедливого баланса интересов арендодателя и арендаторов  земельных участков. 

При принятии нормативного правового акта помимо оценки  местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли  должен проводиться анализ и оценка экономических факторов, влияющих на  уровень их доходности. 

Соблюдение принципа экономической обоснованности компетентным  государственным или муниципальным органом должно быть доказано путем  представления соответствующих расчетов (показывающих доходность  земельных участков), а также документов, содержащих многофакторный  анализ оценочных характеристик земельных участков. 

В подтверждение доводов о соблюдении при принятии оспариваемого  решения положений Постановления № 582 административным ответчиком  представлено заключение ООО "Центр оценки и аудита" от  20 февраля 2017 г. № 3-1/17. 

Оценив указанное доказательство по правилам статьи 84 КАС РФ, суд  первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что оно не может  считаться надлежащим экономическим обоснованием оспариваемого  коэффициента. 

В указанном заключении отсутствует надлежащая оценка  местоположения и градостроительной ценности исследуемой группы  земельных участков, отсутствует анализ и оценка экономических факторов,  влияющих на уровень их доходности, а также обоснование дифференциации  ставки земельного налога на основе многофакторного анализа оценочных  характеристик. 

При таких обстоятельствах Судебная коллегия по административным  делам Верховного Суда Российской Федерации соглашается с выводами суда  о том, что Решение № 40 не соответствует постановлению Правительства РФ   № 582, в связи с чем подлежит признанию не действующим в оспариваемой  части. 

В соответствии с пунктом 38 постановления Пленума Верховного Суда  Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 "О практике рассмотрения  судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов,  содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными  свойствами" нормативный правовой акт или его часть могут быть признаны  не действующими с того времени, когда они вошли в противоречие с  нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу. Если 


нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на  основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд  может признать его не действующим полностью или в части со дня  вступления решения в законную силу. 

Поскольку оспариваемый нормативный акт до вынесения решения суда  применялся и на его основании реализовывались права граждан и  организаций, то с учетом пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса  административного судопроизводства Российской Федерации и разъяснений,  содержащихся в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда  Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50, Судебная коллегия  полагает, что нормативный акт в оспариваемой части подлежит признанию  недействующим со дня вступления решения суда в законную силу. 

Руководствуясь статьями 309, 310 и 311 Кодекса административного  судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по  административным делам Верховного Суда Российской Федерации 

определила:

решение Верховного Суда Республики Хакасия от 25 января 2019 г.  оставить без изменения, апелляционную жалобу Шульмина А.Н. - без  удовлетворения. 

Председательствующий
Судьи